Определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. по делу N 66а-172/2021 настоящее решение оставлено без изменения
Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Осипов А.В.
при секретаре С.Е.,
с участием прокурора Севрюгина К.В.,
представителя административного ответчика Тюменской городской думы Ж. В., представителей заинтересованного лица Администрации города Тюмени П. Л., Ж. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Н.Я., Н.А. к Тюменской городской думе о признании недействующими Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" от 27.03.2008 в редакции Решения Тюменской городской Думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений и генеральный план городского округа города Тюмени", Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской думы от 30.10.2008 N 154 в редакции Решения Тюменской городской думы N 265 от 24.09.2020 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Тюмени" в части, установил:
Н. Я., Н. А. в лице представителя Ш. Е. обратились в Тюменский областной суд с уточненным в ходе рассмотрения дела административным исковым заявлением к административному ответчику Тюменской городской думе, с учетом последнего изменения административного искового заявления (т. 9 л.д. 53-56), о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа город Тюмень, утверждённый Решением Тюменской городской думы N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа города Тюмени" от 27.03.2008 в редакции Решения Тюменской городской думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений в генеральный план городского округа города Тюмени", Правила землепользования и застройки города Тюмени, утверждённые Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154, в редакции Решения Тюменской городской Думы N 265 от 24.09.2020 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Тюмени", в части изменения территориальной зоны - зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) на территориальную зону - общественно-деловая зона застройки специализированных центров обслуживания (ОД-2) земельных участков, расположенных по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, п. Березняки (кадастровый номер 72:23:0101003:6207, площадью 1590 кв. м; кадастровый номер 72:23:0101003:6209, площадью 2002 кв. м; кадастровый номер 72:23:0101003:6211, площадью 2239 кв. м; кадастровый номер 72:23:0101003:6213, площадью 1511 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6218, площадью 1702 кв. м, 72:23:0101003:6208 площадью 1536 кв. м., кадастровый номер 72:23:0101003:6210, площадью 1702 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6212, площадью 1649 кв. м., кадастровый номер 72:23:0101003:6214, площадью 1510 кв. м., кадастровый номер 72:23:0101003:6215, площадью 1550 кв. м.).
В обоснование заявленных требований административные истцы указывают, что с 2018 года являются собственниками вышеуказанных земельных участков, а именно Н. Я. земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213, 72:23:0101003:6218, а Н. А. земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6208, 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212, 72:23:0101003:6214, 72:23:0101003:6215. Приобретая вышеуказанные земельные участки, административные истцы добросовестно полагали, что приобретают земли в коттеджном поселке для строительства индивидуальных жилых домов.
Предыдущими собственниками данных земельных участков были ООО "Крестьянский комплекс" в период с 20 августа 2008 года по ноябрь 2012 года, Н. С. с 4 сентября 2013 года по 26 ноября 2018 года. Во всех свидетельствах о государственной регистрации права указано разрешенное использование: под строительство коттеджного поселка с обслуживающей инфраструктурой (индивидуальное жилищное строительство).
Вышеуказанное разрешенное использование земельных участков также подтверждается Решением N 9 "Об утверждении генерального плана городского округа города Тюмени", принятым 27.03.2008 Тюменской городской думой, Решением N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Тюмени", принятым 30.10.2008 Тюменской городской думой, которые официально были опубликованы в газете "Тюменский курьер".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Решением N 154 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Тюмени" принятым 30.10.2008 Тюменской городской думой"
Решением N 903 от 27.09.2012 "О внесении изменений в генеральный план городского округа города Тюмени" утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень и Положение о территориальном планировании городского округа город Тюмень (Приложение N 1). Согласно п. 2.1. Приложения N 1 изменены функциональные зоны, в которых расположены спорные земельные участки. Из зоны Ж-3 они перешли в зону ОД-3.
Решением N 265 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени" от 24.09.2020 внесены изменения в Правила землепользования и застройки. В частности, пунктом 1 Решения N 1101 внесены изменения в Приложение N 1 "Карта градостроительного зонирования" Правил землепользования и застройки в части изменения градостроительного зонирования. Спорные земельные участки из зоны Ж-3 перешли в зону ОД-3, а в дальнейшем в зону ОД-2 (Зона размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения), что противоречит положениям части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), и нарушает права административных истцов, поскольку препятствует им использовать принадлежащие земельные участки для целей, для которых они приобретались (строительство индивидуальных жилых домов).
По мнению истцов, поскольку спорные земельные участки с разрешенным использованием: под строительство коттеджного поселка с обслуживающей инфраструктурой появились ранее утверждения изменений в Генеральный план, то административный ответчик был обязан учитывать существующее зонирование. Своими решениями Тюменская городская дума нарушила права и законные интересы административных истцов.
При этом отмечают, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Однако, при принятии 28.08.2013 и 24.09.2020 года изменений в Правила землепользования и застройки и при изменении территориальных зон Тюменская городская дума не учла уже существовавшее на тот момент зонирование земельных участков, находящихся в собственности граждан, сведения о которых по состоянию на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта имелись в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "при принятии 29.08.2013"
Для защиты своих прав административные истцы обратились в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание административные истцы Н. Я., Н. А., представитель административных истцом Ш. Е. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представили суду заявление, в котором просят рассмотреть дело в их отсутствии.
На основании ст. 150, ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Ранее в судебном заседании представитель административных истцов Н. Я., Н. А. - Ш. Е. пояснила, что, приобретая земельные участки административные истцы добросовестно полагали, что приобретают землю в коттеджном поселке для строительства индивидуальных жилых домов. В связи с тем, что спорные земельные участки с разрешенным использованием - под строительство коттеджного поселка с обслуживающей инфраструктурой появилось ранее утверждения изменений в Генеральный план, то административный ответчик был обязан учитывать существующее зонирование территории. По общему правилу ч. 1 ст. 34 ГрК РФ границы территориальных зон должны устанавливается с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. При принятии 28.08.2013 изменение в Правила землепользования и застройки Тюменской городской Думы не было учтено уже существующее зонирование земельных участков, находящихся в собственности граждан. Административным ответчиком не представлено доказательств необходимости изменений территориальных зон в Правилах землепользования и застройки в отношении земельных участков административных истцов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "при принятии 29.08.2013"
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы городского округа города Тюмени (далее по тексту - Тюменская городская Дума) Ж. В. возражал против удовлетворения административного иска. В возражениях на административное исковое заявление просил отказать административным истцам в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ранее по существу перечисленных в административном исковом заявлении доводов пояснил, что решением Тюменской городской Думы от 29.08.2013 N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154" карта градостроительного зонирования Правил была изложена в новой редакции, в соответствии с которой территориальная зона, в которую вошли и земельные участки административных истцов, Ж-3 изменена на ОД-3 в целях соблюдения принципа соответствия Правил Генеральному плану города. Право собственности у административных истцов на земельные участки зарегистрировано в период с 07.12.2018 по 11.12.2018. На момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов административные истцы собственниками спорных земельных участков еще не являлись, следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты на момент их принятия не могли нарушать права и законные интересы административных истцов. Процедура рассмотрения и утверждения Генерального плана города Тюмени, Правил землепользования и застройки были соблюдены в строгом соответствии с нормами ГрК РФ.
Представитель Администрации г. Тюмени П. Л. в судебном заседании поддержала письменные возражения по иску. Суду пояснила, что оспариваемые нормативные правовые акты на момент их утверждения не нарушали и не могли нарушать права и законные интересы административных истцов, так как на момент их принятия собственниками спорных земельных участков они не являлись. Дополнительно отметила, что ссылка административных истцов на Инструкцию о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 не обоснована, поскольку приказом Минстроя России от 19.06.2018 N 354/пр постановление Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 признано не подлежащим применению. Генеральный план городского округа город Тюмень первоначально был утвержден решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008, при этом Генеральным планом в указанной редакции для спорных земельных участков была утверждена функциональная зона "Общественно-деловая" и до настоящего времени не изменялась. Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем. Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон. Исходя из принципа первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки, установление в отношении спорных земельных участков территориальной зоны ОД-3 (впоследствии ОД-2) соответствует функциональной зоне "Общественно-деловая", определенной генеральный планом и согласуется с нормами градостроительного законодательства.
