Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к муниципальной программе
развития системы образования
города Махачкалы на 2021 - 2023 годы
"Столичное образование"
23 декабря 2021 г.
Паспорт изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
Паспорт
Подпрограммы - 6 "Воспитание детей и подростков"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма - 6
В соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование рассматривается как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства - это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений, создает "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2023 года".
Усиление воспитательной работы должно быть направлено на решение современных социальных проблем:
- недостаточная актуализация общенациональной системы ценностей, духовных приоритетов и социально-культурных задач;
- морально-нравственная дезинтеграция общества;
- низкий уровень доверия и социальной солидарности;
- нарушение преемственности поколений;
- недостаток гражданского, патриотического самосознания;
- рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций;
- снижение ценности производительного труда, творчества и образования;
- снижение ценностей семейной жизни, ослабление физического, социального и психического здоровья населения.
Проблемы воспитания в системе образования:
- девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании, снижение воспитательной и социализирующей функций образования на фоне распространения отношения к образованию как "образовательной услуге";
- нечеткость целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания; избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;
- деградация форм воспитательной деятельности, искажение методик воспитания: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения;
- доминирование мероприятий иного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми; усиление объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
- дефицит форм, методов, технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности учащихся, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;
- несогласованность действий различных субъектов воспитания (образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти и общественных организаций) в формирующемся воспитательном пространстве;
- излишняя бюрократизация управления воспитательным процессом, стимулирующая имитацию воспитательной деятельности; избыточное администрирование, авторитарность в ущерб развитию потенциала самоорганизации;
- незрелость детско-взрослых общностей в образовательных учреждениях;
- низкий уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях, дефицит ресурсного обеспечения.
Обновление процесса воспитания в общеобразовательных организациях должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта. Включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания.
Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной базой воспитания детей. Но успешное становление и развитие молодого человека происходит на принципах целостности социокультурной среды, поэтому достичь поставленных перед образованием задач воспитания и развития гражданина России, невозможно в рамках отдельной общеобразовательной организации. Назрела необходимость создания единого воспитательного пространства муниципалитета на основе создания сетевых сообществ, обобщения лучшего, передового опыта воспитательной работы, корректировки целей и конкретизации содержания воспитания с учетом новой федеральной нормативно-правовой базы. Необходима координация деятельности организаций общего и дополнительного образования, учреждений культуры, образования и спорта, охраны здоровья, социальной политики и других субъектов социокультурного пространства, содействие воспитательной деятельности семьи.
В рамках реализации новых стандартов общеобразовательными учреждениями разработаны программы духовно-нравственного, экологического, гражданско-патриотического, правового воспитания, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, предупреждения подростковой преступности, профилактики беспризорности, безнадзорности среди несовершеннолетних, развития межнациональных отношений и противодействия идеологии терроризма и экстремизма, профилактики суицидального поведения среди обучающихся. Вместе с тем, качество указанных программ не всегда соответствует требованиям.
Среди существующих сильных сторон и наиболее важных достижений в области воспитания проблемным полем остаются:
- противоречия между быстрой сменой социальных запросов и требований к образованности и воспитанности выпускника школы и сохраняющимися традиционными подходами к содержанию и формам воспитания;
- неправомочное делегирование социальными институтами и обществом всей полноты полномочий по воспитанию исключительно педагогам и общеобразовательной организацией;
- отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения нового поколения образовательных стандартов;
- отсутствие четкого разграничения функций и содержания деятельности органов ученического самоуправления и молодежных и детских общественных объединений;
- отсутствие достаточной педагогической поддержки органов ученического самоуправления, молодежных и детских общественных объединений вследствие недостатка квалифицированных кадров;
- утрата семейных духовно-нравственных ценностей и традиций; расшатывание "семейных устоев"; потеря духовно-нравственных ориентиров, нездоровый образ жизни (пьянство и наркомания);
- самоустранение многих родителей от воспитания детей;
- низкая родительская активность в общественном управлении общеобразовательной организацией;
Данные проблемы требуют продолжения проведения комплексной модернизации системы воспитательной работы в г. Махачкале с целью выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и подростков.
