Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
администрации области
от 12 марта 2021 г. N 174-р
Положение
о системе оповещения населения Владимирской области
I. Общие положения
1. Положение определяет назначение, задачи и требования к системе оповещения населения Владимирской области (далее - система оповещения населения), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
2. Система оповещения населения Владимирской области включает в себя:
региональную автоматизированную систему централизованного оповещения (далее - РАСЦО);
комплексную систему экстренного оповещения населения (далее - КСЭОН);
региональный сегмент общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН);
муниципальную систему оповещения (далее - МСО);
локальную систему оповещения (далее - ЛСО).
3. КСЭОН, МСО и ЛСО включаются (интегрируются) в состав РАСЦО и имеют сопряжение с системами мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
4. Границей зоны действия РАСЦО является административная граница Владимирской области.
II. Назначение и основные задачи системы оповещения населения
5. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава Владимирской области;
органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, - Главного управления МЧС России по Владимирской области;
руководящего состава комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Владимирской области (далее - КЧС и ОПБ области);
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;
сил гражданской обороны и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Владимирской области (далее - сил ГО и ТП РСЧС Владимирской области);
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения высокой опасности;
людей, находящихся на территории Владимирской области.
6. Основной задачей КСЭОН области является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС Владимирской области соответствующего уровня.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
7. Решение на задействование РАСЦО, КСЭОН и ОКСИОН принимается Губернатором области, в его отсутствие заместителем Губернатора области, первым заместителем председателя КЧС и ОПБ области.
8. Непосредственные действия (работы) по доведению сигналов и экстренной информации на региональном уровне проводятся:
сигналов о начале выполнения (выполнении) мероприятий по гражданской обороне - старшим оперативным дежурным Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Владимирской области (далее - ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области) до органа повседневного управления РСЧС (дежурной службы) администрации Владимирской области;
экстренной информации об угрозе возникновения (возникновении) чрезвычайных ситуаций - старшим оперативным дежурным ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области до Губернатора Владимирской области, органов местного самоуправления, организаций (собственников объектов, производства, гидротехнического сооружения), на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации.
9. Непосредственные действия (работы) по задействованию РАСЦО, КСЭОН, ОКСИОН проводятся специалистом по оповещению и информированию государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области" (далее - ГКУВО "Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области"), входящего в состав оперативной дежурной смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области, по команде старшего оперативного дежурного ЦУКС.
10. КСЭОН области задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора области, в его отсутствие заместителем Губернатора области, первым заместителем председателя КЧС и ОПБ области.
11. Оповещение осуществляют:
руководящего состава администрации области - дежурный администрации области с использованием автоматизированной системы оповещения должностных лиц ("АСО", "Градиент");
руководящего состава КЧС и ОПБ области - старший оперативный дежурный ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области, по согласованию с Губернатором области, председателем КЧС и ОПБ области.
Списки руководящего состава КЧС и ОПБ области уточняются управлением специальных программ администрации области в аппарате администрации области один раз в квартал и корректируются Главным управлением МЧС России по Владимирской области.
12. Основным способом оповещения населения по сигналам гражданской обороны является передача в эфир сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях по первому мультиплексу цифрового наземного телерадиовещания, а также передача речевой информации с использованием радиоузлов проводного вещания, передатчиков "Радио Россия", "Маяк" по FM-приемникам.
13. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) систем оповещения населения осуществляется соответствующими дежурными (дежурно-диспетчерским) службами, уполномоченными на включение (запуск) систем оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС Владимирской области осуществляют включение (запуск) оконечных средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для КСЭОН, при этом допускается функционирование данной системы оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования РАСЦО - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно постоянно действующими органами управления ТП РСЧС Владимирской области совместно с ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области.
15. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
16. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется КЧС и ОПБ области.
17. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС Владимирской области, а также операторов связи, филиала федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" "Владимирский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - филиала ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ") и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Владимирской области.
18. Органы исполнительной власти области, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС Владимирской области, ЦУКС Главного управления МЧС России по Владимирской области, операторы связи, филиал ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ" и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности систем оповещения населения
19. Поддержание РАСЦО, КСЭОН и регионального сегмента ОКСИОН в местах массового пребывания людей Владимирской области в готовности организуется и осуществляется ГКУВО "Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области".
20. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения.
21. Ответственность за поддержание в готовности к применению путем проведения технического обслуживания и плановых проверок РАСЦО, КСЭОН и регионального сегмента ОКСИОН в местах массового пребывания людей Владимирской области, находящихся на балансе ГКУВО "Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области", возлагается на начальника учреждения.
22. С целью контроля за поддержанием в готовности систем оповещения населения организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
По решению КЧС и ОПБ соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности систем оповещения населения, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с филиалом ФГУП "РТРС" "Владимирский ОРТПЦ".
23. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат РАСЦО, все МСО и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности РАСЦО, МСО и КСЭОН проводятся два раза в год, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время с 10.30 до 11.30 в первую среду марта и октября.
Состав комиссии по проведению комплексной проверки готовности систем оповещения населения Владимирской области, план подготовки и проведения комплексной проверки их готовности утверждается распоряжением администрации области.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
По результатам комплексной проверки готовности систем оповещения населения оформляется акт в соответствии с приложением к настоящему Положению, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности систем оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
В случае выявленных недостатков при проверке готовности систем оповещения населения акт проверки направляется ГКУВО "Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области" в Департамент безопасности Владимирской области и Главное управление МЧС России по Владимирской области для принятия мер в порядке, установленном законодательством.
24. Технические проверки готовности систем оповещения населения проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления ТП РСЧС области, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи, а также выпуск в эфир редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
25. Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в ходе проведения проверок систем оповещения населения не допускается.
26. Вывод из эксплуатации действующей системы оповещения населения осуществляется по окончании эксплуатационного ресурса технических средств этой системы оповещения населения, завершении ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
V. Организация запасов мобильных (перевозимых и переносимых) технических средств оповещения населения области и порядок поддержания их в готовности к использованию
27. Резервы технических средств оповещения создаются для обеспечения устойчивого функционирования как автоматизированных, так и неавтоматизированных систем оповещения населения области в целях обеспечения гарантированного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций.
Резерв (запас) технических средств оповещения области включает в себя резервные мобильные и носимые технические средства оповещения.
Резервные технические средства оповещения области предназначены для обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения населения и обеспечения максимально возможного охвата населения в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на территориях, не охваченных автоматизированными системами оповещения.
28. Номенклатура резервов технических средств оповещения определяется ГКУВО "Служба ГО, ПБ и ЧС Владимирской области" исходя из:
имеющихся на балансе учреждения систем оповещения области и других исходных данных, принятых для разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (планов гражданской обороны и защиты населения);
необходимости обеспечения различных режимов функционирования систем оповещения населения области как в мирное, так и военное время;
площади территорий (населенных пунктов (районов)), не охваченных автоматизированными системами оповещения населения;
потребности в обеспечении оповещения населения при частичном нарушении функционирования систем оповещения вследствие военных конфликтов или возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
норм минимально необходимой достаточности резервов;
природных, экономических и иных особенностей территории Владимирской области.
29. Резервные технические средства оповещения, предназначенные для восстановления функционирования систем оповещения населения области должны храниться на объектах, предназначенных для хранения имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в заводской упаковке.
Резервные технические средства носимых и мобильных средств оповещения могут храниться в складских помещениях органов повседневного управления с возможностью их задействования в кратчайшие сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.