Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 24 февраля 2021 года N 93
Обоснование
Прокуратура Ленинградской области исследовала областной закон от 16 декабря 2005 года N 117-оз "О государственных должностях Ленинградской области" (далее - областной закон N 117-оз) и потребовала привести положения части 4 статьи 1, пункта 8 части 1 статьи 9, пункта 1 части 1 и пункта 1 части 1_1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10_1 областного закона N 117-оз в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства и исключить коррупциогенные факторы.
Законодательное собрание Ленинградской области считает протест прокурора Ленинградской области от 26 января 2021 года N 86-20-2021 в части включения должности мирового судьи Ленинградской области в перечень лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, подлежащим удовлетворению, а в части несоответствия положений части 4 статьи 1, пункта 8 части 1 статьи 9, пункта 1 части 1 и пункта 1 части 1_1 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 10_1 областного закона N 117-оз действующему федеральному законодательству и наличия коррупциогенных факторов необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Областным законом N 117-оз установлены правовые основы статуса лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, определен перечень государственных должностей Ленинградской области, определены государственные гарантии лицам, замещающим государственные должности Ленинградской области, и иные вопросы обеспечения их деятельности.
Как следует из протеста, по мнению прокурора Ленинградской области (далее - прокурор), включение должности Губернатора Ленинградской области в перечень государственных должностей Ленинградской области, который установлен частью 4 статьи 1 областного закона N 117-оз, затрагивает вопросы, не относящиеся к компетенции субъекта Российской Федерации. В обоснование своей позиции в протесте прокурор указал, что в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32 "О государственных должностях Российской Федерации", включена должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (наименование должности которого определяется законодательством субъектов Российской Федерации). В связи с этим сделан вывод, что должность Губернатора Ленинградской области как высшего должностного лица Ленинградской области, возглавляющего Правительство Ленинградской области, необоснованно отнесена в части 4 статьи 1 областного закона N 117-оз к государственной должности Ленинградской области.
Законодательное собрание Ленинградской области не может согласиться с указанными выводами, так как прокурор не учитывает положения Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), который регламентирует вопросы учреждения государственных должностей субъекта Российской Федерации и предоставляет право субъектам Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2_1 Федерального закона N 184-ФЗ перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 года N 1381, утвердивший перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации, не установил в императивной форме конкретный перечень государственных должностей субъектов Российской Федерации, в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая во внимание указанный перечень типовых государственных должностей, вправе самостоятельно устанавливать конкретный перечень таких должностей. Данная позиция подтверждена судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации (апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2019 года N 19-АПА19-16).
Кроме того, необходимо отметить, что в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 32, отсутствует такая государственная должность Российской Федерации, как высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В данном Сводном перечне указана государственная должность Российской Федерации - "руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации". Тот факт, что в Федеральном законе N 184-ФЗ применяется термин "высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" не свидетельствует о том, что термины "высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации" и "руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации" тождественны по своему политико-правовому статусу и не могут быть разделены в зависимости от установленной в том или ином субъекте Российской Федерации системы органов государственной власти.
Таким образом, отсутствуют основания об обязательном отнесении должности Губернатора Ленинградской области только к государственной должности Российской Федерации.
В связи с этим протест в части исключения должности Губернатора Ленинградской области из перечня государственных должностей Ленинградской области, установленного частью 4 статьи 1 областного закона N 117-оз, не подлежит удовлетворению.
В протесте прокурора содержится вывод о наличии в пункте 8 части 1 статьи 9, пункте 1 части 1 и пункте 1 части 1_1 статьи 10, пункте 1 части 1 статьи 10_1 областного закона N 117-оз коррупциогенных факторов, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 3, подпунктом "в" пункта 4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 (далее - Методика).
В обоснование своих требований прокурор указал, что отсутствие в областном законе N 117-оз понятия "транспортное обслуживание" создает правовую неопределенность при правоприменении и предполагает необоснованно широкие пределы усмотрения в выборе транспорта и условиях его использования.
Доводы, изложенные в протесте в указанной части, следует рассматривать как ошибочные, и протест в этой части подлежит отклонению по следующим основаниям.
