Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Амурской области
от 11 марта 2021 г. N 130
Региональная программа
"Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы"
14 декабря 2021 г.
Паспорт региональной программы
Наименование Программы |
Региональная программа "Повышение уровня финансовой грамотности населения Амурской области на 2021 - 2023 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки и реализации Программы |
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия повышения финансовой грамотности) |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Амурской области |
Координаторы Программы |
Министерство финансов Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; министерство социальной защиты населения Амурской области; министерство культуры и национальной политики Амурской области; министерство экономического развития и внешних связей Амурской области; Отделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Благовещенск) (по согласованию) |
Основные исполнители и участники Программы |
Отделение Благовещенск (по согласованию); Управление Роспотребнадзора по Амурской области (по согласованию); УФНС России по Амурской области (по согласованию); Государственное учреждение Амурское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение Фонда) (по согласованию); Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Амурской области (далее - Отделение ПФ РФ по Амурской области) (по согласованию); кредитные организации (по согласованию); уполномоченный по правам человека в Амурской области; министерство образования и науки Амурской области; министерство социальной защиты населения Амурской области; министерство культуры и национальной политики Амурской области; министерство экономического развития и внешних связей Амурской области; министерство финансов Амурской области; управление занятости населения Амурской области; областные учреждения, подведомственные координаторам Программы; некоммерческие организации (по согласованию) |
Цели Программы |
Содействие формированию у населения Амурской области разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг |
Задачи Программы |
1. Проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Амурской области. 2. Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности населения. 3. Внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности. 4. Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг |
Целевые показатели реализации Программы |
1. Доля населения Амурской области, принявшего участие в обучающих мероприятиях по повышению финансовой грамотности, при условии охвата такими мероприятиями всех приоритетных групп населения согласно Стратегии повышения финансовой грамотности. 2. Охват образовательными мероприятиями по повышению финансовой грамотности всех приоритетных групп населения согласно Стратегии повышения финансовой грамотности. 3. Численность педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (с нарастающим итогом). 4. Доля обучающихся в образовательных организациях, охваченных мероприятиями Программы (с нарастающим итогом), в том числе на уровне дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования. 5. Количество подготовленных тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности населения (нарастающим итогом). 6. Количество граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. 7. Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходящих реабилитацию в организациях социального обслуживания, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг. 8. Численность субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности. 9. Наличие межведомственного рабочего органа, обеспечивающего координацию деятельности по повышению финансовой грамотности в Амурской области |
Сроки и этапы реализации Программы |
2021 - 2023 годы. I этап: создание постоянно действующей системы повышения уровня финансовой грамотности населения: подготовка и принятие основной документации по реализации Программы, подготовка педагогов, тьюторов и консультантов, содействие включению в образовательный процесс разработанных программ, методик, подходов, организация последующего регулярного обучения и консультирования (2021 год); II этап: распространение мероприятий Программы на все целевые группы (2022 - 2023 годы) |
Объемы и источники финансирования Программы |
Реализация программных мероприятий осуществляется за счет текущего финансирования основных исполнителей и участников Программы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
1. Совершенствование мер по повышению финансовой грамотности населения Амурской области и субъектов малого и среднего предпринимательства. 2. Обеспечение комплексного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке населения Амурской области. 3. Обеспечение получения гражданами доступной, объективной и качественной информации в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в соответствии с возрастной категорией, жизненными ситуациями и потребностями. 4. Обеспечение большей доступности финансового образования в различных формах целевых групп, особенно социально уязвимых. 5. Развитие институционального и кадрового потенциала, включая подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. 6. Разработка учебных, методических и образовательных материалов и доведение их до потребителей. 7. Создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов по повышению финансовой грамотности. 8. Организация постоянно функционирующей пиар-кампании в средствах массовой информации. 9. Развитие механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области. 10. Создание системы мониторинга и оценки уровня финансовой грамотности различных возрастных и социальных групп населения |
1. Общие положения
В течение последних лет развитие российского финансового сектора происходило одновременно с экономическим ростом и увеличением доходов граждан. Это привело к широкому распространению основных финансовых услуг, таких как денежные переводы и банковские депозиты в режиме онлайн, банковские и кредитные карты.
Особенностью финансовой культуры россиян является недостаточный уровень финансовой дисциплины и ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами. Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны.
Проведенные исследования и анализ мнений экспертного сообщества показывают, что российскому потребителю финансовых услуг присущи установки финансового поведения, связанные с возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также пассивное отношение к контролю за личными финансами.
Уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору, как правило, низок. Не все россияне в той или иной степени уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения.
С целью решения данных проблем на федеральном уровне разрабатываются и реализуются образовательные программы по повышению финансовой грамотности для различных целевых и возрастных групп. В программах на постоянной основе принимают активное участие пилотные регионы Российской Федерации, в которых созданы региональные центры финансовой грамотности. На федеральном уровне активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения принимают Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России), а также Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, институты финансового рынка и другие заинтересованные стороны.
Системную работу на территории Амурской области ведет Банк России, в том числе развивая двустороннее сотрудничество в области повышения финансовой грамотности населения Амурской области с исполнительными органами государственной власти Амурской области, государственными учреждениями, органами местного самоуправления Амурской области.
В 2017 году между Банком России и министерством образования и науки Амурской области заключено соглашение о сотрудничестве, в рамках которого налажено взаимодействие по популяризации образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе. Это сотрудничество позволяет проводить необходимую работу по развитию кадрового потенциала и подготовке педагогов дополнительного профессионального образования в области реализации программ повышения финансовой грамотности.
Одновременно министерство образования и науки Амурской области совместно с Банком России проводит систематическую работу по финансовому просвещению и организации участия учащихся общеобразовательных организаций Амурской области во всероссийских программах и проектах в сфере финансовой грамотности:
1) Всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях;
2) онлайн-уроки финансовой грамотности;
3) Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи;
4) Всероссийский финансовый зачет.
С каждым годом растет как география проводимых мероприятий, так и охват аудитории. Слушателями открытых лекций в сфере финансовой грамотности становятся не только школьники и молодежь, но и взрослое население Амурской области, в том числе жители отдаленных сел и районов.
С 2018 года открытые лекции и онлайн-уроки проводятся специалистами Отделения Благовещенск в рамках Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению уровня финансовой доступности на территории Амурской области на период 2019 - 2020 годов (в рамках Стратегии повышения финансовой доступности в России на период 2018 - 2020 годов), утвержденного 29.03.2019 первым заместителем председателя Правительства Амурской области Половайкиной Т.Г. и управляющим Отделением Благовещенск Волковым В.В.
Практикуется проведение уроков финансовой грамотности для представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, налажено сотрудничество с Сообществом предпринимателей Амурской области. С 2019 года Центр "Мой бизнес" дает консультации по вопросам информационного сопровождения, правового обеспечения, финансового планирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. На площадке министерства экономического развития и внешних связей Амурской области организовано взаимодействие субъектов малого и среднего предпринимательства с кредитными организациями Амурской области в рамках онлайн-совещания "Бизнес и власть".
Развивается направление работы с социально незащищенными и уязвимыми группами населения. Это работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, людьми предпенсионного и пенсионного возраста, совершеннолетними инвалидами. Для этих категорий слушателей проводятся лекции, основная цель которых - помощь в адаптации незащищенных слоев населения к современным условиям функционирования финансовой (платежной, банковской и пр.) системы, защита от мошенничества на финансовых рынках.
Представителями Отделения Благовещенск реализуется информационная политика по повышению финансовой грамотности с использованием средств массовой информации, проводятся тематические интервью, телеэфиры и радиоэфиры.
В целом только за истекшие три года реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Амурской области в сфере финансового просвещения состоялось около 300 мероприятий с общим охватом аудитории свыше 14 тыс. человек.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности населения Амурской области остается пока еще достаточно низким. Исследование в этом направлении проведено аналитическим центром Национального агентства финансовых исследований в рамках федерального проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Амурская область находится в группе "D" по общему уровню финансовой грамотности населения (это 52 - 53 места среди субъектов Российской Федерации), однако по индексу "Знания в области финансов", который отражает понимание человеком базовых свойств финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также взаимосвязи риска и доходности, Амурская область находится в группе "С" (места с 34 по 52). Ответственность и грамотность при заключении договоров в отношении финансовых продуктов и услуг демонстрирует лишь 12% населения Амурской области.
