Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к постановлению Исполкома ФНПР
от 03.03.2021 г N 3-9
Концепция
профсоюзного образования ФНПР
Кадровое и организационное укрепление профсоюзов, повышение профессионализма профсоюзных работников являются важнейшими условиями реализации стратегических целей развития Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" (далее - ФНПР).
X съезд ФНПР в резолюции "Организационное и кадровое укрепление - основа эффективной деятельности ФНПР и профсоюзов" отметил, что в целях укрепления и дальнейшего развития профсоюзного движения, усиления роли профсоюзов в государстве и обществе, необходимо повышать эффективность системы обучения, повышения квалификации и переподготовки профсоюзных кадров и актива на основе современных форм и методов, а также активно применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
Решение этих задач можно обеспечить лишь в условиях единого образовательного пространства ФНПР, - системы профсоюзного образования, включающей сеть центров профсоюзного образования, связанных единством содержания дополнительных образовательных программ и методического сопровождения образовательного процесса.
Важнейшим условием эффективного представления интересов работников является профессионализм профсоюзных кадров в части компетенций, позволяющих всесторонне обеспечить защиту социально-трудовых прав членов профсоюзов. Таким образом, работа по развитию у выборных и штатных профсоюзных работников компетенций, необходимых для выполнения профсоюзных задач, является неотъемлемой частью повышения эффективности профсоюзного движения, сохранения его целостности и дееспособности.
Базовые принципы подготовки профактива, выборных и штатных профсоюзных работников, кадрового резерва основываются на:
- опережающем характере содержания обучения по отношению к текущим задачам, стоящим перед профсоюзами, в том числе с учётом появления новых специальностей и развития рынка труда;
- ориентации на развитие работника как личности;
- создании условий для непрерывного образования, включая самообразование, в том числе через организацию образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания дополнительной образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
Основные понятия, используемые в Концепции:
1. Профсоюзное образование - это процесс формирования и развития у профсоюзных выборных и штатных работников, профсоюзных активистов знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения уставных задач профсоюзов, осуществления правозащитной деятельности и квалифицированного контроля за соблюдением социально-трудовых прав членов профсоюзов.
2. Система профсоюзного образования ФНПР - единое образовательное пространство ФНПР, включающее сеть центров профсоюзного образования, связанных единством содержания дополнительных образовательных программ и методического сопровождения образовательного процесса, управления и контроля при обеспечении единства финансовой политики.
3. Оценка в системе профсоюзного образования ФНПР - анализ организаций дополнительного профессионального образования, дополнительных образовательных программ, преподавателей и методических материалов на соответствие требованиям и стандартам, предъявляемым к указанным элементам для достижения задач, стоящих перед системой профсоюзного образования. Требования и стандарты, используемые в системе профсоюзного образования ФНПР, разрабатывает Институт профсоюзного движения Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений", утверждает Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения.
I. Цели и задачи профсоюзного образования ФНПР
1.1. Целями профсоюзного образования ФНПР являются:
- формирование у профсоюзных кадров и актива системы теоретических знаний, навыков и умений для успешного решения задач, стоящих перед профсоюзами;
- информирование членов профсоюзов о работе профсоюзов, правах и гарантиях их деятельности, формирование мотивации осознанного членства и активного участия в профсоюзном движении;
1.2. Основными задачами по реализации указанных целей профсоюзного образования ФНПР являются:
- разработка и совершенствование его нормативной правовой базы;
- установление единых уровней профсоюзного образования и необходимого минимума требований к содержанию образовательных программ на каждом из них;
- расширение сети организаций дополнительного профессионального образования, модернизация их учебно-методической и материально-технической базы;
- формирование потребности и создание возможности для непрерывного самообразования выборных и штатных профсоюзных работников, профсоюзного актива;
- обеспечение учета требований законодательства к организации и содержанию дополнительного профессионального образования;
- изучение и распространение отечественного и зарубежного передового опыта обучения;
- систематическое проведение оценки элементов системы профсоюзного обучения ФНПР, выработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профсоюзного образования.
