Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I.
Общая характеристика сферы реализации государственной программы Тверской области и прогноз ее развития
Пункт 1 изменен с 2 февраля 2022 г. - Постановление Правительства Тверской области от 1 февраля 2022 г. N 51-ПП
Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
1. Государственная программа Тверской области "Управление общественными финансами и совершенствование региональной налоговой политики" на 2021 - 2026 годы (далее - государственная программа) определяет основные направления развития и функционирования системы управления общественными финансами Тверской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
В рамках реализации государственной программы осуществлен целый ряд мероприятий, направленных на повышение качества управления общественными финансами.
Создана нормативно-правовая база Тверской области по вопросам повышения качества организации бюджетного процесса и эффективности использования средств областного бюджета Тверской области.
Сформирована и реализуется концепция межбюджетных отношений, позволяющая обеспечить выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Тверской области (далее - муниципальные образования), а также стимулирование муниципальных образований, добившихся наиболее высоких результатов по развитию экономики на их территории.
В 2019 году были внесены изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) из областного бюджета Тверской области, утвержденную законом Тверской области от 26.07.2005 N 94-ЗО "О межбюджетных отношениях в Тверской области". При определении объема выравнивающих трансфертов используется принцип модельного бюджета.
В целях стимулирования муниципальных образований к наращиванию налогового потенциала при определении налогового потенциала муниципальных образований, используемого для расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением) Тверской области (далее - дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности), частично сохранено для муниципального образования превышение темпа роста по налогу на доходы физических лиц над средним темпом роста по налогу на доходы физических лиц в целом по Тверской области. Кроме того, в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации о необходимости стимулирования муниципальных образований к участию в инвестиционных проектах при расчете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности учтены дополнительные расходы муниципальных образований в связи с уплатой налога на имущество организаций по вновь построенным в рамках адресной инвестиционной программы Тверской области объектам социальной сферы и введенным в эксплуатацию по состоянию на 1 сентября соответствующего года.
В 2020 году продолжилась работа по совершенствованию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями. В связи с введением нового вида муниципальных образований - муниципальных округов в закон Тверской области от 26.07.2005 N 94-ЗО "О межбюджетных отношениях в Тверской области" внесены изменения в части группировки муниципальных образований для расчета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и выделения отдельных групп для муниципальных округов.
Кроме того, в связи с отменой действия системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с 1 января 2021 года внесены изменения в закон Тверской области от 26.07.2005 N 94-ЗО "О межбюджетных отношениях в Тверской области", в том числе в части утверждения порядка расчета и установления дифференцированных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на очередной финансовый год и плановый период.
При распределении дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов ежегодно совершенствуется механизм, стимулирующий муниципальные образования к развитию экономического и налогового потенциала территории, а также повышению эффективности работы органов местного самоуправления муниципальных образований.
В результате муниципальные образования, которые эффективно занимаются развитием экономики, получают дополнительные средства в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
В рамках общей концепции выделения межбюджетных трансфертов, нацеленных на повышение эффективности бюджетных расходов, предоставляются дотации на стимулирование муниципальных образований к повышению эффективности бюджетных расходов по результатам проведенной оценки качества финансового менеджмента и прошедших процедуру преобразования муниципальных образований, направленных в первую очередь на формирование в современных экономических условиях эффективных органов местного самоуправления муниципальных образований, способных исполнять полномочия, отнесенные законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения. Функционирование органов местного самоуправления муниципальных образований на объединенной территории осуществляется по принципу "один центр принятия решений", что позволяет проводить единую бюджетную, социально-экономическую и инвестиционную политику на территории.
Продолжается совершенствование механизма финансового обеспечения процесса оказания государственных услуг в Тверской области с учетом рекомендаций и требований, сформулированных на федеральном уровне.
Продолжается работа, нацеленная на повышение заинтересованности и вовлечение граждан в бюджетный процесс Тверской области.
На территории Тверской области с 2013 года реализуется программа поддержки местных инициатив (далее также - программа, ППМИ). Данной программой предусмотрено выделение на конкурсной основе субсидий из областного бюджета Тверской области на реализацию проектов, наиболее важных для малых территорий, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры. При этом отбор и реализация проектов осуществляются при активном участии населения, что является отличительной особенностью указанной программы.
В рамках реализации программы в Тверской области действует уникальная комплексная система обучения основам реализации проектов инициативного бюджетирования "Школа ППМИ". Она предусматривает проведение обучающих семинаров в формате лекций. На семинарах рассматриваются вопросы, связанные с управлением местным бюджетом.
Расширена типология для проектов муниципальных районов Тверской области и муниципальных образований, прошедших процедуру преобразования, введено направление "приобретение оборудования и специализированной техники для исполнения муниципальным образованием своих полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности".
Кроме того, с 2022 года в реализацию ППМИ в Тверской области включены городские округа со статусом закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
В целях дальнейшего развития инициативного бюджетирования на территории Тверской области в 2021 году стартовала программа поддержки школьных инициатив - "Школьный бюджет".