Использование в нормах областного закона N 117-оз понятия "транспортное обслуживание" не создает юридико-лингвистической неопределенности, является достаточно устоявшимся понятием, не содержащим двусмысленных терминов и категорий оценочного характера, что подтверждается его использованием в федеральном законодательстве (например, Федеральный закон от 12 февраля 2001 года N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"). В связи с этим использованное в областном законе N 117-оз понятие "транспортное обслуживание" не свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора, предусмотренного подпунктом "в" пункта 4 Методики.
Частью 1 статьи 9 областного закона N 117-оз установлены государственные гарантии лицам, замещающим государственные должности Ленинградской области, в том числе возмещение транспортных расходов, связанных со служебными командировками (пункт 3), транспортное обслуживание в связи с осуществлением полномочий по замещаемой государственной должности Ленинградской области, а также возмещение расходов, связанных с использованием личного транспорта в служебных целях (пункт 8 ).
Согласно части 1 статьи 9 порядок и условия предоставления гарантий, установленных пунктами 3 и 8 указанной части областного закона N 117-оз, определяются правовыми актами:
Правительства Ленинградской области - для лиц, замещающих государственные должности в Администрации Ленинградской области, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области;
Законодательного собрания Ленинградской области - для лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области в Законодательном собрании Ленинградской области, в Контрольно-счетной палате Ленинградской области, Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области;
Избирательной комиссии Ленинградской области - для лиц, замещающих государственные должности в Избирательной комиссии Ленинградской области.
В целях установления порядка и условий реализации положений статьи 9 областного закона N 117-оз, в том числе предоставления гарантий транспортного обслуживания, возмещения транспортных расходов, связанных со служебными командировками лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, приняты областной закон от 6 ноября 2020 года N 118-оз "О транспортном обслуживании лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, и государственных гражданских служащих Ленинградской области"; постановления Правительства Ленинградской области от 18 марта 2009 года N 61 "О Порядке реализации отдельных положений статей 9 и 10 областного закона от 16 декабря 2005 года N 117-оз "О государственных должностях Ленинградской области" в Администрации Ленинградской области", от 7 октября 2016 года N 385 "Об утверждении Положения о реализации отдельных положений статьи 9 областного закона от 16 декабря 2005 года N 117-оз "О государственных должностях Ленинградской области" в отношении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области", от 6 февраля 2009 года N 22 "Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области в Администрации Ленинградской области", от 6 октября 2016 года N 378 "Об утверждении Положения о порядке возмещения расходов, связанных со служебными командировками Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленинградской области"; постановления Законодательного собрания Ленинградской области от 22 марта 2017 года N 294 "Об утверждении Порядка обеспечения служебным автомобильным транспортом в Законодательном собрании Ленинградской области", от 7 декабря 2015 года N 1610 "Об утверждении Положения об отдельных государственных гарантиях для лиц, замещающих государственные должности в Контрольно-счетной палате Ленинградской области, Уполномоченного по правам человека в Ленинградской области, Уполномоченного по правам ребенка в Ленинградской области", от 25 марта 2015 года N 317 "Об утверждении Положения о порядке и условиях командирования лиц, замещающих государственные должности в Законодательном собрании Ленинградской области".
С учетом взаимосвязи правовых норм областного закона N 117-оз, отмеченных в протесте прокурора, с установленными указанными нормативными правовыми актами условиями и порядками предоставления гарантий транспортного обслуживания для лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области, в пункте 8 части 1 статьи 9, пункте 1 части 1 и пункте 1 части 1_1 статьи 10, пункте 1 части 1 статьи 10_1 областного закона N 117-оз не усматривается наличие таких коррупциогенных факторов, как отсутствие порядка совершения государственными органами (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 3 Методики.
Кроме того, транспортное обслуживание депутатов Законодательного собрания Ленинградской области в качестве одной из гарантий депутатской деятельности установлено статьей 33 областного закона от 24 апреля 2007 года N 62-оз "О статусе депутата Законодательного собрания Ленинградской области". Учитывая изложенное, порядок предоставления транспортного обслуживания депутатам Законодательного собрания Ленинградской области, которые в соответствии с областным законом N 117-оз являются лицами, замещающими государственные должности Ленинградской области, дополнительно урегулирован и в качестве одной из гарантий осуществления депутатской деятельности.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательного собрания Ленинградской области от 24 февраля 2021 г. N 93 "О протесте прокурора Ленинградской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.