II. Управление системой профсоюзного образования ФНПР
2.1. Профсоюзное образование ФНПР представляет собой систему, элементами которой являются:
- решения Съезда ФНПР, постановления Генерального Совета и Исполкома ФНПР, касающиеся профсоюзного образования, нормативные правовые документы, регулирующие образовательную и просветительскую деятельность; методическая база, одобренная ФНПР;
- научно-образовательные учреждения профсоюзов и преподаватели, прошедшие оценку в системе профсоюзного образования ФНПР;
- формы и методы обучения;
- уровни образования и требования к содержанию образовательных программ;
- обучающиеся в системе профсоюзного образования ФНПР;
- информационно-справочная база образовательных ресурсов профсоюзов;
- финансовое обеспечение.
2.2. Управление системой профсоюзного образования ФНПР осуществляют выборные органы ФНПР.
2.3. Задачи по управлению профсоюзным образованием ФНПР распределяются по уровням профсоюзной структуры:
2.3.1. Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения:
- определяет приоритетные направления развития профсоюзного образования ФНПР;
- утверждает порядок оценки учебных заведений и организаций, преподавателей, учебных программ и методических материалов в системе профсоюзного образования ФНПР;
- утверждает формы периодической отчетности членских организаций ФНПР по обучению профсоюзных кадров и актива на всех уровнях профсоюзной структуры;
2.3.2. Территориальное объединение организаций профсоюзов (ТООП):
ТООП создает Методический совет по вопросам профсоюзного образования и центр профсоюзного образования.
В роли центра профсоюзного образования может выступать организация дополнительного профессионального образования (учебный центр, институт профсоюзного движения, институт повышения квалификации и т.п.), имеющая лицензию на образовательную деятельность, а также структурное подразделение аппарата ТООП в лице штатного сотрудника (штатных сотрудников) аппарата - на усмотрение выборных органов ТООП.
ТООП выступает заказчиком образовательных программ и научно-исследовательских работ в соответствии с задачами, стоящими перед профсоюзным движением в регионе, профсоюзным движением в целом.
ТООП организует привлечение средств работодателей, субъектов РФ и муниципальных образований, а также из иных источников для финансирования профсоюзного образования в соответствии с законодательством.
Методический совет ТООП:
- определяет объем и содержание учебных программ сверх нормы часов, указанной в настоящей концепции;
- взаимодействует с Методическим советом ФНПР по вопросам оценки в системе профсоюзного образования ФНПР организаций, преподавателей, дополнительных образовательных программ и методических материалов;
- координирует организацию профсоюзного образования на территории соответствующего региона с учетом потребностей, возможностей и собственных дополнительных образовательных программ членских организаций ТООП.
Центр профсоюзного образования:
- разрабатывает дополнительные образовательные программы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также научно-исследовательские работы;
- способствует обмену опытом и современными образовательными программами с иными организациями дополнительного профессионального образования;
- привлекает научно-педагогических работников, практиков к участию в образовательном процессе, осуществляет контроль за качеством обучения, подготовку преподавателей для системы профсоюзного образования ФНПР;
- разрабатывает методические материалы в помощь профсоюзному активу по различным направлениям работы;
- организует привлечение средств работодателей, субъектов РФ и муниципальных образований, а также иные источники для финансирования профсоюзного образования в соответствии с законодательством;
- имеет право по согласованию с учредителем заниматься программами профессиональной подготовки и переподготовки населения по заказу работодателей или органов государственной власти;
- участвует в конкурсах на получение грантов.
2.3.3. Общероссийский (межрегиональный) профсоюз:
- выступает заказчиком образовательных программ и научно-исследовательских работ в соответствии с задачами, стоящими перед профсоюзом и профсоюзным движением в целом;
- организует обучение профсоюзных кадров и актива на всех уровнях своей профсоюзной структуры в соответствии с системой профсоюзного образования ФНПР;
- ведет учет обучающихся;
- создает условия для непрерывного образования и самообразования профсоюзных кадров и актива;
- взаимодействует с территориальными объединениями организаций профсоюзов и их учебно-методическими центрами по вопросам обучения профсоюзных кадров и актива, в том числе информируя о программах, сроках и объемах требуемого обучения;
- осуществляет финансовое обеспечение профсоюзного образования для своих выборных и штатных профсоюзных работников и актива, в том числе за счет привлечения средств работодателей и органов власти в соответствии с действующим законодательством;
- может учредить собственные центр профсоюзного образования и методический совет (по аналогии с ТООП).