2. Цели, задачи, целевые показатели, ожидаемые конечные результаты Подпрограммы - 6
Цель Подпрограммы - 6: Развитие системы воспитательной работы и единого воспитательного пространства на основе преемственности содержания основного и дополнительного образования детей.
Задачами Подпрограммы - 6 являются:
1. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий в системе воспитания образования детей и подростков.
2. Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми.
3. Повышение статуса родительства (материнства и отцовства) и уровня социальной активности семей на основе межведомственного взаимодействия и социального партнерства.
4. Поддержка семейных клубов, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом религии и традиционной культуры местных сообществ;
5. Поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом.
6. Содействие в работе муниципального ресурсного центра ООГДЮО "Российское движение школьников" и повышение роли детских общественных организаций в учебно-воспитательном процессе. Вовлечение детей в ДОО
7. Вовлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих и благотворительных проектах, акциях, в волонтерском движении.
Целевые показатели Подпрограммы - 6 "Воспитание детей и подростков"
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
|||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
|
4 |
|
Доля общеобразовательных организаций, реализующих программы по направлениям (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое, правовое воспитание, профилактика культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся, предупреждение подростковой преступности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, профилактика беспризорности и безнадзорности среди несовершеннолетних, развитие межнациональных отношений и противодействия идеологии терроризма и экстремизма) |
% |
100 |
100 |
100 |
|
Доля обучающихся, вовлеченных в воспитательные мероприятия, от общего числа обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
92 |
93 |
94 |
|
Доля обучающихся, вовлеченных в работу органов ученического самоуправления, от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях. |
% |
27 |
28 |
29 |
|
Доля обучающихся вовлеченных в ООГДЮО "Российское движение школьников" (и другие ДОО), от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях |
% |
30 |
40 |
50 |
|
Доля общеобразовательных организаций взаимодействующих с социальными институтами по воспитанию подрастающего поколения. |
% |
100 |
100 |
100 |
|
Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением от общего количества учащихся. |
% |
0,45 |
0,44 |
0,43 |
Ожидаемые конечные результаты Подпрограммы - 6:
Реализация Подпрограммы - 6 должна обеспечить:
1. Увеличение доли общеобразовательных организаций, реализующих эффективные технологии воспитания и социализации, основанные на подходе неадаптивной социализации, предполагающей создание возможности формирования ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, в открытой социальной среде - 100 процентов.
2. Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в воспитательные мероприятия, от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях - 94 процента.
3. Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в работу органов ученического самоуправления, от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях - 29 процентов.
4. Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в ООГДЮО "Российское движение школьников" (и другие ДОО), от общего числа обучающихся в общеобразовательных организациях - 50 процентов.
5. Увеличение доли общеобразовательных организаций взаимодействующих с социальными институтами по воспитанию подрастающего поколения - 100 процентов.
6. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением от общего количества учащихся - 0,43 процента.
Раздел 3 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
3. Объемы и источники финансирования Подпрограммы - 6
Объем финансирования Подпрограммы - 6 на 2021 - 2023 годы за счет средств муниципального бюджета города Махачкалы составляет 6 949,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 год - 2 316,5 тыс. руб.
2022 год - 2 316,5 тыс. руб.
2023 год - 2 316,5 тыс. руб.
