Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Характеристика вариативных моделей психологических служб в субъектах Российской Федерации
Модель психологической службы города Москвы
Московская региональная модель психолого-педагогической службы в системе образования имеет уровневую структуру.
Первый (базовый) уровень - детский коллектив. Ключевая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка на этом уровне отводится классным руководителям и воспитателям дошкольных групп с высоким уровнем психологических компетенций.
- выявление и педагогическая коррекция трудностей ребенка в освоении образовательной программы, развитии, социализации;
- построение индивидуального образовательного маршрута и координация участников образовательного процесса в целях успешности каждого ребенка;
- первичная профилактика социальных рисков и негативных проявлений среди детей и подростков.
Второй уровень - школа. Здесь в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" система сопровождения представлена:
- психологами с подготовкой в области клинической и специальной психологии, которые совместно с учителями-логопедами и учителями-дефектологами участвуют в реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ и оказывают коррекционно-развивающую помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
- психологами с подготовкой в области возрастной, социальной и педагогической психологии, педагогами-психологами экспертного уровня, которые консультируют субъектов образовательного процесса, совместно с классными руководителями проектируют психологически безопасную образовательную среду, развивают психолого-педагогические компетенции родителей и педагогов.
Данная модель психолого-педагогического сопровождения ребенка в системе образования позволяет обеспечить цикл реализуемых на трех уровнях взаимосвязанных процессов, в центре которых находятся ребенок, его благополучие и успешность. При этом каждый из процессов на своем уровне направлен на решение четко определенных задач, а эффективность всей системы, как на фундамент, опирается на первый базовый уровень.
Количество "специальных" психологов в школе определяется потребностью в создании специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ. Решение о необходимости в психологе экспертного уровня принимает школьная управленческая команда. С целью обеспечения единства подходов к оказанию и оценке эффективности психолого-педагогической помощи специалисты школьных служб психолого-педагогического сопровождения осуществляют свою деятельность в единой логике на основе решений школьных психолого-педагогических консилиумов. Координацию выработки единых подходов к организации психолого-педагогического сопровождения в Москве осуществляет Городской психолого-педагогический центр через систему методической поддержки образовательных организаций.
Третий уровень - город. На этом уровне в систему психолого-педагогического сопровождения включены Московский городской педагогический университет и Центральные городские учреждения, в числе которых Городской психолого-педагогический центр. На уровне города осуществляется модерация оказания психолого-педагогической помощи ребенку в системе образования в следующей логике.
1. Определение специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Основную роль на этом этапе играет Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия.
2. Маршрутизация помощи при участии школ-консультантов городского проекта "Ресурсная школа": определение ресурсов, задач, направлений, объема, форм и методов оказания коррекционно-развивающей помощи детям с особыми образовательными потребностями, отработка и трансляция эффективных моделей инклюзивного образования.
3. Персонализация и реализация индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных организациях и на базе Городского психолого-педагогического центра, где оказывается специализированная, высокотехнологичная помощь семьям и детям с ОВЗ и инвалидностью, консультативная помощь и методическое сопровождение школ по вопросам организации психолого-педагогического сопровождения, реализуются курсы повышения квалификации для классных руководителей и специалистов.
4. Внешняя оценка качества освоения основных (в т.ч. адаптированных) образовательных программ, независимая оценка профессиональных компетенций педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Модель психологической службы Хабаровского края
Опыт Хабаровского края по организации системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся также признан Минпросвещения России эффективным и рекомендован к тиражированию на территории России (протокол Совета Минпросвещения России по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью от 28 мая 2019 г. N ОВ-8/07пр). Основным документом является КОНЦЕПЦИЯ развития психолого-педагогической службы Хабаровского края на период до 2025 года, утвержденная министром образования и науки Хабаровского края. Под психолого-педагогической службой в системе образования Хабаровского края (далее - Служба) понимается организационная структура, включающая в себя:
- узких специалистов системы образования (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги), осуществляющих деятельность в государственных и муниципальных учреждениях системы образования края;
- организационные структуры, обеспечивающие управление и координацию деятельности узких специалистов;
- вспомогательные структуры, выполняющие функции научного и методического сопровождения узких специалистов;
- структуры, выполняющие функции кадрового обеспечения Службы.