Стратегия повышения финансовой грамотности определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере государственного управления отношениями, возникающими в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Российской Федерации.
Стратегия повышения финансовой грамотности направлена на охват финансовым образованием различных целевых аудиторий населения Российской Федерации с учетом их географических, возрастных, гендерных, социальных, профессиональных и образовательных отличий. В рамках указанной Стратегии выделены следующие целевые группы населения:
1) группа населения, составляющая потенциал будущего развития Российской Федерации, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
2) население, склонное к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
3) население, испытывающее трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Для реализации Стратегии повышения финансовой грамотности разработана программа, которая призвана определить приоритеты, механизмы повышения финансовой грамотности населения Амурской области, в том числе путем содействия решению задач в сфере государственного управления, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области.
Понятия и термины, используемые в программе, применяются в значениях, закрепленных в Стратегии повышения финансовой грамотности.
На территории Амурской области регулярно проводятся различные мероприятия, направленные на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Отделением Благовещенск с 2017 года проведено около 200 мероприятий по финансовой грамотности с охватом более 2500 человек.
Ежегодно обучающиеся образовательных организаций, находящихся на территории Амурской области, участвуют в следующих всероссийских программах и проектах, направленных на формирование знаний в сфере финансовой грамотности, финансового рынка и защиты прав потребителей финансовых услуг:
1) Всероссийская неделя сбережений;
2) Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения";
3) Всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях";
4) онлайн-уроки финансовой грамотности;
5) Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников;
6) Всероссийский зачет по финансовой грамотности.
Мероприятия в сфере финансовой грамотности проводят территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, в том числе УФНС России по Амурской области, Управление Роспотребнадзора по Амурской области, а также Отделение ПФ РФ по Амурской области и Отделение Благовещенск.
УФНС России по Амурской области ежегодно проводятся дни открытых дверей по информированию физических лиц по вопросам налогообложения и уплаты имущественных налогов и доходов физических лиц, а также о возможностях онлайн-сервисов Федеральной налоговой службы. Также в соответствии с указаниями Федеральной налоговой службы проводятся целевые информационные кампании, направленные на информирование граждан по различным вопросам налогообложения. Большое внимание уделяется информированию граждан о последствиях получения "серой" заработной платы.
Повышению уровня потребительской и правовой грамотности населения и развитию на ее основе института самозащиты способствует созданная система информирования и консультирования граждан об их потребительских правах и по вопросам правоприменения потребительского законодательства в сфере предоставления финансовых услуг. За 2017 - 2020 годы консультации по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг в консультационном центре федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области" получили 1429 человек. С 2017 года Управлением Роспотребнадзора по Амурской области распространяются печатные информационные материалы по различным темам финансовых услуг в рамках участия Управления Роспотребнадзора по Амурской области в проекте "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации". Благодаря проведению данной разъяснительной работы количество поступивших в Управление Роспотребнадзора по Амурской области обращений с жалобами на деятельность на финансовом рынке уменьшилось в 1,4 раза.
В целях повышения финансовой грамотности населения в вопросах пенсионного и социального обеспечения Отделением ПФ РФ по Амурской области ведется постоянная консультационная работа с гражданами и страхователями, направляются ответы на обращения, устно даются консультации обратившимся на прием лично и позвонившим на телефоны горячей линии, организованные в Отделении ПФ РФ по Амурской области, организуются выезды передвижных клиентских служб в отдаленные населенные пункты, работа консультационных пунктов, созданных на баз крупных предприятий, специалисты Отделения ПФ РФ по Амурской области принимают участие в ежегодной акции Пенсионного фонда Российской Федерации "Единый день пенсионной грамотности", оказывается бесплатная юридическая помощь.
С 2014 года на базе комплексных центров социального обслуживания населения Амурской области, подведомственных министерству социальной защиты населения Амурской области, с целью повышения качества жизни пожилых граждан, их социальной адаптации к современным условиям, обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для неработающих пенсионеров осуществляется обучение компьютерной грамотности. В рамках данного обучения пенсионеры на основании рекомендаций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, в практической части курсов учатся осуществлять покупки через интернет-магазины, производить оплату телефонной связи и жилищно-коммунальных услуг посредством банковских карт, покупать и оплачивать авиа- и железнодорожные билеты, сравнивать цены и осуществлять заказ медицинских препаратов на сайтах фармацевтических компаний и многое другое. Количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение компьютерной грамотности, с 2014 года составило порядка 1,5 тысяч человек.