Основная цель проекта "Школьный бюджет" (далее - Проект) - вовлечение школьников в решение вопросов местного значения, создание и развитие в школах инструментов совместного решения задач, затрагивающих интересы молодого поколения, а также повышение бюджетной грамотности.
В качестве пилотной площадки для реализации Проекта в 2021 году выбран Вышневолоцкий городской округ Тверской области.
С 2022 года в Проект вовлечены все городские и муниципальные округа Тверской области.
С 2023 года Проект планируется распространить и на муниципальные районы Тверской области.
В Российской Федерации все большее внимание уделяется вопросам повышения финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни жителей.
В Тверской области вопрос повышения финансовой грамотности жителей также является актуальным. В целях реализации в Тверской области Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, постановлением Правительства Тверской области от 29.12.2020 N 718-пп утверждена Региональная программа Тверской области "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Тверской области на 2020 - 2023 годы", реализация которой позволит скоординировать на долговременной и системной основе усилия заинтересованных сторон по привлечению внимания населения Тверской области к вопросам управления личным бюджетом и защиты от различных мошеннических действий, а также по привлечению внимания субъектов предпринимательской деятельности к уровню предпринимательской культуры, грамотному использованию финансовых инструментов и рациональному поведению на финансовых рынках.
Комплекс мероприятий включает:
подготовку преподавателей основ финансовой грамотности в образовательных организациях;
организацию и проведение различных обучающих семинаров, круглых столов, деловых игр, чемпионатов, презентаций, конференций и других мероприятий по вопросам финансовой грамотности населения;
издание специальных брошюр, буклетов, сборников, учебных и методических материалов по повышению финансовой грамотности;
проведение выездных обучающих семинаров разного формата для различных аудиторий;
размещение в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений об утвержденном областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период, отчета об исполнении областного бюджета Тверской области и материалов к ним в доступной и понятной для граждан форме;
создание системы эффективных и доступных информационных ресурсов в области финансовой грамотности, проведение информационной работы среди отдельных категорий жителей Тверской области.
Для обеспечения открытости и прозрачности бюджетов и бюджетного процесса в Тверской области был создан в информационно-телекоммуникационной сети Интернет специализированный портал "Открытый бюджет Тверской области", на котором размещается информация о проектах закона (законах) об областном бюджете и об исполнении областного бюджета Тверской области и другие бюджетные данные.
Портал "Открытый бюджет Тверской области" содержит соответствующие формы визуализации бюджетных данных (графики, таблицы, схемы, рисунки, фото, интерактивные инструменты и др.), а также инструменты взаимодействия с гражданами в рамках бюджетного процесса.
В рамках проведения мероприятий по централизации бухгалтерского (бюджетного) и кадрового учета в Тверской области принято решение о создании и развитии информационной системы бухгалтерского (бюджетного) и кадрового учета Тверской области.
В целях повышения прозрачности учетных процессов, скорости выполнения учетных функций, внедрения единых принципов работы сотрудников, решения проблемы кадрового дефицита по централизации бухгалтерского (бюджетного) учета в Тверской области создано государственное казенное учреждение Тверской области "Межведомственный центр учета" (далее - ГКУ "МЦУ").
В рамках развития информационной системы бухгалтерского (бюджетного) и кадрового учета Тверской области, входящей в состав государственной информационной системы управления государственными и муниципальными финансами Тверской области, в 2019 году был переведен 31 исполнительный орган государственной власти Тверской области и 24 государственных учреждения Тверской области на работу в единую информационную систему бухгалтерского (бюджетного) и кадрового учета Тверской области на основе облачных технологий. В 2020 году переведено 147 государственных учреждений Тверской области, в 2021 году - 276 государственных учреждений Тверской области, и осуществлена передача полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета в ГКУ "МЦУ". Начиная с 2022 года планируется перевод на технологическую централизацию муниципальных учреждений Тверской области и создание отраслевых центров учета.
Реализация указанных мероприятий создала необходимые условия для повышения эффективности управления региональными финансами и позволила внедрить механизмы, повышающие качество управления. Однако совершенствование бюджетного законодательства и бюджетной системы в целом ставит задачи по дальнейшему развитию существующего бюджетного процесса в Тверской области.
2. Развитие сферы реализации государственной программы прогнозируется с учетом тенденций развития сферы управления финансами Российской Федерации и Тверской области.
3. Объем бюджетных ассигнований, выделяемый на реализацию государственной программы по годам ее реализации, указан по каждой подпрограмме, по каждой задаче подпрограммы, по каждому мероприятию подпрограммы, по обеспечивающей подпрограмме по кодам бюджетной классификации и дополнительным аналитическим кодам в характеристике государственной программы.
Характеристика государственной программы приведена в приложении 1 к настоящей государственной программе.
4. Характеристика основных показателей государственной программы приведена в приложении 2 к настоящей государственной программе.
5. Порядок предоставления и распределения из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на реализацию программ по поддержке местных инициатив в Тверской области определен в приложении 3 к настоящей государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.