Отдельные элементы Службы функционируют централизованно (психолого-педагогическая служба в системе среднего профессионального образования), часть элементов службы частично централизована - специалисты находятся в административном подчинении у разных структур, но общая политика их функционирования определяется на региональном уровне (муниципальные психологические службы (далее - МПС), службы психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования (далее - СПС)). Другие элементы Службы децентрализованы.
Основные элементы Службы:
- МПС, включающие в себя узких специалистов, осуществляющих деятельность в образовательных организациях общего и дополнительного образования и организаций, осуществляющих обучение соответствующих муниципальных образований, и функционирующие в соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 05 марта 2018 г. N 238, в том числе территориальные психолого-медико-педагогические комиссии;
- СПС, включающие в себя узких специалистов краевых государственных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, и функционирующие в соответствии с распоряжением министерства образования и науки Хабаровского края от 19 февраля 2018 г. N 167, а также службы ранней помощи, функционирующие на базе краевых учреждений; центры сопровождения детей различных нозологических групп;
- психолого-педагогические службы краевых организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- психолого-педагогическая служба краевого государственного автономного нетипового образовательного учреждения "Краевой центр образования";
- психолого-педагогическая служба краевого государственного бюджетного учреждения
"Хабаровский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Элементы Службы, функционирующие на уровнях общего и дополнительного образования (МПС, СПС), самостоятельно определяют локальную модель своей работы с учетом региональной политики, особенностей контингента, приоритетных муниципальных задач (или задач учреждения), а также с учетом имеющихся кадровых ресурсов на основе Примерного положения об МПС или СПС.
Управление деятельностью и развитием МПС и СПС осуществляется на основе Порядка взаимодействия МПС, СПС и Краевого ЦППМСП. Инструментом управления выступают ежеквартальные совещания руководителей МПС и СПС, по результатам которых формируются протоколы поручений, обязательные для исполнения и формирующие координационную основу региональной политики в сфере психолого-педагогического обеспечения общего образования. Одним из механизмов управления Службой является система критериев эффективности деятельности Службы. В настоящее время критерии распространяются только на сферу общего образования и включают в себя такие показатели, как охват обучающихся мониторинговыми мероприятиями, направленными на выявление эмоционального благополучия, охват детей, нуждающихся в услугах ранней помощи, качество работы Службы по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ (количество несвоевременных и ошибочных решений в сфере образования в отношении обучающихся с ОВЗ, наличие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума как постоянно действующей структуры, соотношение количества обучающихся с ОВЗ, освоивших программы дошкольного образования, к количеству обучающихся с ОВЗ, начавших обучение по программам начального общего образования). Также ведется мониторинг уровня открытости и доступности Службы, в том числе в сети Интернет, и уровня системности работы Службы, в частности по апробации и распространению эффективных психолого-педагогических технологий.
Развитие межведомственного взаимодействия включает в себя сотрудничество с высшими учебными заведениями на территории края, которые готовят специалистов Службы, по организации оптимальной подготовки кадров, отвечающих запросам отрасли в крае и формированию заказа на проведение актуальных для Службы исследований в области прикладной психологии, педагогики и дефектологии; актуализация механизмов передачи информации и взаимодействия со структурами и ведомствами, вовлеченными в обеспечение прав и интересов детей на территории края. Отдельные приоритетные направления деятельности Службы (профилактика суицидального риска, оказание ранней помощи детям) регламентируются на уровне Правительства Хабаровского края и входящих в его состав структур.
Модель психологической службы Самарской области
Интегративным результатом реализации требований к общеобразовательной программе в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами на всех уровнях образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Одним из ключевых факторов, обеспечивающих данный результат, является региональная психологическая служба (далее - Служба).
