Открытый реестр психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества
N п/п
|
Автор методики, название методики
|
Измеряемый конструкт
|
Возрастная группа
|
Параметры стандартизации, доказательность
|
Источник
|
Год, компьютерная версия
|
Статус: основная/рекомендуемая/экспериментальная
|
Целевая группа
|
Развитие основных психических функций
|
1
|
Тест "Стандартные Прогрессивные матрицы Плюс Дж. Равена" (СПМ Плюс)
|
Тест для исследования невербального интеллекта
|
11-16 лет
|
Статистически доказана надежность теста, подтверждена его валидность, определены популяционные нормы и уровни интеллекта. Для использования теста Равена в Москве и крупных городах России с аналогичной социодемографической ситуацией
|
Сорокова М.Г., Юркевич В.С. Стандартизация теста "СПМ Плюс Равена" на московской выборке//Дефектология. 2014. N 6. С. 28-37.
|
2014
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
2
|
iPIPS, адаптированная российская версия (international Performance Indicators in Primary School)
|
iPIPS позволяет оценить когнитивное (базовые навыки в чтении и математике) и некогнитивное (личностное, социальное, эмоциональное) развитие детей в начале школьного обучения. Инструмент предусматривает индивидуальное компьютерное оценивание в игровой форме с применением адаптивного алгоритма. iPIPS включает также опрос педагогов и родителей о том, как дети растут и развиваются
|
Первоклассники
|
В 2013-2014 гг. проведена работа по адаптации данного инструмента в РФ для применения в российских школах в рамках международного исследования первоклассников под названием iPIPS.
|
1. Глава книги Хоукер Д., Карданова Е.Ю. Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу и оценка их прогресса в течение первого года обучения: международное исследование iPIPS//В кн.: Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. С. 311-320.
2. Обобщенные типы развития первоклассников на входе в школу по материалам исследования iPIPS/Карданова Е.Ю., Иванова Е.Ю., Сергоманов П.А., Канонир Т.Н., Антипкина И.В., Кайкы Д.Н.//Вопросы образования. 2018. N 1. С. 8-37.
3. Иванова А., Нисская А. (2015) Стартовая диагностика детей на входе в начальную школу: международное исследование iPIPS//Школьные технологии. N 2. С. 161-168.
|
2014
Компьютерная версия
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
3
|
Адаптированная версия iPIPS с учетом особых потребностей детей с РАС
|
Раздел, направленный на измерение когнитивных навыков (письмо, словарный запас, фонематический блок, представления о чтении, представления о математике).
|
Первоклассники
|
В адаптированной версии не менялись сами задания, модификации касались только параметров предъявления материала.
Показано, что использованные модификации не изменяют оцениваемый конструкт, не облегчают и не осложняют выполнение заданий, по сравнению с основной версией методики. Разработана система рекомендаций по проведению индивидуальной формы тестирования.
|
Переверзева Д.С., Брагинец Е.И., Тюшкевич С.А., Горбачевская Н.Л. Эффективное оценивание академической успешности у детей с расстройствами аутистического спектра//Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. N 1. С. 16-25. doi:10.17759/pse.2020250102
|
2020
|
Основная
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
4
|
О.Е. Грибова Технология организации логопедического обследования.
|
Коммуникативная сфера/речевая деятельность (отдельные компоненты языковой системы)
|
Начальная школа
|
Нет сведений о валидности и надежности методики
|
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие. - М.: Аркти, 2018. 80 с.
|
2018
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
5
|
А.В. Хаустов Оценка коммуникативных навыков у детей с аутистическими нарушениями.
|
Коммуникативная сфера
|
Дошкольники/начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: МГППУ. 2010. 87 с.
|
2010
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
6
|
Комплекс методик психолого-педагогической диагностики ("Предметная классификация", "Исключение неподходящего предмета", "Кубики Кооса". "Последовательность событий", "Опосредованное запоминание по Леонтьеву", "Пиктограмма" и др.)
|
Методики данного комплекса позволяют оценить различные параметры когнитивной сферы: наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, способность к пространственной ориентировке, возможности устанавливать пространственно временные и причинно-следственные связи, процессы обобщения и абстрагирования, умственной работоспособности детей и подростков
|
Дошкольники/начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. Психолого-педагогическая диагностика. - М., Издательский центр "Академия", 2003. 320 с.