Кроме этого, в комплексных центрах социального обслуживания населения Амурской области в 2020 году проводились мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности граждан пожилого возраста, являющихся получателями социальных услуг. Количество граждан, повысивших финансовую грамотность, составило 46 человек.
Вопросам повышения финансовой грамотности населения в своей работе также большое внимание уделяет региональное отделение Фонда. Ведется постоянная информационно-разъяснительная работа с будущими родителями, пострадавшими на производстве гражданами, работающими гражданами по трудовым и гражданско-правовым договорам и их работодателями, с представителями бизнес-сообщества, гражданами льготных категорий по разъяснению законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок назначения и осуществления социальных пособий и страховых выплат. Специалисты ежедневно оказывают бесплатную юридическую и консультационную помощь по телефонам горячей линии, на личном приеме, в ответе на письменное обращение гражданина, в онлайн-чатах. Для удобства граждан функционируют электронные сервисы "Личный кабинет получателя социальных услуг", "Кабинет страхователя", "Калькулятор пособий", запущено мобильное приложение "Социальный навигатор". Также регулярно изготавливаются тематические печатные информационно-разъяснительные материалы и обновляется информация на сайте регионального отделения Фонда.
Проводимые мероприятия позволяют повышать уровень финансовой грамотности, но пока еще он остается достаточно низким, что приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, сдерживает развитие финансовых рынков, подрывает доверие к финансовым институтам и в целом к государственной политике в данной сфере, обуславливает дополнительную нагрузку на бюджет, приводит к снижению темпов экономического роста.
Программа позволит скоординировать на долговременной и системной основе усилия заинтересованных сторон по привлечению внимания населения Амурской области к вопросам управления личным бюджетом, повышения мотивации в формировании финансово грамотного гражданина, защищенного от различного рода мошеннических действий, способного принимать верные решения при выборе сложных финансовых инструментов, а также по привлечению внимания субъектов предпринимательской деятельности к уровню предпринимательской культуры, грамотному использованию финансовых инструментов и рациональному поведению на финансовых рынках.
2. Цели, задачи, ожидаемые результаты Программы, сроки ее реализации
Целью Программы является содействие формированию у населения Амурской области разумного финансового поведения, ответственного отношения к личным финансам, а также повышение эффективности защиты интересов граждан как потребителей финансовых услуг.
Для реализации поставленной цели в рамках Программы необходимо решение следующих задач:
1) проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения Амурской области;
2) развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности населения;
3) внедрение образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности;
4) совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг.
К целевым группам населения Амурской области, на которые рассчитаны мероприятия Программы, относятся:
1) целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития Российской Федерации, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
2) целевая группа населения, склонная к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
3) целевая группа населения, испытывающая трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.
На базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Амурский областной институт развития образования" будут разработаны и реализованы новые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по вопросам финансовой грамотности обучающихся, целевой аудиторией которых станут воспитатели дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, педагоги профессиональных образовательных организаций, педагогические работники образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья. Повышение квалификации педагогических работников Амурской области по дополнительным профессиональным программам позволит сформировать основы финансово грамотного поведения у обучающихся всех уровней образования.
Особое внимание в Программе будет уделено учащимся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования как наиболее восприимчивым к применению современных технологий потенциальным потребителям финансовых услуг. Главным направлением работы с данной целевой группой является формирование практических навыков планирования расходов, грамотного распоряжения личными и семейными финансами.
В рамках реализации Программы будут разработаны и внедрены в учебный процесс образовательные программы повышения финансовой грамотности для различных целевых групп населения, в том числе для учащихся, студентов, взрослого населения.
Региональная информационно-просветительская кампания будет нацелена на развитие финансовой грамотности и усиление защиты прав потребителей финансовых услуг. Будет организована поддержка в продвижении информационной кампании, разработанной на федеральном уровне. Предлагается распространение информации о реализации Программы с использованием каналов коммуникации, в том числе через официальные сайты исполнителей мероприятий Программы.