Цель Службы определена ФГОС ООО: психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса, направленное на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни. Для реализации выше обозначенной цели в Самарской области была создана и действует многоуровневая организационная система психолого-педагогического сопровождения образования, обеспечивающая оказание доступной, эффективной и разнообразной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса в образовательных организациях Самарской области. В структуру системы входят:
педагоги-психологи государственных и муниципальных образовательных организаций Самарской области;
государственные бюджетные учреждения - центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ЦППМСП);
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области "Региональный социопсихологический центр" (далее - Центр);
психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК) в системе образования; отделы психолого-педагогического сопровождения Ресурсных центров;
подразделения высших учебных заведений, занимающиеся подготовкой, повышением квалификации и переподготовкой специалистов для системы психологического обеспечения.
ГБУ ДПО Региональный социопсихологический центр (сайт: www.rspc-samara.ru, далее - Центр) обеспечивает психологическими услугами общеобразовательные учреждения г.о. Тольятти, г.о. Самара (частично, 40%) и ряд образовательных учреждений малых городов и районов области. В целом охват образовательных организаций области составляет более 60%. Услуги организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предоставляются Центром на условиях аутсорсинга. Между Центром и каждой обслуживаемой школой заключен договор о безвозмездном оказании услуг, согласован план работы специалистов и циклограмма рабочего времени. Школа предоставляет помещение, оборудованное необходимой мебелью. Диагностический инструментарий, бланки для проведения обследования, другие расходы, связанные с материальным обеспечением профессиональной деятельности специалистов, берет на себя Центр.
За методическое обеспечение специалистов, их повышение квалификации, проведение аттестации также отвечает Центр. Педагог-психолог является штатным сотрудником Центра, рабочее место - образовательная организация.
На территории большинства территориальных управлений Министерства образования и науки Самарской области действуют ЦППМСП (16 центров). Психолого-педагогическое сопровождение общеобразовательных учреждений осуществляется аналогично, на условиях аутсорсинга, по договору о безвозмездном оказании психолого-педагогических услуг.
Финансирование данных услуг осуществляется из бюджета Самарской области в форме государственного задания. Объем трудозатрат рассчитывается в соответствии с региональными нормативами (постановление Правительства Самарской области от 31.10.07 N 230). Для унификации представления центрами видов деятельности и объема трудозатрат при составлении государственных заданий разработаны специальные таблицы.
Описанная организационная форма психолого-педагогического обеспечения реализуется в образовательных организациях (включая профессиональные образовательные организации), где количество обучающихся не превышает 700 чел. Достоинством такой формы является то, что все специалисты имеют единое административное и профессиональное соподчинение.
Одновременно с этим в тех образовательных организациях, где количество обучающихся превышает 700 чел., и в дошкольных образовательных учреждениях педагоги-психологи являются штатными сотрудниками образовательного учреждения. Административно они подчиняются директору образовательного учреждения, профессионально их курирует ГБУ ДПО "Региональный социопсихологический центр".
В сельских общеобразовательных организациях с численностью обучающихся менее 100 человек психолого-педагогическое сопровождение обеспечивается путем организации специалистами ЦППМСП систематической работы в режиме консультативного пункта по утвержденному графику.
Министерство образования и науки Самарской области уделяет повышенное внимание обеспечению реализации права на предоставление доступной и качественной психолого-педагогической помощи обучающимся, которые в ней нуждаются. С этой целью открываются дополнительные ставки специалистов, используются вариативные формы организации психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций, проводится постоянный мониторинг обеспеченности образовательных организаций педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами и учителями-дефектологами, ведется работа по закрытию имеющихся вакансий.
В настоящее время, по данным мониторинга за 2020 г. (письмо Министерства образования и науки Самарской области от 13.05.2020 N МО-16-09-01/603-ТУ), в системе психолого-педагогического обеспечения образования в Самарской области работает 2871 специалистов: педагоги-психологи (1353 чел.), социальные педагоги (169 чел.), учителя-логопеды (1142 чел.), учителя-дефектологи (207 чел.). Одним из важнейших направлений работы педагогов-психологов Самарской области является сопровождение реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) в образовательных организациях. Специалистами "Регионального социопсихологического центра" еще в 2011 году был апробирован комплект психолого-педагогических методик, направленных на диагностику сформированности универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы, подготовлены методические рекомендации по его использованию. Для помощи педагогам-психологам также были разработаны специальные формы для ввода и обработки результатов диагностики. В целях повышения качества образования и уровня психологической комфортности и безопасности образовательной среды в Самарской области ведется обширная научно-исследовательская деятельность, осуществляемая "Региональным социопсихологическим центром" в сотрудничестве с другими образовательными организациями. Основные направления исследований и мониторингов посвящены темам формирования универсальных учебных действий обучающихся по ФГОС общего образования, исследованиям удовлетворенности качеством образования и психолого-педагогических услуг. Основанием для проведения исследований выступает ежегодное распоряжение Министерства образования и науки Самарской области.
