Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к муниципальной программе
развития системы образования
города Махачкалы на 2021 - 2023 годы
"Столичное образование"
23 декабря 2021 г.
Паспорт изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
Паспорт
Подпрограммы - 2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования"
1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы-2, в том числе проблемы, описание основных проблем и прогноз развития
Муниципальная система образования города Махачкалы сегодня представлена 71 муниципальными общеобразовательными организациями, из них 6 учреждений "Начальная школа - детский сад", 3 коррекционных образовательных учреждения, 1 интернат для детей-сирот, 1 кадетский корпус, в которых обучается 92 081, из них более 51 тыс. школьников - в первую смену, более 37 тыс. детей - во вторую смену, в третью смену - более 2 тыс. школьников.
В образовательных учреждениях внедряются вариативные формы обучения. Так на начало 2020-2021 учебного года обучение в форме семейного образования получают более 180 учащихся, домашнее обучение организовано для 1088 детей, имеющих проблемы со здоровьем. В классах при больницах обучается более 468 детей, находящихся на длительном лечении в стационарах. В классах ОВЗ в образовательных учреждениях города обучается 191 детей.
В 2020 учебном году медали за особые успехи в учении получили 380 учащихся, аттестаты особого образца получили 586 выпускников 9-х классов. За последние три года контингент (численность) детей муниципальных ОО резко увеличился. Проектная мощность муниципальных общеобразовательных организаций в сумме составляет 49520 ученических мест. Для размещения учащихся в односменном режиме с учетом контингента начала 2020-2021 учебного года (92081 обучающихся) нехватка мест в муниципальных образовательных организациях составляет 42563 ученических мест.
В рамках реализации государственной программы "Доступная среда", созданы условия доступа и обучения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. В столице функционируют 3 специальных коррекционных общеобразовательных учреждения (МКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида", МКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида", Муниципальное МКУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида"), реализующих основные общеобразовательные программы с охватом 689 учащихся, 65 учащихся (дети-инвалиды с ДЦП) получают инклюзивное образование в МБОУ "Гимназия N 4".
Для повышения качества образования и создания комфортных, безопасных условий нашим образовательным учреждениям требуется улучшение материально-технического оснащения.
Проблемы:
Одной из серьёзных причин несоответствия ОО к требованиям является следующее:
- 15% ОО построены до 1950 года;
- 48% ОО построены до 1980 года.
Также другой проблемой является то, что не все образовательные организации расположены в типовых зданиях:
- в типовых зданиях расположено 46 школ, что составляет 79% от всех школ города;
- в приспособленных - 12 школ N 20, 23, 24, 32, 41, 45, 47, 49, 53, 55, 57 "Перспектива";
- в щитовых - приспособленных - 2 школы - N 23, 24 (корпус начальной школы);
- 3 интерната в приспособленных помещениях (ДКК, интернат 2 вида, интернат 4 вида).
Ещё один серьёзный вопрос - это наличие правоустанавливающих документов на образовательную деятельность ОО города:
- из 71 образовательной организации не имеет правоустанавливающие документы 1 школа (N 49), которая не может получить заключение Роспотребнадзора по РД ввиду того, что школа расположена в здании 1929 года постройки и требуется серьёзная реконструкция здания.
Необходимо обозначить приоритетные задачи:
- обеспечить устойчивое развитие муниципальной системы образования через повышение качества образования и образовательных услуг;
- обеспечить развитие инфраструктуры и укрепление материально-технической базы ОО;
- создать условия для независимой оценки качества образования, как фактора дальнейшего повышения эффективности работы муниципальных образовательных организаций.
Развитие современного образования как открытой системы требует от педагогов образовательных организаций гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию, что делает необходимым постоянное участие педагогов в программах повышения квалификации.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Кадровое обеспечение
Одной из наиболее важных форм повышения квалификации работников является прохождение курсовой подготовки. В последние годы возрастает сотрудничество с ДГУ, на базе которого организовано обучение по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
3. Качество образования
Количество участников ЕГЭ-2020 - 2111 чел. Для проведения ЕГЭ были приведены в соответствие с регламентом проведения ЕГЭ пункты проведения экзаменов на базе 9 ОУ N: 11, 13, 22, 30, 34, 39, 46, 56. Также были организованы обучение и аттестация педагогических работников по программе "Основы и организация проведения ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ". Обучение и аттестацию на знание инструктивно-методических материалов для организатора пункта проведения экзамена прошли 737 человек.
ЕГЭ 2020 года
Предмет |
Кол-во участников |
Средний балл |
Не преодолели минимальный порог |
Более 80 баллов |
Максимальный балл |
Русский язык |
2079 |
71 |
25 (1,2%) |
624 (30%) |
100 - 16 чел.: выпускники ОУ NN: 1, 3, 7 (3), 8, 13 (2), 22, 33, 39, 40, 46, 47, 52, 56 |
Математика профильная |
630 |
47 |
100 (16%) |
34 (5,4%) |
100 - 1 чел.: выпускник ОУ N 39 |
Английский язык |
185 |
66 |
3 (1,6%) |
59 (31,9%) |
94 - 4 чел.: Выпускник ОУ N:13 (2), 28, 29 |
Биология |
838 |
51 |
160 (19,1%) |
39 (4,7%) |
93 - 2 чел.: выпускник ОУ NN: 1, 50 |
География |
10 |
54 |
0 |
1 |
83 - 1 чел.: выпускники ОУ NN: 13 |
Информатика |
165 |
53 |
27 (16,4%) |
12 (7,3%) |
92 - 1 чел.: выпускники ОУ N: 56 |
История |
482 |
52 |
50 (10,4%) |
43 (8,9%) |
98 - 3 чел.: выпускник ОУ NN: 13 (2 ч), 38 |
Литература |
78 |
57 |
8 (10,3%) |
5 (6,4%) |
94- 2 чел.: выпускники ОУ NN: 33, 38 |
Обществознание |
808 |
53 |
218 (27%) |
71 (8,8%) |
100 - 2 чел.: выпускники ОУ NN: 39, 46 |
Физика |
169 |
50 |
24 (14,2%) |
9 (5,3%) |
93 - 3 чел.: выпускник ОУ NN: 8, 17, 39 |
Химия |
792 |
52 |
184 (23,2%) |
87 (11%) |
100 - 5 чел.: выпускники ОУ NN: 1 (2 ч), 3, 39 (2 ч) |
Медаль "За особые успехи в учении":
- В 2019 году получили 195 (9,4%) выпускников
- В 2020 году получили 380 (17%) выпускников
100 баллов по различным предметам получили:
- В 2019 году 17 выпускников.
- В 2020 году 23 выпускника.
Сравнительный анализ количества стобалльников за 2 года
|
2019 |
2020 |
||
N |
ОО |
Предмет |
ОО |
Предмет |
1 |
Лицей N 39 |
Биология |
Гимназия N 1 |
Русский язык |
2 |
Лицей N 39 |
Информатика |
Гимназия N 1 |
Химия |
3 |
Гимназия N 13 |
Информатика |
Гимназия N 1 |
Химия |
4 |
Гимназия N 13 |
История |
Лицей N 3 |
Русский язык |
5 |
Гимназия N 38 |
Обществознание |
Лицей N 3 |
Химия |
6 |
Лицей N 39 |
Русский язык |
Гимназия N 7 |
Русский язык |
7 |
Лицей N 5 |
Русский язык |
Гимназия N 7 |
Русский язык |
8 |
СОШ N 50 |
Русский язык |
Гимназия N 7 |
Русский язык |
9 |
Лицей N 39 |
Русский язык |
Лицей N 8 |
Русский язык |
10 |
Лицей N 8 |
Русский язык |
Гимназия N 13 |
Русский язык |
11 |
СОШ N 2 |
Русский язык |
Гимназия N 13 |
Русский язык |
12 |
Лицей N 52 |
Химия |
Лицей N 22 |
Русский язык |
13 |
Лицей N 22 |
Химия |
Гимназия N 33 |
Русский язык |
14 |
Лицей N 22 |
Химия |
Лицей N 39 |
Русский язык |
15 |
Лицей N 39 |
Химия |
Лицей N 39 |
Математика |
16 |
Гимназия N 13 |
Химия |
Лицей N 39 |
Химия |
17 |
СОШ N 47 |
Химия |
Лицей N 39 |
Химия |
18 |
|
|
Лицей N 39 |
Обществознание |
19 |
|
|
СОШ N 40 |
Русский язык |
20 |
|
|
СОШ N 46 |
Русский язык, Обществознание |
21 |
|
|
СОШ N 46 |
|
22 |
|
|
СОШ N 47 |
Русский язык |
23 |
|
|
Лицей N 52 |
Русский язык |
24 |
|
|
Гимназия N 56 |
Русский язык |
Проблемы.
1. Низкая учебно-материальная база образовательных организаций.
2. Потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством творческого его освоения, применения новейших достижений науки и педагогического опыта.
Пути решения:
1. Улучшение материально-технической базы, обеспечение ОО учебно-методической литературой, интерактивным оборудованием и компьютерной техникой.
2. Создание в школе системы непрерывного педагогического образования как условия профессионального развития педагога. Привлечение в образовательное учреждение специалистов, обеспечивающих соответствующие условия для перехода к новому качеству образования на основе информационных технологий, инновационной деятельности школ.
3. Совершенствование механизма внутришкольного управления качеством образования, работы по программам профильного и углубленного изучения отдельных предметов, элективных курсов, поддержки научно-исследовательской и проектной деятельности.
4. Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями образования в 2020 году
Процедурой проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями образования в 2020 году были охвачены 45 муниципальная образовательная организация.
Данная процедура осуществлена обществом с ограниченной ответственностью "Ас-холдинг".
Информирование граждан о возможности участия в оценке качества условий оказания услуг проводилось публикациями в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, на сайтах учреждений, в социальных сетях, а также выступлениями на телеканалах, видеосюжетами, радиорепортажами, размещением тематических пресс-релизов на официальных сайтах и порталах.
Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг организациями образования обсуждены и утверждены Общественным Советом, а также размещены на сайте Управления образования г. Махачкалы и на сайте bus.gov.ru.
По итогам проведенной независимой оценки качества условий оказания услуг организациями образования разработаны рекомендации муниципальным образовательным организациям по повышению качества работы. Данные результаты будут также использованы при планировании работы управления образования на 2020 год, будут включены мероприятия по проверке деятельности организаций, имеющих низкие показатели по результатам проведенной оценки.
Итоги оценки качества условий деятельности образовательных организаций, а также рекомендации по повышению качества работы направлены в образовательные учреждения для сведения и руководства в работе.
Результаты независимой оценки будут учитываться при анализе эффективности деятельности руководителя образовательной организации.
5. Предпрофильная подготовка и профильное обучение, профориентационная работа
Одной из приоритетных проблем на сегодняшний день является реализация образовательных стандартов второго поколения. Реализация идеи профильности ставит выпускника старшей школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Особую важность приобретает предпрофильная подготовка девятиклассников, так как ученик должен будет получить информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы и принять ответственное решение. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
Во всех ОО города осуществляется предпрофильная подготовка обучающихся. Планы предпрофильной подготовки составлены в соответствии с рекомендациями "О направлении рекомендаций по организации предпрофильной подготовки в 9-х классах". На основе образовательных стандартов, примерных и авторских программ, в соответствии с требованиями положения ОО педагогами разработаны рабочие программы по предметам и курсам учебного плана.
21 общеобразовательная организация осуществляет образовательную деятельность с углубленным изучением отдельных учебных дисциплин.
6. Внедрение инноваций, экспериментальная и исследовательская деятельность
В целях развития инновационной деятельности, укрепления взаимодействия, усиления практической направленности и методической помощи педагогам в ОО города функционируют 10 инновационных площадок по следующим направлениям: математика, информатика, русский язык, начальная школа, историческая школа, иностранные языки, экология, валеология, этнокультурное направление, родные языки, ИЗО, технология.
Функционирование экспериментальных площадок позволяет в режиме эксперимента накапливать опыт, выявлять проблемы в организации, координации и управлении процессом реализации стандартов в основном звене для остальных общеобразовательных организаций. Данные площадки приказом Управления образования определены как базовые (опорные) школы, целью которых является реализация методической работы по заявленному направлению. На базе опорных школ ежемесячно в течение учебного года проводятся открытые уроки, мастер-классы, которые дают возможность отслеживать результативность функционирования инновационной площадки. Наиболее перспективными направлениями развития экспериментального и инновационного пространства является:
- создание единого информационного пространства экспериментальной и инновационной деятельности города;
- формирование электронной базы данных по экспериментальной деятельности ОО;
- совершенствование методического сопровождения экспериментальной деятельности;
- создание комплекса городских школ по трем направлениям: физтех школы, филологические школы, культура народов РД.
7. Методическая работа. Нормативно-правовая база методической работы
Роль методических служб заключается в организации компетентного методического сопровождения учителя в тех направлениях, которые являются ключевыми в ФГОС.
В ОО города успешно реализуются Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования и основного общего образования. Важным направлением работы методической службы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации. Управлением образования города были организованы творческие группы на базе каждого ОО по проблемам реализации ФГОС.
В 2020 году педагоги и учащиеся школ города Махачкалы принимали активное участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах, конференциях, олимпиадах, выездных семинарах, круглых столах и других мероприятиях.
Приоритетным направлением деятельности с учителями в последние годы были пропаганда и внедрение в учебный процесс современных образовательных технологий.
Раздел 2 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
2. Цели, задачи, целевые показатели, ожидаемые конечные результаты Подпрограммы-2
Подпрограмма-2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования" представляет собой комплекс мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и решение задач по направлению "Начальное общее, основное общее, среднее общее образование".