Представитель Администрации г. Тюмени Ж. А. в судебном заседании также поддержала письменные возражения по иску. Суду пояснила, что оспариваемые акты с внесенными изменениями были приняты с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий административного ответчика. Просит в удовлетворении иска отказать. Указывает, что при разработки генерального плана рассматриваемая территория вблизи п. Березняки была отнесена к зоне делового, общественного и коммерческого назначения для обеспечения общественными зданиями например, такими как магазины в пешеходной доступности. Данная территория была определена для целей общественной застройки также в связи с тем, что была свободна от какой-либо сложившийся застройки.
Прокурор Севрюгин К.В. в судебном заседании при даче заключения по делу указал, что спорные земельные участки, расположенные на территории пос. Берязняки г. Тюмени, принадлежат административным истцам на праве собственности, переход права собственности осуществлен с 07.12.2018 по 11.12.2018. До указанного момента правообладателем указанных земельных участков значилась Н. С. с сентября 2013 по ноябрь 2018 года, до нее ООО "Крестьянский комплекс" (август 2008 - ноябрь 2012 года).
Генеральным планом городского округа г. Тюмень, утвержденного решением Тюменской городской Думы 27.03.2008 N 9, спорные земельные участки располагались в общественно-деловой функциональной зоне. По настоящий момент (26.06.2020 новая редакция Генерального плана) функциональная зона не изменилась.
Правилами землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденными решением Тюменской городской Думы 30.10.2008 N 154, спорные земельные участки находились в территориальной зоне Ж-3 - индивидуальной жилищной застройки. В дальнейшем, Тюменской городской Думой в Правила землепользования и застройки внесены изменения от 29.08.2013 N 1101, согласно которым карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки изложена в новой редакции, согласно которой территориальная зона Ж-3 изменена на территориальную зону ОД-3 - зону общественно-деловой застройки специализированных центров обслуживания. Таким образом, Правила землепользования и застройки приведены в соответствии с положениями Генерального плана. Позднее решением Тюменской городской Думы от 24.09.2020 N 265 территориальная зона изменена на ОД-2.
Изменения в Правила землепользования и застройки были рассмотрены на публичных слушаниях 02.07.2013, 04.07.2013, 09.07.2013, 11.07.2013, информация о проведении которых была утверждена решением Тюменской городской Думы от 25.04.2013 N 1047.
05.08.2013 по результатам публичных слушаний о внесении изменений в Правилам землепользования и застройки Комиссией по подготовки правил принято решение о внесении изменений в проект Правил землепользования и застройки.
Решением Тюменской городской Думы от 26.06.2020 N 247 внесены изменения в решение Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень". Решение опубликовано в газете "Тюменский курьер" N 24, 03.07.2020, а также на портале правовой информации в сети интернет www.tyumendoc.ru.
Распоряжением Главы города Тюмени от 07.08.2020 N 44-рг "О проведении общественных обсуждений по проекту решения Тюменской городской Думы "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154", которое опубликовано 07.08.2020 в печатном средстве массовой информации "газета "Тюменский курьер" - спецвыпуск N 30, в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" (www.tyumendoc.ru) и размещено на официальном сайте Администрации города Тюмени в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", по проекту решения организованы и проведены общественные обсуждения в период с 07.08.2020 по 08.09.2020. Протокол общественных обсуждений составлен 27.08.2020, заключение о результатах общественных обсуждений опубликовано 08.09.2020 в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" (www.tyumendoc.ru), в газете "Тюменский курьер" от 08.09.2020 N 97 (5009) и размещено на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети "Интернет".
Анализ имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 84 КАС РФ позволяет прийти к выводу о том, что административный ответчик, доказал соответствие оспариваемых постановлений действующему законодательству и отсутствие нарушения указанными постановлениями прав и законных интересов административных истцов.