Психолого-педагогическая служба системы образования Самарской области заинтересована в постоянном повышении качества предоставляемых услуг. С этой целью специалисты службы проходят регулярное повышение квалификации, а также действует система внутриорганизационного и внешнего контроля качества деятельности учреждений и специалистов.
Для проведения такого контроля в ГБУ ДПО "Региональный социопсихологический центр" в 2014 году были разработаны и внедрены в деятельность методические рекомендации по комплексной оценке качества реализации психологических услуг в образовании.
Практика показала, что данные методические рекомендации эффективны при проведении внешнего и внутреннего аудита деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Эти материалы используются также при оценке качества деятельности структурных подразделений или отдельных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь в образовательных организациях.
В Самарской области комплексная система мер профилактики аутоагрессивного поведения включает научно-исследовательскую, диагностическую, просветительскую, коррекционно-развивающую работу.
В рамках научно-исследовательской деятельности специалистами ГОУ ДПО "Региональный социопсихологический центр" с 2015 года ведутся исследования, направленные на выявление особенностей танатических переживаний (склонности к суицидальным действиям) у обучающихся 8-х и 10-х классов. Актуальность данных исследований определяется необходимостью научно-обоснованных рекомендаций, проектов и программ работы с группами подростков по вопросам ценности собственной жизни, ее быстротечности и уникальности. Полученные результаты позволяют определить образовательные учреждения, где выявлено наибольшее количество подростков, склонных к аутоагрессивному поведению, и, соответственно, выстроить систему учебно-воспитательной работы, направленной на формирование у подростков ценностного отношения к жизни. Краткие аналитические отчеты за все годы размещены на сайте Центра: http://rspcsamara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html
Для оказания адресной помощи подросткам, находящимися в трудной жизненной ситуации, в Самарской области специалистами Центра в 2019 году была разработана процедура и проведен мониторинг с целью выявления подростков, склонных к суицидальному поведению. В мониторинге приняли участие обучающиеся 7-10 классов всех общеобразовательных организаций области и студенты образовательных организаций среднего профессионального образования. Данный мониторинг позволил оказать своевременную помощь обучающимся, попавшим в критическую ситуацию.
Наиболее эффективной практикой в рамках просветительской работы является акция "Внимание, подросток!". Она ежеквартально проходит с 2015 года во всех школах Самарской области. Акция "Внимание, подросток!" направлена на профилактику асоциального и аутодеструктивного поведения подростков и формирования ценностно-смысловой сферы его личности. Особенностью данного мероприятия является то, что его участниками становятся одновременно педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители). В качестве ведущих акции выступают педагоги-психологи образовательных учреждений, студенты старших курсов психологических факультетов образовательных организаций высшего профессионального образования. Периодически в акциях принимают участие представители прокуратуры, полиции. Отчеты о проведенных мероприятиях представлены на сайте Центра по адресу: http://rspcsamara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html.
Анализ всех случаев завершенных и незавершенных суицидов показал, что их основной причиной стали нарушения детско-родительских отношений. Поэтому в Самарской области активно реализуется проект "Родительские университеты". Одно из направлений - это работа с родителями подростков. Более подробно о работе "Родительских университетов" можно познакомиться на сайте Центра: http://rspcsamara.ru/specialist/roduniver/roduniver.html.
На базе Центра работает кризисная группа, задачей которой является оказание экстренной психологической помощи любому образовательному учреждению Самарского региона, а также помощи в рамках планирования антикризисного сопровождения школ и других ОО.