|
2003
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
Метапредметные компетенции и универсальные учебные действия
|
1
|
Зак А.З. Методика "Перестановки"
|
Методика, построенная на материале пространственно-комбинаторных задач неучебного содержания включает задания для определения сформированности метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии, построением способа решения проблем поискового характера, планированием достижения требуемого результата
|
Выпускники начальной школы
|
Статистически доказана надежность шкал методики и ее дифференциальная валидность по социодемографическим факторам "категория обучающихся" и "пол"
|
Зак А.З., Сорокова М.Г. Диагностика сформированности метапредметных компетенций у пятиклассников [Электронный ресурс]//Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. N 2. С. 11-21. doi:10.17759/psyedu.2019110202
|
2019, есть компьютерная версия
|
основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
2
|
Зак А.З. Методика "Рассуждения"
|
Оценка сформированности на материале решения сюжетно-логических задач когнитивных метапредметных компетенций, связанных с логическим действием построения рассуждений и с построением способа решения проблем поискового характера, и регулятивных метапредметных компетенций, связанных с осуществлением познавательной рефлексии способа решения и с планированием ребенком своих действий
|
Выпускники начальной школы
|
Доказана надежность методики "Рассуждения" и ее дифференциальная валидность как способность выявлять различия по социально-демографическому фактору "категория обучающихся"
|
Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu ru. 2017. Том 9. N 1. С. 1-14. doi:10.17759/psyedu.2017090101
|
2017
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
3
|
Опросник Г.А. Цукерман "Всегда - иногда - никогда"
|
Оценка метапредметных компетенций - способности классифицировать и приводить доказательство - на материале русского языка и математики
|
Выпускники начальной школы
|
Статистически доказана надежность шкал опросника и влияние факторов "пол" и "категория обучающихся" на показатели по итоговым шкалам и отдельным пунктам. Определены репрезентативные нормы для итоговых шкал
|
Сорокова М.Г. Апробация опросника 5 Г.А. Цукерман "Всегда - иногда - никогда" для диагностики метапредметных навыков обучающихся пятых классов//Культурно-историческая психология. 2013. Том 9. N 2. С. 73-80.
|
2013
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
4
|
Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов.
|
Универсальные действия
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов. М.: АРКТИ. 2002. 136 с.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
5
|
Т.В. Ахутина, О.Б. Иншакова Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников.
|
Универсальные учебные действия
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Ахутина Т.В. Иншакова О.Б. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников (комплект из 2 книг) Секачев, 2008
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с ОВЗ, в том числе с инвалидностью
|
6
|
С.Ф. Горбов, О.В. Савельева, Н.Л. Табачникова "Задания из математики". Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой
|
Метапредметные результаты: освоение способов решения проблем поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; выделение закономерностей Методика построена на учебном материале
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306-319. doi:10.17759/psyedu.2014060226
|
2014, есть компьютерная версия
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
7
|
Г.А. Цукерман, О.Л. Обухова Методика "Календарь". Адаптация для компьютерной реализации О.Л. Обуховой
|
Методика оценки метапредметного результата "Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров"
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306-319. doi:10.17759/psyedu.2014060226
|
2014, есть компьютерная версия
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
8
|
Г.А. Цукерман, С.Ф. Горбов, О.В. Савельева и Н.Л. Табачникова "Детские задачи", Адаптация для компьютерной реализации О.Л. Обуховой
|
Методика оценки рефлексивной составляющей умения учиться
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306-319. doi:10.17759/psyedu.2014060226
|
2014, есть компьютерная версия
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
9
|
Е.В. Чудинова "Подсказки". Адаптация для компьютерной реализации О.В. Савельевой
|
Методика оценки умения пользоваться подсказкой как исходного уровня поисковой составляющей умения учиться
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306-319. doi:10.17759/psyedu.2014060226
|
2014, есть компьютерная версия
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
10
|
З.Н. Новлянская "Составление текста". Адаптация для компьютерной реализации И.М. Улановской
|
Методика позволяет оценить метапредметные результаты: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Улановская И.М. Компьютерный пакет методик оценки метапредметных результатов начальной школы [Электронный ресурс]//Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. N 2. С. 306-319. doi:10.17759/psyedu.2014060226
|
2014, есть компьютерная версия
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
11
|
Групповой интеллектуальный тест (ГИТ), (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой
|
Уровень интеллектуального развития обучающихся
|
10-12 лет
|
Социально-психологический норматив
|
Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, изд-во "Принтер", 1993
|
1993
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
12
|
Школьный тест умственного развития (ШТУР) М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.
|
Уровень умственного развития школьников
|
13-16 лет
|
Социально-психологический норматив
|
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Б92 Словарь - справочник по психодиагностике - СПб.: Питер, 2002, 528 с.
