Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерства
образования и науки
Республики Адыгея
от 15 марта 2021 г. N 629
Дополнительная программа
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида и/или ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей
1. Общие положения
Дополнительная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-инвалида и/или ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей (далее - Дополнительная программа), разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации".
Целью Дополнительной программы является осуществление психолого-педагогической и правовой подготовки для формирования социальнопсихологической готовности к приему и воспитанию детей-инвалидов и детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей, и принятию гражданами ответственного, взвешенного решения относительно приема ребенка данных категорий в семью.
2. Учебно-тематический план
N |
Разделы |
Количество часов |
Форма контроля |
|||
всего |
в том числе |
|
||||
лекции |
семинары-тренинги |
Индивидуальное консультирование |
|
|||
1. |
Семейное устройство детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей. |
6 |
1 |
3 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
2. |
Семейное устройство детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС). |
6 |
2 |
2 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
3. |
Семейное устройство детей с сенсорными нарушениями: слабовидение (слепота), слабослышание (глухота). |
6 |
2 |
2 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
4. |
Семейное устройство детей с множественными нарушениями. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
5. |
Семейное устройство детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ОДА). |
6 |
2 |
2 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
6. |
Семейное устройство детей с генетическими нарушениями: синдром Дауна. |
6 |
2 |
2 |
2 |
Индивидуальное собеседование |
|
всего |
36 |
11 |
13 |
12 |
|
Разделы Дополнительной программы
Раздел 1. Семейное устройство детей подросткового возраста, оставшихся без попечения родителей.
Причины, по которым дети подросткового возраста остаются без попечения родителей, или причины, по которым остаются в детском доме.
Особенности и потребности развития ребенка-подростка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки), необходимые компетенции замещающего родителя по воспитанию ребенка подростка.
Общая характеристика подросткового возраста. Социальная ситуация развития. Специфика межличностных отношений подростка с взрослыми и сверстниками. Кризис подросткового возраста. Кризис идентичности. Основные новообразования возраста. "Чувство взрослости" как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Социальная ситуация развития в юношеском возрасте. Общая характеристика психосексуального развития в юношеском возрасте. Профессиональное и личностное самоопределение. Становление мировоззрения. Особенности межличностных отношений.
Последствия жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития подростка. Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. "Фрагментарность" как специфика посттравматического сознания. Семья как реабилитирующий фактор для подростка, пережившего жестокое обращение.
Роль биологических родителей и кровных родственников в жизни подростка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Адаптация приемного ребенка подросткового возраста и замещающей семьи. Установление отношений до прихода в семью и после.
"Трудное" поведение приемного ребенка подросткового возраста: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений. Проблемы контроля. Сотрудничество с подростком. Причины задержки усвоения этических ценностей и общественных норм.
Создание безопасных условий для подростка и замещающей семьи в доме и в обществе в зависимости от его опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития подростка, разница в проявлениях нормальной сексуальности и сексуализированного поведения; формирование половой идентичности, полоролевая ориентация и формирование культуры сексуального поведения. Способы защиты ребенка от сексуального насилия. Роль сверстников, родителей, педагогов, СМИ в формировании полового самосознания. Мотивация и нравственная сторона сексуальной активности в подростковом и юношеском возрасте.
Профориентация подростков.
Раздел 2. Семейное устройство детей с ментальными нарушениями: умственная отсталость, расстройство аутистического спектра (РАС).
Общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Компенсаторные возможности.
Особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние на их развитие и поведение: как дети попадают в эти учреждения, структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.
Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью. Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Раздел 3. Семейное устройство детей с сенсорными нарушениями: слабовидение - слепота, слабослышание - глухота.
Общая характеристика типа нарушений развития детей, компенсаторные возможности.
Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Раздел 4. Семейное устройство детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата (ОДА).
структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.
Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Раздел 5. Семейное устройство детей с множественными нарушениями.
Общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Компенсаторные возможности
Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка-инвалида в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Раздел 6. Семейное устройство детей с генетическими нарушениями: синдром Дауна.
Общая характеристика нарушений психофизического развития детей. Компенсаторные возможности.
Особенности содержания детей в учреждениях для детей-инвалидов и влияние на их развитие и поведение: как дети попадают в эти учреждения, структура учреждений, специфика жизни детей в учреждениях.
Роль семьи в развитии и реабилитации. Динамика развития детей после устройства в семью.
Изменения, происходящие в семье, в связи с приемом ребенка с особыми потребностями: распорядок жизни в семье, семейные роли, семейные правила. Адаптация ребенка в семье. Обустройство жизни ребенка в быту и в социуме. Ресурсы (внутренние/внешние), необходимые семье, принявшей ребенка: близкие родственники, друзья; социальное окружение; общественные организации; специалисты, учреждения, оказывающие специализированную помощь (медицинская, педагогическая, юридическая, психологическая, социальная помощь; реабилитация, организация отдыха).
Особенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка с особыми потребностями.
Перспективы: социализация, образование, профессиональная деятельность, включенность в жизнь семьи, в семейную структуру, медицинская, социальная, юридическая помощь. Позитивные моменты в воспитании особого ребенка.
Самоанализ ресурсов (возможные компетенции): возможности и ограничения личные; возможности и ограничения семьи; возможности и ограничения социального окружения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.