Специалисты кризисной группы работают в соответствии с алгоритмом действий сотрудников образовательных организаций при выявлении обучающихся, склонных к суицидальному поведению (письмо Министерства образования и науки Самарской области от 16.01.2018 N МО-16-09-/56-ТУ). При возникновении кризисной ситуации в образовательной организации в случае необходимости специалисты кризисной группы подключаются к ее разрешению и дальнейшему сопровождению.
Специалистами Центра ведется сбор и анализ информации по кризисным случаям, суицидальным попыткам, а также завершенным случаям суицида. На основе анализа завершенных попыток суицида был создан психологический портрет подростков суицидантов разного пола. Были выявлены основные факторы, способствующие суицидальному поведению современных подростков (они отличаются от факторов, представленных в различных научных статьях и методических рекомендациях). Это позволило более точно определить маркеры, на которые необходимо обращать внимание педагогов и родителей (законных представителей), чтобы предупредить суицидальное поведение подростков.
Использование информационного ресурса:
На сайте Регионального социопсихологического центра создан информационный раздел по антикризисному сопровождению образовательных организаций Самарской области (http://rspc-samara.ru/function/psyhpedsopr/antikrisis/antikrisis.html).
Данный раздел содержит следующую информацию: телефоны экстренной помощи и психологической поддержки; перечень законодательных и нормативных правовых актов;
учебно-методическая деятельность; научно-исследовательская деятельность; консультативная деятельность; рекомендации субъектам образовательного процесса.
Информация периодически обновляется. О полезных ссылках информируются педагоги-психологи и социальные педагоги через все структуры региональной психологической службы. Информирование учителей и других педагогических работников осуществляется в рамках психологического просвещения и на курсах повышения квалификации.
В разделе сайта "Электронный банк данных специалистов" размещаются персональные страницы педагогов-психологов и социальных педагогов с указанием графика работы и графика консультаций специалистов (http://rspc-samara.ru/general/elbank/elbank.html).
Кроме этого, на сайтах ОО размещена информация о работе педагогов-психологов (ФИО, время консультирования, кабинет, способ записи на прием).
Реализуемая организационно-управленческая модель психолого-педагогического сопровождения образовательных организаций в Самарской области позволила:
обеспечить шаговую доступность предоставляемых услуг (за исключением нескольких территорий);
разработать единый стандарт услуги, в частности: ввести единую систему ведения отчетной и текущей документации, соотношения объема в часах оказываемых услуг (профилактика, просвещение, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психодиагностика), требования к разработке коррекционно-развивающих и профилактических программ;
создать систему мониторинга психологического здоровья обучающихся, начиная с раннего детства, что позволяет выявить проблемы в развитии ребенка, совместно с педагогами сконструировать образовательную траекторию для данного ребенка и тем самым предупредить его дальнейшую десоциализацию;
разработать единый алгоритм деятельности педагога-психолога по оказанию психологической помощи ребенку, его родителям (законным представителям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, образовательной организации, в которой обучается ребенок, включая ситуации, связанные с суицидальным поведением обучающихся;
создать единую систему повышения квалификации специалистов, создать систему наставничества для молодых специалистов; эффективно использовать внутренние ресурсы Службы.
Модель психологической службы Свердловской области
В Свердловской области сложилась модель психологической службы, позволяющая решать задачи обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса с учетом региональной специфики. Основными задачами развития Службы являются:
- обеспечение единства регионального пространства психологической службы в системе образования Свердловской области (нормативно-правовая база, организационное, научно-методическое и информационное сопровождение);
- развитие инфраструктуры за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
- обеспечение доступности психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической, медико-социальной помощи всем субъектам образования, независимо от ведомственной принадлежности и территориальной расположенности образовательной организации;
- обеспечение полноты спектра психологической помощи для всех категорий детей (детей с ОВЗ и детей-инвалидов, детей, склонных к поведенческим рискам, детей с повышенными познавательными потребностями, одаренных детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из приемных, опекаемых семей, из семей, находящихся в социально опасном положении, и других);
- управление качеством психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической и медико-социальной помощи через внедрение единых стандартов, механизмов, критериев и показателей эффективности при сохранении вариативности содержания и методов профессиональной деятельности педагога-психолога с учетом целей и актуальной ситуации образовательной организации (специфики реализуемых образовательных программ, особенностей контингента, возможностей организации);
- поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников через организацию непрерывного психолого-педагогического образования, обеспечение условий для персонификации траекторий профессионального развития педагогов-психологов, создание электронных платформ и ресурсов информационного развития психолого-педагогической квалификации;
- обеспечение консорциума науки и практики: разработка научных оснований деятельности, проведение научных исследований в интересах Службы, применение научно-обоснованных технологий и методов в практической деятельности психолога образования, разработка и применение инновационных подходов и технологий психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса;
- развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия для обеспечения комплексного подхода к работе со случаем, согласованности и преемственности действий в ситуации решения совместных задач, рационального использования ресурсов, обмена эффективными практиками.