Цель - обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития города.
Задачи Подпрограммы-2:
1. Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего, среднего общего образования;
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. Достижение новых качественных образовательных результатов.
5. Создание безопасной, доступной среды образовательного процесса.
6. Расширение возможностей использования информационных технологий в создании современного образовательного пространства.
Подпрограмма-2 включает в себя следующие мероприятия:
- создание условий для получения современного качественного образования;
- обеспечение деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений;
- создание и укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных учреждений;
- повышение доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение ФГОС;
- профилизация образования.
Эффективное решение обозначенных задач требует комплексного подхода, концентрации финансовых средств из муниципального бюджета, четких механизмов управления проводимыми мероприятиями.
Реализация мероприятий Подпрограммы-2 позволит продолжить работу, направленную на обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами населения и перспективными задачами социально-экономического развития города.
Целевые показатели Подпрограммы-2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования":
Наименование целевого индикатора |
Единица измерения |
Значение целевого показателя |
||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый экзамен по данным предметам |
% |
98,66 |
98,7 |
98,8 |
Доля обучающихся, занимающихся во вторую и третью смену |
% |
38,4 |
35 |
30 |
Удельный вес обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в первую смену в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций |
% |
61,2 |
65 |
70 |
В результате реализации Подпрограммы-2 ожидается:
1. Доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый экзамен по данным предметам, - 94,5 процентов.
2. Уменьшение доли обучающихся, занимающихся во вторую и третью смену, - 30 процентов.
3. Увеличение удельного веса обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, занимающихся в первую смену, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций - 70 процентов.
Раздел 3 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
3. Объемы и источники финансирования Подпрограммы - 2
"Объем финансирования подпрограммы в 2021 - 2023 годах составляет 1151937,0 тыс. рублей, из них:
2021 год - 400325,6 тыс. руб.:
81889,5 тыс. руб. - заработная плата и начисления
652,7 тыс. руб. - услуги связи
101305,2 тыс. руб. - коммунальные услуги
274,3 тыс. руб. - арендная плата за пользование имуществом
23903,1 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
34652,8 тыс. руб. - прочие услуги
27638,6 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
124009,4 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
6000,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств
2022 год - 375805,7 тыс. руб.:
95537,9 тыс. руб. - заработная плата и начисления
652,7 тыс. руб. - услуги связи
101305,2 тыс. руб. - коммунальные услуги
274,3 тыс. руб. - арендная плата за пользование имуществом
13923,5 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
18527,1 тыс. руб. - прочие услуги
27638,6 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
111946,4 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
6000,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств
2023 год - 375805,7 тыс. руб.:
95537,9 тыс. руб. - заработная плата и начисления
652,7 тыс. руб. - услуги связи
101305,2 тыс. руб. - коммунальные услуги
274,3 тыс. руб. - арендная плата за пользование имуществом
13923,5 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
18527,1 тыс. руб. - прочие услуги
27638,6 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
111946,4 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
6000,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств Интернаты:
Объем финансирования подпрограммы в 2021 - 2023 годах составляет 408538,0 тыс. рублей, из них:
2021 год - 125731,8 тыс. руб.
79866,7 тыс. руб. - заработная плата и начисления
98,9 тыс. руб. - услуги связи
12555,4 тыс. руб. - коммунальные услуги
2346,4 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
8876,0 тыс. руб. - прочие услуги
12821,4 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
7667,0 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
1500,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств
2022 год - 141403,1 тыс. руб.
95538,0 тыс. руб. - заработная плата и начисления
98,9 тыс. руб. - услуги связи
12555,4 тыс. руб. - коммунальные услуги
2346,4 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
8876,0 тыс. руб. - прочие услуги
12821,4 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
7667,0 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
1500,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств
2023 год - 141403,1 тыс. руб. в том числе:
95538,0 тыс. руб. - заработная плата и начисления
98.9 тыс. руб. - услуги связи
12555,4 тыс. руб. - коммунальные услуги
2346,4 тыс. руб. - услуги по содержанию имущества
8876,0 тыс. руб. - прочие услуги
12821,4 тыс. руб. - увеличение стоимости МЗ
7667,0 тыс. руб. - уплата налогов, сборов и иных платежей
1500,0 тыс. руб. - увеличение стоимости основных средств.
Раздел 4 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Администрации городского округа с внутригородским делением "Город Махачкала" Республики Дагестан от 23 декабря 2021 г. N 989
4. Перечень мероприятий по реализации Подпрограммы - 2 "Развитие начального общего, основного общего, среднего общего образования" на 2021 - 2023 годы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.