|
1990
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
13
|
АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития) К.М. Гуревич, М.К. Акимова и др.
|
Уровень умственного развития старшеклассников
|
16-17 лет
|
Социально-психологический норматив
|
К.М. Гуревич. Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников (АСТУР). Руководство по работе с тестом. Москва, 1995.
|
1995
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
Социальное развитие и морально-ценностная сфера
|
1
|
Методика "Сказочный семантический дифференциал"
|
Интегральный анализ отношения ребенка к персонажам позволяет определить специфику его морально-ценностной сферы. Количественные показатели характеризуют отношение ребенка к себе и другим, размерность категориального пространства межличностного восприятия, содержание и иерархию этих категорий, уровень самооценки и меры социализации. Для индивидуальной работы психолога
|
Дети 4-10 лет
|
Выявлены половозрастные различия когнитивной сложности межличностного восприятия и социализации. В каждой половозрастной группе для каждого показателя вычислены границы, определяющие его "нормальную" выраженность. Рассматриваются примеры индивидуальных семантических пространств.
|
Петренко В.Ф., Митина О.В. Методика "Сказочный семантический дифференциал": диагностические возможности//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 41-54. doi:10.17759/pse.2018230604
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
2
|
Опросник "Готовность подростков к самостоятельной жизни"
|
Оценка готовности подростков к самостоятельной жизни и развития их жизненных навыков в зависимости от среды воспитания
|
Подростки
|
Опросник основан на адаптации методики Ansell-Casey Life Skills Assessment (ACLSA) Youth 4 - Version 4.0 [32]. Продемонстрирована надежность разработанного опросника, а также его конструктная и конвергентная валидность.
|
Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника "Готовность подростков к самостоятельной жизни": оценка и развитие жизненных навыков//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 1. С. 50-68. doi:10.17759/pse.2019240104
|
2019
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
3
|
Опросник "Поведенческие особенности антисоциальной креативности" (Русскоязычная версия опросника The Malevolent Creativity Behavior Scale, разработанного под руководством М. Ранко (с разрешения авторов оригинальной версии)
|
Антисоциальная креативность
|
Подростки от 14 лет и взрослые
|
Устойчивость факторной структуры опросника подтверждена на разных выборках испытуемых, проведена оценка конструктной валидности и ретестовой надежности. Анализируются различия с оригинальной версией опросника. Выборка стандартизации: осужденные за корыстные, агрессивно-корыстные и агрессивно-насильственные преступления; сотрудники силовых ведомств, футбольные болельщики; обучающиеся образовательных учреждений разного профиля г. Москвы
|
Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н., Митина О.В., Мешков И.А. Адаптация опросника "Поведенческие особенности антисоциальной креативности"//Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. N 6. С. 25-40. doi:10.17759/pse.2018230603
|
2018
|
Основная
|
1. Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления).
2. Подростки с ненормативными кризисами взросления.
3. Несовершеннолетние обучающиеся, признанные, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу.
4. Дети с отклонениями в поведении
|
4
|
Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. "Методика конфликт"
|
Диагностическая методика оценки успешности групповой работы обучающихся в условиях задаваемого извне социо-когнитивного конфликта
|
Начальная школа
|
Установлены дифференцирующие возможности данной методики на материале экспериментальных результатов различных школ Москвы.
|
Поливанова Н.И., Ривина И.В., Улановская И.М. Выявление - умения обучающихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта [Электронный ресурс]//Психолого-педагогические исследования. 2013. N 4. URL:http://psyedu.Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml (дата обращения: 16.11.2020)
|
2013
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
5
|
Орел Е.А., Куликова А.А. Опросник социально-эмоциональных навыков.
|
Опросник оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями.
|
Начальная школа
|
Разработан на основе модели Большой пятерки. Проведено два валидизационных исследования. Проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры был использован конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. Доказана критериальная валидность инструмента.
|
Орел Е.А., Куликова А.А. Анализ психометрических характеристик инструмента оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе [Электронный ресурс]//Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. N 3. С. 8-17. doi:10.17759/jmfp.2018070301
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
7
|
Р. Гудман "Сильные стороны и трудности" (ССТ)
|
Опросник оценки поведения, эмоциональной сферы и взаимоотношений со сверстниками детей и подростков
|
Дошкольники, подростки до 16 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
1. Семенова Н.Б., Раменская Т.П., Долгушина Е.Е., Мартынова Т.Ф. Диагностика эмоционального состояния обучающихся в общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия)/Методические рекомендации. - Красноярск, 2013. 40 с.