Содержание и преемственность практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций разных типов и видов и ЦППМСП в регионе обеспечивается совокупностью четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих ступеней психолого-педагогического сопровождения (первая-вторая ступени), психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (третья-четвертая ступени). Такая логика организации деятельности Службы позволяет обеспечить доступность, качество и полноту психолого-педагогической помощи для всех категорий детей в возрасте от 0 до 18 лет, их родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций всех типов и видов, независимо от их местонахождения на территории Свердловской области. Первая и вторая ступени реализуются на базе образовательных организаций, через создание психолого-педагогических условий для сопровождения основных и дополнительных образовательных программ и участников образовательного процесса - обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогов и администрации данных образовательных организаций.
На третьей ступени специализированная помощь участникам образовательного процесса, а также содействие в профессиональной деятельности педагогов-психологов образовательных организаций оказываются муниципальными ЦППМСП, которые могут иметь юридический статус или быть созданными при образовательной организации в формате консультативного пункта или ресурсного центра, иметь общую (ЦППМСП г. Лесной, ЦПМСС г. Ревда) или специализированную направленность (центр "Одаренность и технологии", "Речевой центр", "Центр помощи семье и детям"), и территориальными ПМПК (тПМПК). На четвертой ступени специализированная помощь участникам образовательного процесса, в т.ч. подтверждение или опровержение диагнозов, запланированных коррекционно-реабилитационных мероприятий, экспертных заключений, сделанных специалистами предыдущих ступеней сопровождения и помощи, а также содействие в профессиональной деятельности специалистам муниципальных ЦППМСП и тПМПК, оказываются областными ЦППМСП, имеющими профильную специализацию, и центральной ПМПК.
Логистическим центром, обеспечивающим согласованность и синхронизацию всех ступеней региональной модели Службы, системность, преемственность, комплексность коррекционно-развивающих, профилактических действий, является Региональный ресурсный центр. Для обеспечения эффективности психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической и медико-социальной помощи в регионе Региональный ресурсный центр анализирует образовательную ситуацию в регионе и областных ЦППМСП, готовит предложения для принятия управленческих решений, создает банк экспертов по конкретным проблемам и направлениям деятельности, осуществляет прямое взаимодействие с субъектами Службы независимо от их территориального расположения и ведомственной принадлежности.
Модель психологической службы Кемеровской области
В Кемеровской области сложилась Централизованная модель организации психолого-педагогической помощи в системе образования, накоплен большой опыт ее работы, создана научно-методическая база, организована непрерывная профессиональная подготовка кадров, подготовлены квалифицированные специалисты. Централизованная модель организации психолого-педагогической помощи в системе образования Кемеровской области представляет собой трехуровневую инфраструктуру.
На региональном уровне:
В Кемеровской области Министерством образования и науки создана Государственная организация образования "Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности" (далее - Центр) с территориальными отделениями в городских и муниципальных округах Кемеровской области, которые распределены в соответствии со спецификой территориального расположения, численностью детского населения и его потребностью в ПП-помощи. Центр представляет собой жесткую иерархическую систему оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая позволяет обеспечить высокую централизацию управления, единый стандарт услуг, рациональное использование кадровых и финансовых ресурсов, прозрачность и достоверность результатов деятельности.