Раздел 4 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
4. Перечень мероприятий по реализации Подпрограммы - 6 "Воспитание детей и подростков на 2021-2023 годы"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Объем финансирования (тыс. рублей в ценах текущих лет) |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|||
всего |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|
|
|||
1. |
Организация и проведение с участием работников системы образования и общественности мероприятий, направленных на решение актуальных задач в сфере образования, в различных формах (совещания, конференции, форумы, семинары, лекции, практикумы, тренинги, "круглые столы", консультации) |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Дагестанский институт развития образования Дагестанский государственный педагогический институт |
Обеспечение условий для повышения уровня профессиональной подготовки педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования детей |
2. |
Реализация комплекса мер, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и подростков |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Общеобразовательные учреждения Учреждения дополнительного образования |
Развитие и совершенствование форм и методов духовно-нравственного воспитания детей и подростков на основе современных подходов к организации воспитательного процесса |
3 |
Реализация комплекса мер, направленных на профилактику безнадзорности правонарушений и молодежного экстремизма |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Общеобразовательные учреждения Учреждения дополнительного образования |
Развитие и совершенствование форм и методов воспитательной работы с детьми и подростками, направленных на профилактику безнадзорности, правонарушений и молодежного экстремизма |
4. |
Реализация комплекса мер, направленных на организацию и проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Общеобразовательные учреждения Учреждения дополнительного образования |
Развитие и совершенствование форм и методов воспитательной работы с детьми и подростками, направленных на организацию и проведение профилактических мероприятий антинаркотической направленности |
5. |
Реализация комплекса мер, направленных на организацию и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Общеобразовательные учреждения Учреждения дополнительного образования |
Развитие и совершенствование форм и методов воспитательной работы с детьми и подростками, направленных на организацию и проведение мероприятий по пропаганде здорового образа жизни |
6. |
Содействие, поддержка и координирование работы муниципального ресурсного центра ООГДЮО Российское движение школьников. |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Центр дополнительного образования |
Повышение роли детских организаций обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом. Развитие личных качеств и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся. |
7. |
Реализация проектов и мероприятий по направлениям ООГДЮО "Российское движение школьников" |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные учреждения Учреждения дополнительного образования |
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры, гражданственности, социальной активности и патриотизма. Повышение роли детских организаций обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом. Развитие личных качеств и дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся. |
8. |
Открытая лига Брейн-ринг среди ОО |
Ежегодно |
246,0 |
82,0 |
82,0 |
82,0 |
Управление образования Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
Расширение кругозора детей, закрепление знаний, полученные на уроках; формирование умения работать командой, чувствовать ответственность за свое общеобразовательное учреждение. |
9. |
Городской конкурс патриотического творчества "Мы - патриоты Дагестана" |
Ежегодно |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Расширить знания об историческом прошлом нашей страны, Республики Дагестан. Воспитывать чувства патриотизма, любви к малой родине. |
10. |
Городской этап республиканского фестиваля "Очаг мой - родной Дагестан" |
Ежегодно |
159,3 |
53,1 |
53,1 |
53,1 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Расширить знания об историческом прошлом и настоящем нашей страны, Республики Дагестан. Воспитывать чувства патриотизма, любви к малой родине. |
11. |
Городская Лига Клуба Веселых и Находчивых |
Ежегодно |
336,0 |
112,0 |
112,0 |
112,0 |
Управление образования Комитет по спорту, туризму и делам молодежи |
Развитие лучших традиций наиболее популярного в молодежной среде жанра самодеятельного творчества и совершенствования новых форм организации молодежного досуга. Поддержка творческой инициативы активистов школы. Развитие движения КВН в городе Махачкале. Выявление лучших команд КВН. |
12 |
Городской конкурс "Золотая осень |
Ежегодно |
210,0 |
70,0 |
70,0 |
70,0 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Закрепить и обобщить знания детей об осени в занимательной и игровой форме. Расширять знания детей об окружающем мире. Воспитывать бережное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять ее. |
13 |
Конкурс антинаркотических агитбригад "Мы за здоровый образ жизни" |
Ежегодно |
184,5 |
61,5 |
61,5 |
61,5 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Пропаганда здорового образа жизни. Формирование ценностного отношения к собственному здоровью при помощи углубления знаний о пагубном влиянии вредных привычек на организм. |