2. Слободская Е.Р. Психическое здоровье детей и подростков: распространенность отклонений и факторы риска и защиты//Вопросы психического здоровья детей и подростков: научно-практический журнал психиатрии, психологии, психотерапии и смежных дисциплин. 2008. N 2 (8). С. 8-21.
|
2008, 2013
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
8
|
Моросанова В.И. "Стиль саморегуляции поведения (детский) (ССПМ-Д)"
|
Оценка регуляторно-личностных особенностей детей. Оцениваются следующие регуляторные процессы и свойства: планирование, моделирование, программирование, оценивание результата и личностные свойства - гибкость, самостоятельность, ответственность и общий уровень как сумма по всем шкалам.
|
Начальная школа
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5-21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2015, 2019
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
9
|
Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) Н.Я. Семаго
|
Исследование субъективной оценки межличностных отношений
|
от 2,5 до 12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Семаго Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика СОМОР. Москва, АП - КиППРО, 2007. - 8 с.
|
1999
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
10
|
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
|
Исследование мотивационной и ценностной сферы
|
6-10 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Гуткина Н.И. Методика исследования мотивационной сферы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста//Психологическая наука и образование. 2006. Том 11. N 3. С. 17-25.
|
2006
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
11
|
Тест диагностики мотивации достижения у детей (МД-решетка Шмальта) (Афанасьева Н.В.)
|
Оценка выраженности мотивации достижения ребенка в различных сферах деятельности
|
9-11 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Афанасьева, Н.В. Тест мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта: практическое руководство/Н.В. Афанасьева. - [2-е изд., испр.]. - Москва: Когито-Центр, 2008. - 37, [1] с.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
12
|
Метод мотивационной индукции Ж. Нюттена
|
Изучение структуры мотивационно-смысловой сферы школьников, временную перспективу будущего
|
с 10 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. 608 с.
|
2004
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
13
|
Тест аксиологической направленности школьников А.В. Капцов
|
Диагностика ценностной сферы
|
5-11 класс
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Капцов А.В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению теста. Методическое пособие. Изд. 3-е, доп. - Самара ООО "ИПК "Содружество", 2007. - 44 с.
|
2007
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
14
|
"Подростки о родителях" (модификация "ADOR" Шафера)
|
Изучение установок, поведения и методов воспитания детей родителями так, как видят их дети в подростковом возрасте
|
Подростки
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. - М. - СПб.: Фолиум, 1995.
|
1995
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
15
|
Диагностика семейной адаптации и сплоченности (тест Д. Олсона, адапт. М. Перре)
|
Оценивает уровень семейной сплоченности и уровень семейной адаптации
|
с 12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., 2003.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
16
|
Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла
|
Диагностика особенностей личности человека
|
С 8 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттеллла. - СПб.: Речь, 2001.
|
2001
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
17
|
Тест школьной тревожности Филлипса
|
Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой
|
7-14 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Райгородский Д.Я. (редактор - составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2001. 672 с.
|
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
18
|
Проективная методика для диагностики школьной тревожности, А.М. Прихожан (на основании методики Amen E.W., Renison N.)
|
Для диагностики школьной тревожности
|
6-9 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва - Воронеж, 2000.
|
|
Условно рекомендуемая
|
все
|
19
|
Шкала явной тревожности для детей (CMAS) (адаптация А.М. Прихожан)
|
Изучение тревожности как относительно устойчивого образования
|
7-12 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Прихожан А.М. Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)/Иностранная психология, 1995, N 8, С. 64-67.
|
1994
|
Экспериментальная
|
все
|
Эмоционально-личностная сфера
|
1
|
Шкала безнадежности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)
|
Переживание безнадежности
|
Подростковый возраст и старше
|
Имеются данные о внутренней согласованности, представлены нормативные значения
|
Горбатков А.А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности//Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. N 3. С. 89-103.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления
|
2
|
Дифференциальный опросник переживания одиночества (ДОПО-3к), Осин Е.Н., Леонтьев Д.А.
|
Переживание одиночества
|
Подростковый возраст и старше
|
Надежность шкал ДОПО-3к (альфа Кронбаха) - 0.81 для показателя общего переживания одиночества, 0.80 для показателя зависимости от общения и 0.88 для позитивного одиночества
|
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. (2013). Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 10 (1), 55-81.
|
2012
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления
|
3
|
Опросник склонности к агрессии Басса-Перри "BPAQ", С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский
|
Склонность к физической агрессии, враждебности и гневу
|
Подростковый возраст и старше
|
Устойчивость факторной структуры подтверждена на разных выборках испытуемых; произведена оценка конструктной валидности, ретестовой надежности и внутренней согласованности факторов.
|
Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Пери//Психологический журнал. 2007. N 1. С. 115-124.
|
2002-2004
|
Основная.