Территориальные отделения Центра выполняют сходные функции, а также спрофилированы на выполнение определенного рода задач (отделение психолого-медико-педагогического обследования детей с отделами в городах Кемерово и Новокузнецк; отделение ранней помощи "Семья" - Новокузнецк, "Отдел судебных психологов" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел профилактики правонарушений несовершеннолетних" (Кемерово, головное подразделение), "Детская общественная приемная" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел восстановительных практик, медиации и служб примирения" (Кемерово, головное подразделение), "Отдел Дистанционного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения" (Новокузнецк), "Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия" (Кемерово); Территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (в городах Кемерово, Новокузнецк, Гурьевский район).
- Координационный совет ППМСП - сопровождение в системе образования Кемеровской области;
- подразделения Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования";
- Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Кемеровский государственный университет;
- Ресурсные центры, созданные на базах общеобразовательных организаций;
- Региональные инновационные площадки в составе сетевых исследовательских проектов по здоровьесбережению;
- Подразделения профессиональных образовательных организаций, образовательных учреждений высшего образования, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса;
- Некоммерческие организации и общественные профессиональные объединения. На муниципальном уровне:
- Территориальные отделения Государственной организации образования "Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности", осуществляющие функции координатора службы психолого-педагогической помощи образования округов, с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией и Консультационным Центром, ресурсными центрами на базах общеобразовательных организаций в структуре (при наличии);
- Дошкольные образовательные организации с консультационными пунктами в структуре;
- Муниципальные центры психолого-педагогической помощи (при наличии);
- Муниципальная психолого-медико-педагогическая комиссия (при наличии);
Отделы здоровьесберегающей направленности при муниципальных информационно-методических отделах и органах управления образованием, профессиональных образовательных организациях, осуществляющие функции координации учебно-методического обеспечения деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных организаций, консультационных пунктов и организаций профессионального образования на территории своего муниципалитета;
Другие муниципальные организации, оказывающие психолого-педагогическую помощь участникам образовательного процесса. Образовательные организации всех типов и видов, осуществляющие первичную и специализированную комплексную помощь
- участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации;
- Учебно-методические центры, методические кабинеты, осуществляющие функции координации учебно-методического обеспечения деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных организаций, консультационных пунктов и организаций профессионального образования на территории своего муниципалитета.
Информационное и организационное единство служб ПП-помощи в образовательных организациях муниципального уровня обеспечивает "Кузбасский РЦППМС" через осуществление следующих функций:
- организует и совместно со специалистами проводит социально-психологический мониторинг образовательной системы;
- проводит совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психолого-педагогической помощи муниципальным организациям образования;
- реализует специализированные образовательные, исследовательские и научно-практические проекты и программы;
- осуществляет психологическую оценку образовательной среды в образовательных учреждениях;
- осуществляет информационное и организационное обеспечение деятельности специалистов сопровождения дошкольных и общеобразовательных учреждений на территории муниципалитета;
- готовит методические рекомендации по вопросам оказания психолого-педагогической помощи всем субъектам образовательного процесса;
- создает методические объединения для участия в подготовке координационных планов и программ развития психолого-педагогической помощи.
Централизованная модель Службы психолого-педагогической помощи в системе образования Кемеровской области
На уровне образовательной организации:
Специалисты образовательных организаций всех типов и видов, осуществляющие первичную и специализированную комплексную помощь участникам образовательного процесса в соответствии со своими уставными документами и законодательством в области образования Российской Федерации: педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, медицинские работники образовательных организаций всех типов, работники консультационных пунктов, члены психолого-медико-педагогических консилиумов (ППк); медиаторы и кураторы школьных служб примирения.
Психологическая служба (в Кузбассе - Служба психолого-педагогической помощи) образовательной организации - является основой интеграции действий педагогов-психологов, учителей-предметников, социальных педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребенка, подростка, молодого человека на всех этапах обучения. Модель подразумевает создание специальных образовательных условий для детей с особыми образовательными потребностями в образовательных организациях Кемеровской области посредством реализации всех процессов управления единым центральным органом управления - ГОО "Кузбасский региональный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Здоровье и развитие личности" во взаимодействии с муниципальными образовательными организациями, образовательными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Кузбасса, организациями дополнительного профессионального образования.