Суд, выслушав объяснение участвующих лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что административный истец Н. Я. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Тюменская область, город Тюмень, п. Березняки с кадастровым номер 72:23:0101003:6207 на основании договора купли - продажи N 1 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 07.12.2018 (т. 7 л.д. 23-42); с кадастровым номер 72:23:0101003:6209 на основании договора купли-продажи N 3 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 07.12.2018 (т. 7 л.д. 175-194); с кадастровым номер 72:23:0101003:6211 на основании договора купли - продажи N 7 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 07.12.2018 (т. 6 л.д. 180-201); с кадастровым номер 72:23:0101003:6213 на основании договора купли - продажи N 4 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 07.12.2018 (т. 7 л.д. 4362); с кадастровым номер 72:23:0101003:6218 на основании договора купли-продажи N 6 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 10.12.2018 (т. 6 л.д. 202-231).
Административный истец Н. А. является собственником земельных участков, расположенных по адресу: Тюменская область, город Тюмень, п. Березняки с кадастровым номер 72:23:0101003:6208 на основании договора купли-продажи N 12 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 10.12.2018 (т. 7 л.д. 237-258); с кадастровым номер 72:23:0101003:6210 на основании договора купли - продажи N 13 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 11.12.2018 (т. 6 л.д. 232253); с кадастровым номер 72:23:0101003:6212 на основании договора купли-продажи N 11 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 11.12.2018 (т. 7 л.д. 96-118); с кадастровым номер 72:23:0101003:6214 на основании договора купли-продажи N 10 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 07.12.2018 (т. 8 л.д. 1-22); с кадастровым номер 72:23:0101003:6215 на основании договора купли-продажи N 9 от 26.11.2018, дата государственной регистрации права 10.12.2018 (т. 7 л.д. 1-22).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, указанные земельные участки расположены на землях населенных пунктов с видом разрешенного использования - под строительство коттеджного поселка с обслуживающей инфраструктурой (индивидуальное жилищное строительство) (т. 8 л.д. 147-188, 201-242).
Генеральным планом городского округа города Тюмени, утверждённым решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О генеральном плане городского округа город Тюмень", функциональная зона, в которой расположены земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 обозначена как "Общественно - деловая".
Решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени" территориальная зона, в которой расположены земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 определена как Ж-3 (для индивидуального жилищного строительства).
Решением Тюменской городской Думы от 29.08.2013 N 1101 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154" карта градостроительного зонирования города Тюмени изложена в новой редакции, территориальная зона, в которой расположены земельные участки административных истцов с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 изменена с Ж-3 на ОД-3.
Решением Тюменской городской Думы от 24.09.2020 N 265 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154", территориальная зона, в которой расположены земельные участки административных истцов, изменена с ОД-3 на ОД-2.
В силу ч. 1 и ч. 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Город Тюмень является муниципальным образованием, наделенным статусом городского округа (ч. 1 ст. 1 Устава муниципального образования городской округ города Тюмени (Устав города Тюмени в ред. решения Тюменской городской Думы от 21.12.2017 г. N 669).
Из взаимосвязанных положений п. 26 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п. 3 ч. 3 ст. 8 и ч. 1 ст. 32 ГрК РФ следует, что утверждение Генерального плана городского округа, Правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 названного федерального закона).
В соответствии с Уставом города Тюмени (ст. 27), принятым Решением Тюменской городской Думы N 162 от 16.03.2005 (в редакции решения Тюменской городской Думы N 92 от 28.03.2019), утверждение Генерального плана городского округа города Тюмени, Правил землепользования и застройки города Тюмени отнесено к компетенции Тюменской городской Думы.
Генеральный план городского округа города Тюмени утвержден решением Тюменской городской думы N 9 от 27.03.2008. Решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 г. "О генеральном плане городского округа город Тюмень" было опубликовано в газете "Тюменский курьер" N 58 от 05.04.2008.
Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений в генеральный план городского округа город Тюмень" опубликован в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 24 от 03.07.2020.
Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени", которое было опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 5 от 13.11.2008.
Решение Тюменской городской Думы N 265 от 24.09.2020 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени" было опубликовано в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 38 от 02.10.2020.
Согласно ч. 1 ст. 61 Устава муниципального образования городского округа города Тюмени (в редакции решения Тюменской городской Думы N 739 от 20.06.2018) муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию.
Порядок подготовки и утверждения проекта генерального плана городского округа предусмотрен ст. 24 - 25 ГрК РФ.
Постановлением главы Администрации города Тюмени N 126 от 05.09.2007 принято решение о подготовке проекта Генерального плана городского округа город Тюмень, данное постановление опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" 12.09.2007 (т. 8 л.д. 44).
Муниципальным контрактом N 17000.07.213 разработка генерального плана города Тюмени поручена ФГУП "РосНИПИУрбанистики" (т. 8 л.д. 45-53).
Решением Тюменской городской Думы N 663 от 27.09.2007, в соответствии с ч. 11 ст. 24 ГрК РФ, опубликованным в печатном издании "Тюменский курьер" 28.09.2007, назначены публичные слушания по проекту Генерального плана городского округа город Тюмень (т. 8 л.д. 64-65). Публичные слушания по проекту Генерального плана городского округа город Тюмень состоялись 28.10.2007 (т. 8 д.д. 67-69). Заключение о результатах публичных слушаний от 28.10.2007 опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" N 183 от 15.11.2007 г. (т. 8 л.д. 70-71).
Решением Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 опубликованным в газете "Тюменский курьер" N 58 05.04.2008, и N 3 спецвыпуск 28.03.2009 (приложение N 1), утвержден Генеральный план городского округа город Тюмень (т. 8 л.д. 197-198).
Решением Тюменской городской Думы N 247 от 26.06.2020, опубликованным в сетевом издании "официальные документы города Тюмени" и в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 24 03.07.2020, внесены изменения в решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 "О генеральном плане городского округа город Тюмень" (т. 8 л.д. 76-77).
Распоряжением Главы города Тюмени N 11-рг от 19.03.2020, опубликованным на официальном сайте Администрации г. Тюмени и газете "Тюменский курьер" N 8 от 20.03.2020, принято решение о проведении общественных обсуждений по проекту решения Тюменской городской Думы о внесении изменений в решение Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 "О генеральном плане городского округа город Тюмень" (т. 8 л.д. 78-79).
Распоряжением Главы города Тюмени N 23-рг от 13.05.2020, опубликованным на официальном сайте Администрации г. Тюмени и в спецвыпуске газеты "Тюменский курьер" N 16 от 15.05.2020, внесены изменения в распоряжение N 11-рг от 19.03.2020 в части сроков проведения экспозиции (т. 8 л.д. 82-83).
Публичные слушания по проекту решения о внесении изменений в Генеральный план городского округа город Тюмень состоялись с 14.05.2020 по 20.05.2020. Заключение о результатах публичных слушаний от 28.05.2020 опубликовано на официальном сайте Администрации г. Тюмени и в печатном издании "Тюменский курьер" спецвыпуск N 18 от 29.05.2020.
На момент рассмотрения "Генеральный план городского округа город Тюмень" действует в редакции от 26.06.2020.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки и их утверждения предусмотрен ст. 31, 32, 33 ГрК РФ.
Главой города Тюмени создана комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени и утверждено Положение о порядке деятельности данной комиссии (распоряжение Главы города Тюмени N 155-рг от 26.07.2006 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки города Тюмени").
Главой города Тюмени было вынесено распоряжение N 155-рг от 26.07.2006 "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Тюмени", опубликованное в печатном издании "Тюменский курьер" 12.08.2006 (т. 9 л.д. 64).
Информация о проведении публичных слушаний была утверждена решением Тюменской городской Думы N 88 от 26.06.2008 "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки города Тюмени" (т. 9 л.д. 66), которое было опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" от 03.07.2008 (т. 9 л.д. 67). Публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки г. Тюмени состоялись 30.08.2008 (т. 9 л.д. 68-81). Заключение о результатах публичных слушаний от 03.09.2008 (т. 9 л.д. 83) опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" N 161 от 06.09.2008 (т.9 л.д. 82). Решением Тюменской городской от Думы N 154 30.10.2008 опубликовано в печатном издании "Тюменский курьер" 13.11.2008 и на сайте Администрации г. Тюмени (т. 9 л.д. 116). На момент рассмотрения дела Правила землепользования и застройки города Тюмени действуют в редакции от 24.09.2020.
Таким образом, Генеральный план городского округа город Тюмень утвержден решением Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008, Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008, приняты уполномоченным органом местного самоуправления в установленной форме с соблюдением порядка, включая проведение публичных слушаний, подготовку заключения по результатам публичных слушаний, официально опубликованы для всеобщего сведения. Сведения и доказательства в подтверждение указанного в материалы дела представлены. Сторонами административного дела данное обстоятельство не оспаривалось.
Одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ), правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (п. 8 ст. 1 ГрК РФ)
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (ч. 11 ст. 9, п. 3 ч. 1 ст. 18, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ч. 1 ст. 9 ГрК РФ).
Положения генерального плана городского округа направлены не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
При принятии Генерального плана в 2008 году в районе города Тюмени - п. Березняки в целях обеспечения населения общественными зданиями обслуживания в пешеходной доступности территория п. Березняки, в которую вошли и земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 отнесена к зоне делового, общественного и коммерческого назначения. Из представленных в материалы дела карт и схем следует, что территория общественной и деловой застройки, в которую вошли и земельные участки административных истцов, расположена в центре существующей и планируемой жилой застройки.
В данном случае территориальное зонирование земельных участков административных истцов, при котором земельные участки расположены в общественно-деловой территориальной зоне, соответствует функциональным зонам, определенным генеральным планом города и согласуется с нормами градостроительного законодательства.
В силу ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (п. 2 ч. 2 ст. 30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (ч. 4 ст. 30 ГрК РФ), градостроительные регламенты. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно п. 8 ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, устанавливающим в том числе территориальные зоны, границы которых определяются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 года вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон Российской Федерации, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 названного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (ст. 37 ГрК РФ).
В силу ст. 8 ГрК РФ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
Согласно ч. 1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством, правилами землепользования и застройки.
Исходя из положений ч. 1 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
При этом согласно ч. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон;
требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, но при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (ст. 260, 263 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогично эти положения закреплены в пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с выкопировками из карты функциональных зон Генерального плана и карты градостроительного зонирования части территории п. Березняки г. Тюмени принадлежащие административным истцам земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 располагаются в функциональной зоне ОД-2 (общественно - деловая зона).
Исходя из договоров купли-продажи, земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 были приобретены административными истцами в 2018 году, то есть на момент приобретения земельные участки на протяжении длительного времени уже находились в функциональной и территориальных зонах общественно - деловой застройки ОД-3 (ОД-2 с 24.09.2020).
При этом чертеж с обозначением схемы функционального зонирования, являющейся частью Генерального плана был опубликован в газете "Тюменский курьер" 05.04.2008. Изменения в Правила землепользования и застройки, касающиеся земельных участков административных истцов, приняты решением Тюменской городской Думы N 1101 от 29.08.2013 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные решением Тюменской городской Думы N 154 от 30.10.2008". При принятии данного решения вся информация о подготовке изменений, о времени и месте проведения публичных слушаний, заключение о результатах публичных слушаниях были размещены на официальном сайте администрации г. Тюмени, а также в газете "Тюменский курьер" (выпуски от 03.04.2013, 30.04.2013, 06.08.2013).
Таким образом Н. Я., Н. А. при должной осмотрительности и внимательности использую информацию о земельных участках с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215, находящуюся в свободном доступе должны были знать о расположении данных земельных участков в функциональной и территориальных зонах - общественно-деловая.