Экспериментальная (при использовании для лиц младше 18 лет)
|
Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления
|
4
|
WHO-5 Well-Being Index (1998) Индекс хорошего самочувствия
|
Текущее психическое благополучие на основе самооценки
|
Для детей от 9 лет и старше
|
Клиническая и психометрическая достоверность подтвержден в ряде исследований согласно данным, представленным на официальном электронном ресурсе опросника (https://www.psykiatri-regionh.dk/who-5/Pages/default.aspx)
|
ВОЗ. Индекс общего (хорошего) самочувствия/ВОЗ (вариант 1999 г.) [Электронный ресурс]. URL:https://www.psykiatri-regionh.dk/who-5/Documents/WHO5_Russian.pdf (дата обращения: 15.11.2020).
|
1998
|
Условно рекомендуемая
|
Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления
|
5
|
Многомерная шкала перфекционизма Фроста (Frost, 1990), Ясная В.А., Ениколопов С.Н.
|
Перфекционизм
|
Подростковый возраст и старше
|
Осуществлена апробация на российской выборке, получена четырехфакторная структура (в оригинале - 6 факторов). Приведены нормативные данные для некоторых категорий респондентов.
|
Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Апробация шкал измерения перфекционизма на российской выборке. Психологическая диагностика, 2009, N 1, 101-120.
|
2009
|
Условно рекомендуемая. Экспериментальная (при использовании для лиц младше 18 лет)
|
Дети с отклонениями в поведении; Подростки с ненормативными кризисами взросления
|
6
|
Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Русскоязычная версия опросника "Шкала проявлений психологического благополучия подростков (ППБП)" (на основе Шкалы измерений проявлений психологического благополучия ( et al., 1998).
|
Позволяет оценить психологическое благополучие по следующим шести шкалам: "Управление собственной личностью и событиями", "Общительность", "Счастье", "Вовлеченность в социальное взаимодействие", "Самооценка", "Душевное равновесие", а также интегральный уровень психологического благополучия.
|
Начальная школа, подростковый возраст
|
Результаты исследования на выборке российских младших подростков (N = 295) свидетельствуют о хороших психометрических свойствах опросника. Подтвердилась его шестифакторная структура. Оценена надежность шкал, конструктная и критериальная валидность. Представлен анализ взаимосвязей показателей ППБП, осознанной саморегуляции и личностных свойств.
|
1. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Создание русскоязычной версии опросника проявлений психологического благополучия (ППБП) для обучающихся подросткового возраста//Вопросы психологии. 2018. N 4. С. 103-109.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5-21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2018,
2019
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
7
|
Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Русскоязычная версия опросника "Большая пятерка - детский вариант" ("Big Five Questionnaire - Children Version: BFQ-C").
|
Опросник предназначен для измерения личностных черт у детей младшего и среднего школьного возраста. Оценивает основные черты личности: "Нейротизм", "Экстраверсия", "Открытость опыту", "Дружелюбность" и "Добросовестность".
|
Младший и средний школьный возраст
|
Подтверждена пятифакторная структура опросника. Выявлена удовлетворительная внутренняя согласованность шкал опросника. По результатам психометрического анализа делается вывод о возможности применения в исследовательских целях адаптированной русскоязычной версии опросника на выборках детей младшего и среднего школьного возраста.
|
Малых С.Б., Тихомирова Т.Н., Васин Г.М. Адаптация русскоязычной версии опросника "Большая пятерка - детский вариант"//Теоретическая и экспериментальная психология. 2015. Т. 8. N 4. С. 6-12.
|
2015
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
Профессиональная направленность, мотивация, характерологические особенности
|
1
|
Опросник "Тенденции в принятии решений" (русскоязычная версия опросника The Decision Making Tendencies Inventory, авторы оригинальной версии Р. Мисурака с соавт.)
|
Измерение разных тенденций в принятии решений в разных жизненных областях. Содержание опросника основывается на трех тенденциях в принятии решений: максимизации, минимизации и сатисфизации, каждая из которых применялась в трех областях - при принятии профессиональных/учебных решений, в потребительском поведении (выбор товаров/услуг) и в обобщенном контексте.
|
Подростки и взрослые (15-35 лет)
|
Конфирматорный факторный анализ подтвердил теоретическую трехфакторную структуру опросника. Описаны связи шкал максимизации, минимизации и сатисфизации (стремления к удовлетворенности) с личностными шкалами принятия решений, возрастом и уровнем образования/сложностью обучения.
