Заключение Счетной палаты РФ от 13 августа 2020 г. N ЗСП-159/03-01
на проект федерального закона N 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 985268-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения косвенной продажи недвижимости посредством иностранных компаний" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 22 июля 2020 г. N 277).
Законопроектом предлагается дополнить статью 309 Налогового кодекса Российской Федерации положением, предусматривающим, что при реализации акций (долей) организаций в случае, если покупателем выступает иностранная организация, не имеющая представительства в Российской Федерации, налог на прибыль организаций (далее - налог) может быть удержан за счет доходов от реализации недвижимого имущества.
При этом источником выплаты указанного дохода признается иностранная компания, получающая доход от реализации своих акций (долей) участия в иностранной компании, посредством которой происходит переход контроля над дочерними компаниями и обществами, прямо или косвенно (посредством участия в других дочерних компаниях и обществах) владеющими недвижимым имуществом.
Концепция законопроекта направлена на решение проблемы косвенной продажи недвижимости, возникающей в международной практике налогообложения.
Следует отметить, что в Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Модельная конвенция ОЭСР) предложено две модели налогообложения косвенной продажи недвижимости - когда налог уплачивает резидент страны, в которой находится имущество, и когда налог платит продавец-нерезидент.
Авторы законопроекта предлагают имплементировать вторую модель, поскольку устанавливают, что в случае, если покупателем выступает иностранная организация, не имеющая представительства в Российской Федерации, соответствующий налог удерживается за счет доходов от реализации недвижимого имущества.
Однако правовой механизм взыскания и реализации указанного имущества в законопроекте не определен.
Ряд международных соглашений, подписанных Российской Федерацией, содержат положения, регулирующие налогообложение косвенной продажи недвижимости, аналогичные Модельной конвенции ОЭСР.
Так, например, в пункте 3 статьи 13 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено, что доходы, получаемые резидентом Договаривающегося Государства от отчуждения акций компании, более 50 процентов активов которой прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, расположенного в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
При этом предлагаемое авторами законопроекта изменение в пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающее, что недвижимое имущество, находящееся на территории Российской Федерации, которым иностранная организация владеет в качестве холдинговой или субхолдинговой компании посредством преобладающего контроля над дочерними компаниями и обществами, прямо или косвенно (посредством участия в других дочерних компаниях и обществах) владеющими указанным недвижимым имуществом, является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций, никак не способно повлиять на уплату налога на прибыль организаций при косвенной продаже недвижимости.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Исполняющая обязанности Председателя |
Г.С. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.