14 |
Акция "Дети города Махачкалы против терроризма и наркомании" |
Ежегодно |
199,5 |
66,5 |
66,5 |
66,5 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Межведомственное взаимодействие в профилактике терроризма и наркомании с обучающимися в ОУ. Профилактика идеологии экстремизма и терроризма, устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Привлечение внимания педагогической общественности к осознанию надвигающейся опасности распространения терроризма и наркомании среди учащихся и молодежи. |
15 |
Городской конкурс "Самый классный Классный" |
Ежегодно |
294,9 |
98,3 |
98,3 |
98,3 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Повышение престижности работы классного руководителя. Повышение педагогического мастерства классных руководителей. Расширение диапазона профессионального общения классных руководителей. Выявление творческого потенциала классных руководителей |
16 |
Городской праздник "Последний звонок" |
Ежегодно |
240,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Пропаганда и сохранение традиций школы, воспитание гражданственности и патриотизма, повышение авторитета школы, качества культурно-массовых мероприятий с школьниками. Укрепления межведомственных связей в воспитании школьников. |
17 |
Августовская конференция |
Ежегодно |
805,5 |
268,5 |
268,5 |
268,5 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Определение ключевых направлений развития системы образования г. Махачкалы. Привлечение к обсуждению педагогических проблем всего образовательного сообщества и всей общественности. |
18 |
Новогодние благотворительные акции |
Ежегодно |
883,5 |
294,5 |
294,5 |
294,5 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Содействие развитию творческих способностей детей с ограниченными возможностями. Выявление молодых талантов. Поддержка творчески одарённых детей с ограниченными возможностями здоровья; содействие их социальной адаптации. Привлечение внимания широкой общественности к созидательно-творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья как средству их самовыражения и реализации. |
19 |
День учителя |
Ежегодно |
1569,0 |
523,0 |
523,0 |
523,0 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Воспитание у учащихся уважительного отношения к труду учителя, к профессии педагог. Улучшение качества взаимопонимания и общения между педагогом и учащимися. Развитие творческих способностей посредством участия их в праздничной программе. |
20 |
Городской конкурс "Лучший отряд юных инспекторов дорожного движения" |
Ежегодно |
171,9 |
57,3 |
57,3 |
57,3 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Предупреждение детского дорожного травматизма, сохранение жизни и здоровья детей и подростков |
21 |
Городской этап республиканского конкурса "Безопасное колесо" |
Ежегодно |
130,2 |
43,4 |
43,4 |
43,4 |
Управление образования Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Предупреждение детского дорожного травматизма, сохранение жизни и здоровья детей и подростков |
22 |
Городской форум Российского движения школьников |
Ежегодно |
240,0 |
80,0 |
80,0 |
80,0 |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры, гражданственности, социальной активности и патриотизма. Повышение роли детских организаций обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом |
23 |
Городской конкурс "Лучшие в РДШ" |
Ежегодно |
138,0 |
46,0 |
46,0 |
46,0 |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры, гражданственности, социальной активности и патриотизма. Повышение роли детских организаций обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом. Навыки командной работы. |
24 |
Городской этап Всероссийского конкурса "Я познаю Россию" |
Ежегодно |
121,2 |
40,4 |
40,4 |
40,4 |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Расширить знания об историческом прошлом и настоящем нашей страны, Республики Дагестан. Воспитывать чувства патриотизма, любви к малой родине. |
25 |
Городской этап Республиканского конкурса "Лидер ДОО" |
Ежегодно |
60,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Формирование нравственных основ личности и духовной культуры, гражданственности, социальной активности и патриотизма. Повышение роли детских организаций обучающихся в управлении учебно-воспитательным процессом. Навыки командной работы. |
26 |
Форум "Учителя года России в Махачкале" |
Ежегодно |
900,0 |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Повышение престижности работы педагога. Повышение педагогического мастерства педагога. Расширение диапазона профессионального общения педагога. Обмен опытом |
27 |
Городской этап Всероссийского конкурса "Доброволец года" |
Ежегодно |
- |
- |
- |
- |
Управление образования Муниципальный ресурсный центр РДШ Общеобразовательные организации Учреждения дополнительного образования |
Формирование нравственных основ личности, гражданственности, социальной активности. Навыки создания и реализации социального проекта |
28 |
Реализация Всероссийского проекта "Классные встречи" Национального проекта "Образование" |
|
- |
- |
- |
- |
|
|
|
Итого: |
|
6 949,5 |
2316,5 |
2316,5 |
2316,5 |
|
|
<< Приложение N 5. Подпрограмма - 5 "Талантливые дети столицы" |
||
Содержание Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 5 марта... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.