|
Разваляева А.Ю. Апробация опросника "Тенденции в принятии решений" на русскоязычной выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 146-163. doi:10.17759/cpp.2018260308
|
2018
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
2
|
Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин "Шкалы академической мотивации школьников (ШАМ-Ш)"
|
Методика включает 8 шкал: 3 шкалы внутренней мотивации (познания, достижения и саморазвития), 4 шкалы внешней мотивации (мотивация самоуважения, интроецированная мотивация, мотивация уважения родителей, экстернальная мотивация) и шкалу амотивации
|
Школьники и учащиеся колледжей
|
С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждается структура опросника из 8 шкал, характеризующих три типа внутренней учебной мотивации, четыре характерных типа внешней учебной мотивации и амотивацию.
Все шкалы опросника обладают приемлемой надежностью и демонстрируют ожидаемые связи с показателями успешности учебной деятельности, настойчивости в учебе и психологического благополучия. С учетом выявленных гендерных различий мотивации представлены нормативные данные для юношей и девушек.
|
1. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Гижицкий В.В., Гавриченкова Т.К. Шкалы внутренней и внешней академической мотивации школьников//Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. N 2. С. 65-74. doi:10.17759/pse.2017220206
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5-21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2017, 2019
|
Основная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
3
|
Андреева А.Д., Прихожан А.М. "Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы"
|
Методика позволяет оценить следующие показатели, связанные с мотивационно-эмоциональным отношением к школе: "Познавательная активность", "Мотивация достижения", "Мотивация избегания неудач", "Тревога", "Гнев" и общий уровень отношения к учению.
|
Подростки
|
Нет достаточных сведений о валидности и надежности методики. Коэффициенты надежности Альфа Кронбаха шкал методики для шкалы "Мотивация достижения" и для шкалы "Гнев".
|
1. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы//Психологическая диагностика. 2009.
N 4. С. 64-70.
2. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия//Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. N 4. С. 5-21. doi:10.17759/pse.2019240401
|
2009, 2019
|
Экспериментальная
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления)
|
4
|
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Опросник "Субъектная позиция"
|
Методика исследования субъектной позиции обучающихся. Под субъектной позицией учащегося понимается активное осознанное отношение учащегося к учебной деятельности.
|
Младшие школьники, подростки, старшие школьники
|
Факторным анализом выявлено три шкалы, характеризующие различные типы отношения к учебной деятельности: субъектная позиция, объектная позиция, негативная позиция. Дополнительный анализ позволил выявить еще один тип - пассивную позицию обучающихся. Обнаружено, что выраженность субъектной позиции снижается от младшего школьного возраста к старшему, а выраженность негативной позиции возрастает.
|
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции обучающихся разных возрастов//Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. N 1. С. 99-110.
|
2014
|
Условно рекомендуемая
|
Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления); подростки с девиантным поведением
|
5
|
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
|
Уровень развития вербального и невербального интеллекта
|
13-60 лет
|
Сведения о валидности и надежности методики
|
Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб., ГП "Иматон", 2002
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|
6
|
Активизирующий опросник "Перекресток" Н.С. Пряжников
|
Формирование у консультируемого подростка интереса (мотивации) к рассмотрению своих проблем, вооружение его доступным и понятным средством для планирования, корректировки и реализации своих профессиональных перспектив
|
9-11 кл.
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Пряжников Н.С. Активизирующий опросник "Перекресток"//Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - Москва: Вако, 2005.
|
2005
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|
7
|
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда (Голланда)
|
Исследование профессиональных интересов и предпочтений человека
|
9-11 кл.
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. М., 2005
|
2005
|
Условно рекомендуемая
|
Все
|
Диагностика профессиональных и личностных проблем взрослых участников образовательного процесса
|
1
|
Опросник "Семейные эмоциональные коммуникации (СЭК)" Авторы: А.Б. Холмогорова, С.В. Воликова
|
Опросник выявляет дисфункции в родительских семьях взрослых пациентов и позволяет определить мишени как семейной, так и индивидуальной терапии, которая, как правило, связана с проработкой семейного контекста пациента
|
От 18 лет до 55 лет
|
Эксплораторный факторный анализ выделил в опроснике семь шкал. Для определения надежности опросника проведены конфирматорный анализ, проверка тестретестовой надежности, подсчитан коэффициент альфа Кронбаха, проверка внутренней согласованности и конструктной валидности опросника. Опросник СЭК не зависит от пола, возраста и уровня образования испытуемых. Подтверждена дискриминантная валидность.