Взаимодействие между ГОО "Кузбасский РЦППМС" и образовательными организациями осуществляется с учетом ведомственной подчиненности образовательных организаций и регулируется положением "О Службе психолого-педагогической помощи в системе образования Кузбасса" (Приказ ДОиН КО от 25.12.2017 N 2369 см.).
Взаимодействие ГОО "Кузбасский РЦППМС" с образовательными организациями и Центрами психолого-педагогической помощи муниципального уровня строится на основах договоров социального партнерства, аутсорсинга, сетевого взаимодействия. Координация механизма реализации модели осуществляется специалистами ГОО "Кузбасский РЦППМС", которые осуществляют сбор информации о состоянии всех объектов управления, ее обработку и формируют команды управления.
Модель психологической службы Липецкой области
Организационная структура Службы включает в себя все эти звенья, выстроенные в определенной иерархической последовательности ("вертикали") и находящиеся во взаимодействии. Такая структура Службы, отдельные звенья которой укомплектованы соответствующими специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое сопровождение системы образования, оказать действенную помощь обучающимся разного возраста и различного контингента, родителям (законным представителям), педагогам в системе образования Липецкой области.
Структура модели службы в системе образования Липецкой области представлена на рисунке 6.
Служба является частью системы образования Липецкой области и способствует обеспечению доступности и качества образования, безопасному внедрению инновационных процессов, социализации, адаптации и всестороннему развитию детей и молодежи.
Гарантией более эффективной деятельности Службы будет последовательное и четкое профессиональное взаимодействие имеющихся звеньев и включение дополнительных (таких, как общественные организации по психолого-педагогическому направлению деятельности, муниципальные методические объединения, территориальные отделения государственного областного Центра "СемьЯ" (далее - Г(О) БУ Центр "СемьЯ") в городах и районах Липецкой области):
- на первичном уровне (уровне образовательных организаций) - психолого-педагогические службы образовательных организаций всех типов (дошкольные, общеобразовательные, профессиональные, организации дополнительного образования детей), в том числе психолого-педагогические консилиумы (ППк).
- на муниципальном (районном) уровне - муниципальный центр или территориальное отделение Г(О)БУ Центра "СемьЯ", методические объединения, городские профессиональные сообщества педагогов-психологов (психологов), иные муниципальные организации, оказывающие психолого-педагогическую, медико-социальную помощь участникам образовательного процесса;
- на областном уровне - Региональный ресурсный центр психологической службы системы образования Липецкой области (на базе Г(О)БУ Центра "СемьЯ"), объединяющий все звенья психологической службы и выполняющий функции координатора по оказанию консультативной и организационно-методической помощи специалистам Службы; государственное (областное) бюджетное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) (в структуру которого входят центральная и территориальная психолого-медико-педагогические комиссии); государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области "Институт развития образования" (ГАУД-ПО ЛО "ИРО"); вузы на территории Липецкой области по психологическому направлению подготовки, общественные объединения, некоммерческие общественные организации психологической направленности.
Высшей инстанцией Службы является Экспертно-методический Совет психологической службы системы образования Липецкой области при управлении образования и науки Липецкой области.
Модель психологической службы в системе образования Ленинградской области
Психологическая служба образования Ленинградской области выступает важным инструментом обеспечения качества образования региона. В Концепции комплексного сопровождения образовательных организаций Ленинградской области получили развитие основные принципы региональной политики в области образования в части обеспечения его гуманистического характера, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
Основная цель психологической службы в системе образования Ленинградской области - обеспечение психического и психологического здоровья обучающихся и педагогов. Основу модели психологической службы в системе образования Ленинградской области составляет организационно-функциональная трехуровневая система комплексного сопровождения. Модель описывает территориально-организационную подчиненность педагогов-психологов, их профессиональный и количественный состав.
Институциональный уровень психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса представлен педагогами-психологами и психолого-медико-педагогическими консилиумами образовательных организаций.
На муниципальном уровне действуют районные службы сопровождения: центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, территориальные психолого-медико-педагогические комиссии.
Региональный уровень - Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ленинградской области.
Ленинградский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи выполняет координирующую и организационную функцию по отношению к районным службам сопровождения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.