Решение Самарского областного суда от 1 марта 2021 г. N 3а-502/2021
Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-502/2021 по административному исковому заявлению Ч.Н.К. о признании недействующими нормативных правовых актов в части, установил:
Ч.Н.К. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила восстановить срок на подачу административного иска и признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N.
Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения, не отвечающие критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в них отсутствуют объекты делового или торгового назначения, бытового обслуживания или общественного питания. Включение указанных объектов недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Г.А.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилые помещения включены в Перечни в связи с тем, что располагаются в зданиях многоквартирных жилых домов, в которых могут размещаться объекты делового или торгового назначения, бытового обслуживания или общественного питания. По результатам осмотра помещений было установлено, что объект с кадастровым номером N используется как студия красоты и загара "A.", нежилое помещение с кадастровым номером N используется как объект общественного питания "К. - П.".
Заинтересованное лицо - Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Самары просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 18 октября 2017 года N 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.
Приказом от 29 октября 2018 года N 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.
Нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год, нежилое помещение с кадастровым номером N включено в пункт N Перечня на 2018 год, в пункт N Перечня на 2019 год.
Приказ министерства от 18 октября 2017 года N 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1-90)),"Волжская коммуна", N 283 (30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91-16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436-20775)), "Волжская коммуна", N 297 (30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776-34378)).
Приказ министерства N 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308 (30543), 20.11.2018.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из материалов дела следует, что Ч.Н.К. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 45,2 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>, а также нежилое помещение с кадастровым номером N площадью 43,1 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости наименование и назначение указанных объектов недвижимости - нежилое помещение.
По сведениям технических паспортов в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются помещения без указания из наименования, санузлы, а в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются кухня площадью 5,6 кв. м, помещения без указания их назначения, санузел и коридор.
Таким образом, сведения Единого государственного реестра недвижимости и технического учета не позволяли министерству отнести указанные нежилые помещения к объектам делового, офисного, коммерческого назначения, торговым объектам или объектам общественного питания или бытового обслуживания.
Нежилые помещения располагаются в зданиях многоквартирных жилых домов (помещение с кадастровым номером N - в здании с кадастровым номером N, помещение с кадастровым номером N - в здании с кадастровым номером N).
Доводы административного ответчика о том, что объект недвижимости с кадастровым номером N используется как студия красоты и загара "A.", а нежилое помещение с кадастровым номером N используется как объект общественного питания "К. - П.", не подтверждены доказательствами.
Из актов осмотра от 19 ноября 2019 года, выполненных ГБУ СО "ЦРР", следует, что в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются коридоры, санузлы и пустые помещения; в нежилом помещении с кадастровым номером N располагаются помещения для размещения мебели, хозинвентаря, санузлы и пустые помещения.
Ссылка административного ответчика на сведения из Интернета о размещении по ул. Гагарина, 83 кулинарии, а по ул. Гагарина, 91 - студии красоты и загара, не являются допустимыми по делу доказательствами и не подтверждают расположение в конкретных нежилых помещениях, принадлежащих административному истцу на праве собственности в 2018 и 2019 годах объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания.
Разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: <адрес>, - жилой дом (многоэтажная застройка, для объектов жилой застройки - не предусматривает размещение на нем объектов делового, коммерческого, торгового назначения. объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Суду представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером N площадью 8 кв. м, расположенного по адресу: Самарская <адрес>, имеющего вид разрешенного использования: тонар, для объектов общественно-делового значения.
Однако, указанная выписка не подтверждает расположение на нем здания многоквартирного жилого дома, частью которого является нежилое помещение административного истца.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилых помещений в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2018, 2019 годы в части включения в них под пунктами соответственно N, N нежилого помещения с кадастровым номером N и под пунктами N, N нежилого помещения с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2018, 2019 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.
Требование о восстановлении срока на подачу административного иска являются излишне заявленными, поскольку при его рассмотрении установлено применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Требования Ч.Н.К. удовлетворить.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года N 1647, в части включения в него под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N со дня принятия.
Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года N 1608, в части включения в него под пунктом под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, под пунктом N нежилого помещения с кадастровым номером N, со дня принятия.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 марта 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 1 марта 2021 г. N 3а-502/2021
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании