Решение Ленинградского областного суда от 5 октября 2020 г. по делу N 3а-205/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2021 г. по делу N 66а-159/2021 настоящее решение изменено
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре-помощнике Михейкиной М.О.
с участием прокурора Львутиной Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Парус" о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25", установил:
6.06.2017 Правительством Ленинградской области принято N 199 постановление "Об утверждении нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области и признании утратившим силу абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Ленинградской области от 11 февраля 2013 года N 25" (далее также - постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 N 199).
Постановлением Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 N 199 утверждены определенные с применением расчетного метода нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области согласно приложению к настоящему постановлению.
В Приложении к постановлению Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 N 199 содержится перечень категорий жилых домов, для которых утверждены нормативы потребления коммунального ресурса (холодной и горячей воды) в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме:
1. Многоквартирные дома с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водоотведением;
2. Многоквартирные дома с централизованным (нецентрализованным) холодным и горячим водоснабжением, водонагревателями, водоотведением;
3. Многоквартирные дома без водонагревателей с централизованным холодным водоснабжением и водоотведением, оборудованные раковинами, мойками и унитазами;
4. Многоквартирные дома с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения.
В пункте 2 Примечания к Приложению к постановлению Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 N 199 установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме для категорий жилых помещений 1 - 3 принимается равным 0, для категорий жилых помещений 4 - не устанавливается в связи с отсутствием централизованного водоотведения.
ООО "Парус" обратилось в суд с административным иском, в котором с учетом уточненных требований просило признать недействующим постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 в части пункта 2 Примечания к Приложению "Нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области" с момента опубликования, взыскать с правительства Ленинградской области в пользу ООО "Парус" судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Требования административного иска мотивированы тем, что ООО "Парус осуществляет управление многоквартирными домами оборудованными централизованными системами горячего, холодного водоснабжения, водоотведения, расположенными на территории Ленинградской области.
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ с 1.01.2017 в состав содержания жилого помещения включена плата за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества, установлен порядок расчета объема и стоимости отведения сточных вод, подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу ресурсоснабжающей организации исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов.
Правительство Ленинградской области утвердило нулевой норматив отведения сточных вод, использованных в целях содержания общего имущества, заведомо поставив в невыгодное положение управляющую компанию, поскольку такое положение не позволяет начислять плату за оказанную услугу по отведению сточных вод.
Постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 в оспариваемой части противоречит п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме".
В письменных возражениях и объяснениях представителя административного ответчика Правительства Ленинградской области Савченко О.А. указано, что административный иск не подлежит удовлетворению. Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах предоставленных полномочий с соблюдением вида и формы его принятия, порядка официального опубликования, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Кроме того, ссылаясь на пп. "л" п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, пп. "а" п. 4(1) Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, отмечает, что в отсутствие ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, соответствующий коммунальный ресурс не потребляется, в то время как норматив подлежит установлению для потребляемых коммунальных ресурсов. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя среди прочего отведение сточных вод целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения. При определении нормативов потребления по каждому виду потребляемых ресурсов должны учитываться наличие ресурсопотребляющего оборудования и устройств, включенных в состав общего имущества, в том числе оснащенность в местах общего пользования санитарно-техническим оборудованием. Определение норматива зависит от фактической возможности предоставления соответствующего коммунального ресурса.
Представитель заинтересованного лица комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области Смирнова А.А. в письменных возражениях просила отказать в удовлетворении административного иска ООО "Парус", считая его доводы необоснованными. В возражениях обращается внимание на то обстоятельство, что официально установленные специальные устройства - сантехническое оборудование или специальные приемники, оборудованные гидравлическим затворами для приема сточных вод, предусматривающие отведение сточных вод при содержании общего имущества, в многоквартирных домах Ленинградской области отсутствуют.
В судебном заседании Кушнарев С.Ф. - представитель административного истца ООО "Парус" настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители Савченко О.А. - от Правительства Ленинградской области, Смирнова А.А. - от комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области в судебном заседании просили отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица проверив оспариваемый нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного иска не подлежащими удовлетворению, Ленинградский областной суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Правительства Ленинградской области от 3.08.2020 N 534 внесены изменения в оспариваемое постановление Правительства Ленинградской области 6.06.2017 г. N 199. Приложение изложено в новой редакции. В пункте 2 Примечания к Приложению "Нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области" утверждены нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в значениях для категорий жилых помещений 1 - 3 в зависимости от этажности: 0, 052, 0, 038, 0, 03, 0, 022, 0, 032, 0, 025, 0, 013 куб. м в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. В пункте 2 Примечания к Приложению указано, что в соответствии с ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ нормативы отведения сточных вод применяются при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего коммунального ресурса при содержании общего имущества.
В силу ч. 11 ст. 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
При возникновении споров о расчетах и платежах за пользование коммунальным ресурсом за прошедшие периоды либо о зачетах по платежам, которые проводились за прошлый и настоящий периоды, необходимо одновременное применение нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения по установлению платы на соответствующие периоды.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Порядок определения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ленинградской области применялся в отношении административного истца, тем самым затрагивая его права на плату за отведение сточных вод на содержание общего имущества в законно установленном размере.
Следовательно, тот факт, что оспариваемая редакция пункта 2 Примечания к Приложению постановления Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 утратила силу в связи с принятием и вступлением в силу данного пункта в новой редакции, не может служить препятствием для его оспаривания в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрения судом дела по существу.
ООО "Парус" является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе полагать, что этим актом нарушаются его права и законные интересы.
Проверяя полномочия административного ответчика на принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
С учетом положений п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой области относятся, в частности, утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).
Нормативные правовые акты Правительства Ленинградской области принимаются в форме постановлений Правительства Ленинградской области и вступают в силу с даты официального опубликования, если иной срок не установлен в этих актах или Уставом Ленинградской области (ст. 39 Устава Ленинградской области).
Постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 опубликовано на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 29.12.2015 и официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.ru 13.06.2017 г., вступило в силу с даты официального опубликования.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Ленинградской области в пределах своих полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, формы принятия и опубликования.
В рамках рассмотрения настоящего административного дела приведенные обстоятельства административным истцом не оспариваются.
Проверяя соответствие содержания в оспариваемой части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 года N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" органам государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. следовало утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (далее - Правила от 23.05.2006 г. N 306).
Согласно пунктам 13, 19 Правил от 23.05.2006 г. N 306 нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода с использованием формул согласно приложению 1 к Правилам от 23.05.2006 г. N 306.
Согласно п. 29 Правил от 23.05.2006 г. N 306 норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В Приложении к постановлению Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 утверждены нормативы потребления холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в значениях для категорий жилых помещений 1 - 3 в зависимости от этажности: 0, 026, 0, 019, 0, 015, 0, 011, 0, 032, 0, 025, 0, 013 в месяц на квадратный метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При таком положении определение в п. 2 Примечания к Приложению постановления Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 норматива потребления сточных вод равным ноль в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме не соответствует формуле его определения, установленной в п. 29 Правил от 23.05.2006 г. N 306, как сумме нормативов потребления холодной и горячей воды.
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии многоквартирных домов на территории Ленинградской области, у которых имеются конструктивные особенности с возможностью потребления коммунального ресурса в виде отведения сточных вод при содержании общего имущества, не могут быть приняты во внимание, поскольку объективные доказательства об отсутствии таких домов в дело не представлены.
С учетом изложенного, административный иск ООО "Парус" подлежит удовлетворению.
Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда по данному делу применялся и на его основании реализовывались права и обязанности граждан и организаций, он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Удовлетворяя требования административного иска, руководствуясь ст.ст. 103, 111 КАС РФ, следует взыскать с Правительства Ленинградской области в пользу ООО "Парус" понесенные им судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление ООО "Парус" о признании недействующим в части постановление Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 Примечания к Приложению постановления Правительства Ленинградской области от 6.06.2017 г. N 199 в части определения норматива потребления сточных вод равным 0.
Взыскать с Правительства Ленинградской области в пользу ООО "Парус" судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 4500 рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
С.А. Астапенко |
Решение принято в окончательной форме 9.10.2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинградского областного суда от 5 октября 2020 г. по делу N 3а-205/2020
Текст решения опубликован не был