2.4. Институт профсоюзного движения Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений":
- организует обучение руководителей членских организаций ФНПР и кадрового резерва ФНПР, работников Аппарата ФНПР и членских организаций ФНПР, общероссийских профсоюзов, территориальных объединений организаций профсоюзов, руководителей учебно-методических центров (далее - УМЦ) и иных учреждений дополнительного профессионального образования профсоюзов и других категорий профсоюзных кадров и актива;
- внедряет новые образовательные технологии в обучение на всех уровнях профсоюзного образования, в том числе информационно-образовательную систему, содержащую тематические курсы и образовательные программы, а также методические материалы для обучения;
- обобщает и распространяет практики работы членских организаций ФНПР и учебных заведений профсоюзов, распространяет зарубежный опыт;
- организует разработку и выпуск методических материалов и пособий;
- проводит оценку учебно-методических центров, дополнительных образовательных программ и преподавателей, методических пособий в системе образования ФНПР;
- организует выполнение научно-исследовательских работ по заявкам ФНПР и её членских организаций;
- осуществляет научные и прикладные разработки в сфере трудовых отношений, социального партнерства и социального развития;
- обеспечивает разработку, апробацию и методическое сопровождение примерных образовательных программ по уровням профсоюзного образования, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профсоюзных преподавателей и организаторов профсоюзного образования.
2.5. Методический совет ФНПР по вопросам профсоюзного образования и исследования проблем профсоюзного движения осуществляет научное и методическое руководство и координацию системы профсоюзного образования ФНПР. Порядок его создания, основные направления деятельности, персональный состав определяются Исполнительным комитетом ФНПР.
2.6. Образовательное учреждение профсоюзов высшего образования "Академия труда и социальных отношений" (ОУП ВО "АТиСО") и Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов" (СПбГУП) являются частью системы профсоюзного образования ФНПР. Данные учреждения являются образовательными организациями высшего образования, учрежденными и действующими в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
ОУП ВО "АТиСО" и СПбГУП являются базовыми научными и учебно-методическими профсоюзными центрами в сфере социально-трудовых отношений, занимаются развитием научной деятельности в приоритетных для профсоюзов направлениях, выпускают методические материалы по профсоюзной тематике.
III. Уровни профсоюзного образования
3.1. Выделяются следующие уровни профсоюзного образования:
I уровень - начальная подготовка профсоюзных кадров и актива (введение в профсоюзную деятельность) в объеме не менее 24 часов; является обязательным для впервые избранных членов выборных органов профсоюзных организаций (не позднее трех месяцев после их избрания), штатных сотрудников членских организаций ФНПР и их структурных подразделений (не позднее трех месяцев от принятия на должность), профсоюзных активистов (по мере их включения в профсоюзную работу, но не позднее трех месяцев с начала активной профсоюзной деятельности);
II уровень - обеспечивает теоретическую и практическую подготовку (базовое обучение) по программам в объеме не менее 72 часов; является обязательным для всех выборных и штатных сотрудников профсоюзных организаций в течение одного года с момента избрания впервые (назначения на новую должность);
III уровень - обучение по модульным программам по основным направлениям профсоюзной работы (в объеме от 16 до 40 часов не реже 1 раза в 5 лет) путем углубленного изучения отдельных проблем профсоюзной деятельности и овладения технологией их решения; является обязательным для штатных сотрудников профсоюзных организаций (выборных работников, состоящих в трудовых отношениях с профсоюзными организациями, и сотрудников аппаратов профсоюзных организаций);
IV уровень - профессиональная переподготовка - проводится по мере появления необходимости в таковой у профсоюзной организации; предполагает изучение отдельных дисциплин, разделов науки и технологий, необходимых для получения новой квалификации или выполнения нового вида профессиональной деятельности; продолжительность обучения определяется выборным органом направляющей профсоюзной организации исходя из предложений профсоюзных образовательных учреждений с учетом государственных требований к профессиональной переподготовке специалистов (не менее 250 часов).