|
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Стандартизация опросника "Семейные эмоциональные коммуникации"//Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. N 4. С. 97-125. doi:10.17759/cpp.2016240405
|
2016
|
Основная
|
|
2
|
Опросник перфекционизма. Авторы: Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Юдеева Т.Ю.
|
Диагностика перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству) как дисфункциональной личностной черты
|
От 18 до 55 лет
|
Представлены результаты конфирматорного факторного анализа опросника перфекционизма. Установлена трехфакторная структура новой версии методики. Установлены статистически значимые положительные связи 1-го и 3-го факторов опросника с показателями симптомов психических расстройств. Для 2-го фактора такие связи не зафиксированы. Доказана дифференциальная валидность для 1-го и 3-го факторов; для 2-го фактора такие различия не установлены.
|
Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Факторная структура и психометрические показатели опросника перфекционизма: разработка трехфакторной версии//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 8-32. doi:10.17759/cpp.2018260302
|
2018
|
Основная
|
|
3
|
Опросник проблемного использования социальных сетей (русскоязычная версия)
|
Методика позволяет изучать различные аспекты проблемного использования социальных сетей, к которым относят предпочтение онлайн-общения в качестве ведущего, использование социальных сетей в качестве способа регуляции эмоций, постоянные размышления о социальных сетях, а также компульсивное посещение социальных сетей и негативные последствия частого обращения к социальным сетям.
|
20-35 лет
|
Установлена хорошая внутренняя согласованность. Установлена пятифакторная структура опросника, его удовлетворительная надежность и валидность. Анализ значимости различий по когнитивным стратегиям регуляции эмоций, позитивному и негативному аффекту, личностной тревожности в выделенных группах подтверждает внешнюю валидность методики.
|
Сирота Н.А., Московченко Д.В., Ялтонский В.М., Ялтонская А.В. Разработка русскоязычной версии опросника проблемного использования социальных сетей//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 33-55. doi:10.17759/cpp.2018260303
|
2018
|
Основная
|
|
4
|
Русскоязычная версии опросника "Шкала взаимной адаптации в паре" - DAS (Dyadic Adjustment Scale) Г. Спаниера.
|
Оценка качества отношений в браке
|
Взрослые
|
Валидизация опросника проводилась на двух выборках, включающих супружеские пары и лиц, состоящих в браке. Эксплораторный факторный анализ установил трехфакторную структуру методики, подтвержденную методом конфирматорного факторного анализа. Выделенные шкалы и инструмент в целом обладают высокими показателями надежности: внутренней согласованностью и расщепленной надежностью. Установлена приемлемая конструктная и внешняя валидность методики.
|
Полякова Ю.М., Сорокова М.Г., Гаранян Н.Г. Факторная структура и надежность шкалы взаимной адаптации в паре (DAS) в российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 105-126. doi:10.17759/cpp.2018260306
|
2018
|
Основная
|
|
5
|
Методика "Семантический дифференциал жизненной ситуации" (СДЖС)
|
Методика ориентирована на изучение когнитивных и эмоциональных компонентов субъективного восприятия человеком своей жизненной ситуации.
|
Взрослые (18-56 лет)
|
Методика разработана в русле психосемантического подхода. В качестве основных смысловых осей восприятия были выделены факторы: владение ситуацией, эмоциональное переживание ситуации, позитивные ожидания, обыденность и повседневность, разрешимость, личностная включенность и вера в преодолимость ситуации, энергетический заряд, уровень понимания. Выборка апробации: взрослые, находящиеся в условно нормальной (N = 105) и трудной жизненной ситуации (N = 35). Установлены значимые различия в их перцептивно-когнитивной картине жизненной ситуации, подтверждена критериальная валидность методики, обнаружена степень влияния на восприятие ситуации некоторых ее объективных характеристик.
|
Александрова О.В., Дерманова И.Б. Семантический дифференциал жизненной ситуации//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 127-145. doi:10.17759/cpp.2018260307
|
2018
|
Основная
|
|
6
|
Русскоязычная версия опросника "Здоровый образ жизни" (Health-Promoting Lifestyle Profile, HPLP-II, авторы оригинального опросника Walker, et al., 1987, 1996)
|
Исследуется 3 конструкта наблюдаемого поведения (ответственность за здоровье, физическая активность и питание), и 3 конструкта (духовный рост, межличностные отношения и управление стрессом), относящиеся к когнитивным и эмоциональным компонентам благополучия (психосоциального благополучия)
|
17-65 лет
|
Надежность HPLP II оценивалась путем подсчета коэффициента Кронбаха и показала высокую внутреннюю согласованность, как всего опросника, так и в половозрастных группах. Для проверки конвергентной валидности были использованы шкалы из анкеты здорового образа жизни, личностный опросник "Большая пятерка" (Big-5), шкала психологического благополучия Рифф, опросник качества жизни SF-36, опросник ТОБОЛ. Полученные корреляции подтверждают конвергентную валидность опросника. Анализ показал удовлетворительные психометрические свойства HPLP II.