Доводы административных истцов о том, что общественно-деловая зона на земельных участках с кадастровыми номерами 72:23:0101003:6207; 72:23:0101003:6209; 72:23:0101003:6211; 72:23:0101003:6213; 72:23:0101003:6218; 72:23:0101003:6208; 72:23:0101003:6210; 72:23:0101003:6212; 72:23:0101003:6214; 72:23:0101003:6215 установлена без учета сложившегося фактического землепользования не нашли своего подтверждения.
Так из материалов административного дела, в том числе из реестровых дел, графических схем и карт следует, что указанные земельные участки свободны от каких-либо жилых зданий и сооружений. Сведений о построенных, либо строящихся жилых зданиях административными истцами не представлены. Кроме того, административным ответчиком при разработке генерального плана учитывалось, что территория (в том числе земельные участки административных истцов), отнесенная к зоне делового, коммерческого и общественного назначения, свободна от какой-либо сложившейся застройки. До настоящего времени на указанных земельных участках отсутствуют капитальные жилые строения.
Также подлежат отклонению и доводы административных истцов о нарушении их прав, поскольку они лишены возможности строительства жилых домов на принадлежащим им земельных участках и стоимость продажи земельных участков, расположенных в общественно - деловой зоне значительно ниже, чем в зоне для строительства жилых домов.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Правил землепользования и застройки города Тюмени строительство и реконструкция индивидуальных жилых домов на образованных в целях размещения индивидуального жилищного строительства земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, могут осуществляться при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации. При этом предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства определяются п. 1 ч. 2 ст. 19 настоящих Правил.
Учитывая, что земельные участки административных истцов поставлены на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования - под строительство коттеджного поселка с обслуживающей инфраструктурой (индивидуальное жилищное строительство) строительство индивидуального жилого дома с соблюдением требований градостроительных регламентов по согласованию с Администрацией города Тюмени - возможно, что согласуется с положениями ст. 34, 35 ГрК РФ. Сведений о том, что Администрацией г. Тюмени отказано в строительстве жилых домов на принадлежащих административным истцам участках не представлено.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении требований полностью или частично, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Поскольку судом не установлено, что Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской думы N 9 от 27.03.2008 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" в редакции Решения Тюменской городской думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений и генеральный план городского округа города Тюмени", Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской думы N 154 от 30.10.2008 в редакции Решения Тюменской городской думы N 265 от 24.09.2020 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Тюмени" в оспариваемой части не соответствуют законодательству, иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер", обязанность по опубликованию сообщения суд возлагает на Думу городского округа города Тюмени.
Руководствуясь статьями 208-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Н. Я., Н. А. о признании недействующими Генеральный план городского округа город Тюмень, утвержденный решением Тюменской городской Думы N 9 от 27.03.2008 "Об утверждении генерального плана городского округа город Тюмень" в редакции Решения Тюменской городской думы N 247 от 26.06.2020 "О внесении изменений и генеральный план городского округа города Тюмени", Правила землепользования и застройки города Тюмени, утвержденные Решением Тюменской городской думы N 154 от 30.10.2008 в редакции Решения Тюменской городской думы N 265 от 24.09.2020 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки г. Тюмени" в части изменения территориальной зоны - зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3) на территориальную - общественно-деловая зона застройки специализированных центров обслуживания (ОД-2) земельных участков, расположенных по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, пос. Березняки кадастровый номер 72:23:0101003:6207, площадью 1590 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6209 площадью 2002 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6211 площадью 2239 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6213 площадью 1511 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6218 площадью 1702 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6208 площадью 1536 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6210 площадью 1702 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6212 площадью 1649 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6214 площадью 1510 кв. м.; кадастровый номер 72:23:0101003:6215 площадью 1550 кв. м. - отказать.
Возложить на Тюменскую городскую Думу обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о принятии решения суда в официальном печатном издании - газете "Тюменский курьер".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Тюменский областной суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 ноября 2020 года.
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Копия верна
Судья Тюменского областного суда |
А.В. Осипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тюменского областного суда от 12 ноября 2020 г. N 3а-36/2020 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими Генерального плана городского округа город Тюмень, утв. решением Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9"
Текст решения опубликован не был
Определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2021 г. по делу N 66а-172/2021 настоящее решение оставлено без изменения