3.2. Ответственность за соблюдение сроков и объемов обучения профсоюзного актива несет выборный коллегиальный орган их профсоюзной организации.
3.3. Ответственность за соблюдение сроков и объема обучения выборных сотрудников профсоюзных организаций несет выборный коллегиальный орган их вышестоящей организации.
3.4. Ответственность за соблюдение сроков и объема обучения штатных сотрудников аппаратов профсоюзных организаций несет их работодатель.
IV. Нормативное правовое и финансовое обеспечение
4.1. Нормативной правовой базой профсоюзного образования ФНПР является Конституция РФ, трудовое законодательство, законодательство об образовании и о профсоюзах, а также Устав ФНПР и уставы членских организаций ФНПР, соглашения по регулированию социально-трудовых отношений и коллективные договоры, постановления выборных органов профсоюзов и их объединений, решения методических советов ФНПР и членских организаций, постановления федеральных органов исполнительной власти по вопросам организации дополнительного профессионального образования.
4.2. Финансовое обеспечение профсоюзного образования ФНПР осуществляется за счет средств бюджетов профсоюзных организаций всех уровней, а также привлечения средств работодателей и органов государственной власти и местного самоуправления через механизм социального партнерства, грантов и финансирования специальных проектов.
V. Базовые принципы системы профсоюзного образования ФНПР
5.1. Принципы системы профсоюзного образования ФНПР подразумевают:
- единство базовых дополнительных образовательных программ при вариативности и модульности их дополнительных компонентов;
- единство методических подходов;
- непрерывность и мобильность;
- единство финансовой политики;
- единство управления и контроля.
5.2. Единство образовательных программ обеспечивается:
- обязательностью организации обучения;
- подтверждением факта обучения профсоюзных кадров документами о прохождении учебной программы;
- обучением только по программам, прошедшим оценку внутри системы образования ФНПР, и соответствующим уровню профсоюзного образования не ниже текущего для обучающегося.
5.3. Единство методических подходов достигается путем:
- эффективного использования научно-методического и учебного потенциала Академии труда и социальных отношений, Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, научно-образовательных учреждений профсоюзов;
- определения единых требований к уровню знаний, умений и навыков, полученных профсоюзными кадрами и активом на различных уровнях образования;
- разработки и актуализации дополнительных образовательных программ, содержательного наполнения информационных ресурсов и сайтов организаций дополнительного профессионального образования, электронных учебников;
- оценки преподавателей в системе профсоюзного образования ФНПР;
- развития научно-исследовательской работы по изучению проблем профсоюзного движения;
- издания учебных пособий, методических рекомендаций и материалов для системы профсоюзного образования.
5.4. Непрерывность и мобильность обеспечивается:
- обязательностью обучения профсоюзных кадров и актива всех категорий последовательно согласно уровням профсоюзного образования;
- применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- возможностью выбора и расширением рекомендуемого перечня организаций дополнительного профессионального образования, преподавателей и программ.
5.5. Единство финансовой политики обеспечивается:
- выполнением членскими организациями положения резолюции VI Съезда ФНПР о направлении на подготовку профсоюзных кадров не менее 6% профсоюзного бюджета;
- включением в коллективные договоры и соглашения всех уровней обязательств сторон о долевом финансировании работы организаций дополнительного профессионального образования по обучению представителей сторон социального партнерства;
- использованием системы целевых грантов.
5.6. Единство управления и контроля предполагает:
- управление через Институт профсоюзного движения АТиСО развитием научно-образовательной деятельности и методического обеспечения системы профсоюзного образования ФНПР;
- проведение мониторинга качества образования;
- ежегодное планирование обучения на всех уровнях профсоюзной структуры;
- ежегодная отчетность профсоюзных организаций о результатах работы по обучению профсоюзных кадров и актива перед вышестоящей профсоюзной организацией на всех уровнях профсоюзной структуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.