Программой предусмотрены подготовка и размещение материалов по вопросам финансовой грамотности в средствах массовой информации Амурской области.
Проведение публичных мероприятий позволит участникам Программы обменяться опытом, организовать обсуждение наиболее актуальных тем с привлечением общественности.
В работе со всеми целевыми группами Программы особое внимание будет уделено вопросам:
обеспечения финансового дохода после выхода на пенсию;
важности оценки своих финансовых возможностей при получении кредита;
недопущения избыточного долга по кредитам и займам;
снижения просроченной задолженности по финансовым обязательствам;
создания запаса средств на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
оперативного и справедливого разрешения финансовых споров и возможности отстоять свои права на финансовых рынках;
использования государственных инструментов защиты имущественных интересов граждан посредством страхования.
Выполнение мероприятий Программы будет способствовать повышению благосостояния и качества жизни населения, а также развитию финансового рынка.
Конечными индикаторами реализации Программы станет увеличение по сравнению с предыдущим годом:
численности педагогических работников, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по тематике финансовой грамотности обучающихся (с нарастающим итогом);
доли обучающихся образовательных организаций, охваченных мероприятиями программы по повышению финансовой грамотности (с нарастающим итогом), в том числе на уровне дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования;
количества подготовленных тьюторов и консультантов в сфере финансовой грамотности (с нарастающим итогом);
количества граждан пенсионного и предпенсионного возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья, охваченных консультационной поддержкой по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проходящих реабилитацию в организациях социального обслуживания, охваченных мероприятиями по повышению финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
численности субъектов малого и среднего предпринимательства, охваченных информационно-консультационной поддержкой и участвующих в мероприятиях по повышению финансовой грамотности.
3. Мероприятия Программы
В целях решения задач Программы планируется реализовать План мероприятий Программы (далее - План мероприятий), который представлен в приложении N 1 к Программе, по следующим направлениям:
1. Организационно-управленческое, методологическое и кадровое обеспечение деятельности по повышению уровня финансовой грамотности населения Амурской области.
2. Организация, проведение, участие в тематических мероприятиях, направленных на повышение уровня финансовой грамотности, для различных групп населения, проводимых на территории Амурской области.
3. Информационное обеспечение по вопросам финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг и развитие информационных механизмов повышения финансовой грамотности населения Амурской области.
4. Организация межведомственного взаимодействия по вопросам повышения финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться основными исполнителями Программы посредством исполнения Плана мероприятий.
Координацию деятельности по реализации Плана мероприятий, а также контроль за реализацией Программы осуществляет министерство финансов Амурской области.
Координацию взаимодействия исполнительных органов государственной власти Амурской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, образовательными, финансовыми и иными организациями и общественными объединениями по вопросам повышения финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области осуществляет Координационный совет по повышению финансовой грамотности населения Амурской области, состав которого утвержден постановлением Правительства Амурской области от 27.11.2020 N 798 (далее - Координационный совет).
Основные исполнители Программы представляют в министерство финансов Амурской области в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным, годовой отчет о реализации Плана мероприятий по форме согласно приложению N 2 к Программе.
При необходимости министерство финансов Амурской области вправе запрашивать у основных исполнителей дополнительную информацию о ходе реализации Программы.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
На реализацию Программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня финансовой грамотности населения Амурской области.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты Программы:
неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;
системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;
транспортная удаленность административных центров муниципальных образований Амурской области, низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельских поселениях;
дискредитация Программы со стороны профессиональных участников финансового рынка, заинтересованных в продвижении своих услуг.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с бездействием человека, сопротивлением общественности нововведениям и целям, реализуемым в рамках Программы, в том числе:
непонимание и невосприимчивость тематики Программы целевыми группами;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности.
Минимизация названных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп при проведении мероприятий Программы;
презентации Программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию Программы:
недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы;
слабое взаимодействие между исполнителями Программы, в том числе в части получения методической поддержки;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер.
Минимизация организационных и управленческих рисков возможна за счет:
организации единого координационного органа - Координационного совета;
привлечения компетентных консультантов и координаторов мероприятий Программы;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы, а также ее корректировки на основе анализа данных мониторинга.