|
Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника "Профиль здорового образа жизни" на российской выборке//Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. N 3. С. 164-190. doi:10.7759/cpp.2018260309
|
2018
|
Основная
|
|
7
|
Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Сокращенная версия методики "Социальные аксиомы" М. Бонда и К. Леунга
|
Измерение социальных аксиом как "... генерализованных верований о себе, социальной и физической среде, духовном мире, высказанных в форме утверждений об отношениях между реально существующими фактами или идеями" [М. Бонд и К. Леунг, 22].
|
Взрослые
|
При обработке данных использовались конфирматорный факторный анализ и корреляционный анализ; надежность-согласованность оценивалась при помощи коэффициента. Авторам удалось разработать сокращенную версию методики, которая обладает высокой надежностью-согласованностью, подтверждает пятифакторную структуру модели социальных аксиом. Результаты сокращенной версии имеют высокую корреляцию с результатами, полученными с использованием полной версии данной методики, что подтверждает ее валидность. Опросник можно использовать в прикладной работе, например, в сфере организационной диагностики или профотбора
|
1. Татарко А.Н., Лебедева Н.М. Разработка и апробация сокращенной версии методики "Социальные аксиомы" М. Бонда и К. Леунга//Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. N 1. С. 96-110. doi:10.17759/chp.2020160110
2. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014.
|
2014, 2020
|
Основная
|
|
8
|
Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптированная и модифицированная методика аккультурационных ожиданий Джона Берри.
|
Измерение аккультурациоонных ожиданий. Д. Берри выделяет 4 аккультурационных ожидания: "интеграция" (ранее - "мультикультурализм"), "ассимиляция" (ранее - "плавильный котел"), "сегрегация", "исключение".
|
Взрослые
|
Авторы внесли модификации в методику, увеличив в два раза количество вопросов по дополнительным сферам повседневной жизни, измеряющих каждое из четырех аккульутрационных ожиданий, что позволило значительно увеличить ее надежность-согласованность. С опорой на данные социально-психологического опроса, проведенного на выборке коренного русского населения Москвы (общий объем выборки 198 респондентов, из них 59 мужчин и 139 женщин, средний возраст респондентов 24 года), была продемонстрирована надежность адаптируемой методики, а также ее конструктная и конвергентная валидность.
|
1. Лепшокова З.Х., Татарко А.Н. Адаптация и модификация методики аккультурационных ожиданий Джона Берри//Социальная психология и общество. 2017. Том 8. N 3. С. 125-146. doi:10.17759/sps.2017080310
2. Лебедева Н.М. Этнопсихология. Учебник и практикум. М.: Юрайт, 2014.
|
2014, 2020
|
Основная
|
|
9
|
Опросник "Анализ семейных взаимоотношений" Э.Г. Эйдемиллер (Методика АСВ)
|
Изучение влияния родителей в воспитании ребенка или подростка и поиска ошибок в родительском воспитании
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. - М., 1996. С. 6-19.
|
1996
|
Условно рекомендуемая
|
|
10
|
Тест "Семейная социограмма" Э.Г. Эйдемиллер
|
Выявление положения субъекта в системе межличностных отношений, определение характера коммуникаций в семье
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. 672 с.
|
2008
|
Условно рекомендуемая
|
|
11
|
Личностный дифференциал
|
Изучение определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. С. 20-21.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
|
12
|
Определение индекса групповой сплоченности (Сишора)
|
Определение групповой сплоченности
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Определение индекса групповой сплоченности Сишора/Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. С. 179-180.
|
2002
|
Условно рекомендуемая
|
|
13
|
Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)
|
Диагностика родительского отношения у матерей, отцов, опекунов, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними
|
Взрослые
|
Сведения о валидности и надежности методики уточняются
|
Варга А.Я. Тест-опросник родительского отношения/Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы//под ред. А.Я. Варги, В.В. Столина. М.: МГУ, 1988. 128 с.
|
1988
|
Условно рекомендуемая
|
|