6. Методика оценки эффективности Программы
Оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться в два этапа.
Первый этап включает проведение оценки эффективности реализации Программы по каждому показателю планируемого результата. Степень достижения плановых значений показателей Программы предполагается измерять на основании сопоставления их фактически достигнутых значений с плановыми.
Результативность достижения i-го показателя Программы определяется по следующей формуле:
,
где:
- результативность достижения i-го показателя Программы (в процентах);
- фактическое значение i-го показателя Программы, достигнутое в ходе реализации Программы;
- плановое значение показателя Программы, предусмотренное Программой.
Второй этап - оценка эффективности реализации Программы в целом по степени достижения плановых значений показателей Программы. Критерием оценки эффективности реализации Программы по показателям Программы является степень достижения плановых значений показателей Программы.
Эффективность реализации Программы определяется по следующей формуле:
,
где:
- эффективность реализации Программы (в процентах);
- знак суммирования;
- результативность достижения i-го показателя Программы (в процентах);
- количество показателей Программы.
Эффективность реализации Программы по показателям Программы определяется на основе следующих критериев:
при Е >= 80 делается вывод о положительных результатах реализации Программы;
при 70 <= Е <= 80 делается вывод о реализации Программы в значительной степени;
при 50 <= Е <= 70 делается вывод о реализации Программы в незначительной степени;
при Е < 50 делается вывод о том, что Программа не реализована;
при Е < 70 проводится анализ причин невыполнения Программы, разрабатываются предложения по корректировке для достижения плановых значений показателей Программы.
7. Мониторинг и оценка реализации Программы
Мониторинг и оценка реализации Программы ежегодно осуществляются министерством финансов Амурской области и представляют собой механизм оценки результативности и определения эффективности выполнения мероприятий Программы с целью принятия в случае необходимости своевременных решений о внесении в нее изменений.
Оценка результативности выполнения мероприятий Программы осуществляется на основе годовых отчетов о реализации Плана мероприятий Программы ответственных исполнителей.
8. Система управления реализацией Программы
Программа разработана в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности.
Мероприятия, разработанные для реализации в рамках Программы, будут осуществляться на территории Амурской области.
В целях определения приоритетов, механизмов по повышению финансовой грамотности населения Амурской области, в том числе путем содействия решению задач в сфере государственного управления, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области, при реализации основных направлений Стратегии повышения финансовой грамотности создан Координационный совет.
Основными задачами Координационного совета являются:
координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Амурской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований Амурской области, образовательными, финансовыми и иными организациями и общественными объединениями по вопросам повышения финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
определение механизмов эффективного достижения целей и решения задач в системе государственного управления в сфере повышения финансовой грамотности населения Амурской области;
создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
выработка предложений по решению вопросов, касающихся финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
рассмотрение и одобрение проекта региональной программы по повышению уровня финансовой грамотности населения Амурской области, реализация мероприятий в рамках данной региональной программы;
поддержка общественных и гражданских инициатив, направленных на решение задач по повышению финансовой грамотности населения Амурской области и защиты прав потребителей финансовых услуг в Амурской области;
изучение и применение лучшей отечественной и зарубежной практики по повышению финансовой грамотности населения.
В целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий Программы основные исполнители и участники Программы:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов Амурской области, планов, необходимых для реализации мероприятий Программы;
обеспечивают взаимодействие с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Амурской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а также с организациями, осуществляющими реализацию мероприятий Программы;
организуют работу по реализации Программы в структурных подразделениях и уполномоченных подведомственных учреждениях;
проводят (при необходимости) рабочие совещания по решению тактических задач и текущему выполнению мероприятий Программы.
Оценка воздействия Программы будет проводиться на основе мониторинга и оценки эффективности реализации Программы.
Отчеты о результатах реализации Программы ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, готовятся участниками Программы, обобщаются министерством финансов Амурской области и представляются в произвольной письменной форме в Координационный совет.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению основного исполнителя Программы.
Процедура обеспечения публичности (открытости) информации о значениях показателей, результатах мониторинга реализации Программы, а также мероприятиях Программы осуществляется путем ее размещения на официальном информационном ресурсе Правительства Амурской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также в средствах массовой информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.