Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к письму Россельхознадзора
от 24 декабря 2020 г. N ФС-КС-2/36185
Информация Россельхознадзора
о принципах регионализации и компартментализации, применяемых на территории Российской Федерации, ситуации с распространением АЧС на территории Российской Федерации и наиболее эффективных мерах по борьбе с ее распространением
1. О принципах регионализации и компартментализации на территории Российской Федерации.
Ветеринарные правила проведения регионализации территории Российской Федерации (далее - Правила) утверждены приказом Минсельхоза России от 14.12.2015 N 635.
В соответствии с пунктом 2.15 Правил результаты регионализации оформляются решением Россельхознадзора. В соответствии с Правилами Россельхознадзором утверждено Решение об установлении статусов регионов Российской Федерации по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров от 20.01.2017 (далее - Решение Россельхознадзора). Актуальная версия Решения Россельхознадзора с внесенными в него изменениями размещена на официальном сайте Россельхознадзора (ознакомиться с ней можно по ссылке: http://www.fsvps.ru/fsvps/regional).
В настоящее время при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме автоматически подбираются необходимые для транспортировки конкретного подконтрольного госветнадзору товара условия перемещения из тех, что указаны в Решении Россельхознадзора, с учетом статусов по заразным болезням животных регионов отправления и получения.
Кроме этого, в целях обеспечения благоприятного эпизоотического статуса свиноводческих хозяйств различного типа и предотвращения распространения заразных болезней животных на территории Российской Федерации осуществляется компартментализация свиноводческих предприятий (осуществляющих содержание, разведение, убой свиней, переработку и хранение свиноводческой продукции). Принцип компартментализации заключается в том, что предприятия (организации), относящиеся к более высокому компартменту, не могут принимать продукцию от предприятий (организаций), отнесенных к более низким компартментам.
Вопросы, связанные с присвоением зоосанитарного статуса (компартмента) указанным предприятиям (организациям), регулируются Правилами определения зоосанитарного статуса (компартмента) свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства, утвержденными приказом Минсельхоза России от 23.07.2010 N 258.
В целях создания условий для безопасного в ветеринарно-санитарном отношении перемещения подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров и устранения имеющих место необоснованных барьеров при их перемещении между субъектами Российской Федерации Россельхознадзором создана и введена в действие Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (ФГИС), которая позволяет обеспечить прослеживаемость подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров.
Осуществление мероприятий по борьбе с распространением африканской чумы свиней (далее - АЧС) в Российской Федерации регулируется Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденными приказом Минсельхоза России от 31.05.2016 N 213.
Возникающие в ходе работ по ликвидации эпизоотических очагов АЧС вопросы, связанные с отчуждением животных и изъятием продуктов животноводства, а также выплатой владельцам животных денежной компенсации за отчужденных для уничтожения животных и изъятую продукцию животноводства регулируются Законом Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".
2. О ситуации с распространением АЧС на территории Российской Федерации.
Ситуация с распространением АЧС на территории Российской Федерации характеризуется как напряженная. Распространение АЧС на территории России началось в 2007 году, с 2008 года инфекция получила широкое распространение среди домашних свиней и в дикой фауне. Неблагополучными по АЧС (эндемичными) в настоящее время являются все регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, большинство регионов Центрального федерального округа, ряд регионов Приволжского и Дальневосточного федеральных округов. Кроме этого, очаги АЧС зарегистрированы на территориях отдельных субъектов Российской Федерации Северо-Западного, Сибирского и Уральского федеральных округов.
В 2020 году случаи возникновения АЧС среди домашних свиней и среди диких кабанов зарегистрированы на территориях 31 субъекта Российской Федерации. Всего с начала года зарегистрировано 246 случаев заболевания АЧС среди домашних свиней и 177 - среди диких кабанов. Случаи возникновения АЧС в 2020 году регистрировались в Амурской области (5 случаев среди домашних свиней и 12 - среди диких кабанов), Республике Адыгея (2 среди домашних и 2 среди диких), Астраханской (1 среди диких), Архангельской (1 среди домашних), Волгоградской (2 среди домашних, 3 среди диких), Воронежской (8 и 1) областях, Еврейской автономной области (16 среди домашних свиней), Забайкальском крае (2 и 2), Ивановской (1 среди домашних), Калужской (8 и 2), Калининградской (1 среди диких кабанов) областях, Краснодарском крае (4 и 1), Курской (5 среди домашних) области, Республике Калмыкия (1 среди диких), Новгородской (4 и 3), Нижегородской (4 и 9), Омской (1 среди домашних), Оренбургской (14 среди диких кабанов), Орловской (2 и 2) областях, Приморском крае (47 и 42), Псковской (3 среди домашних), Ростовской (2 среди домашних) областях, Ставропольском крае (3 среди домашних), Самарской (80 и 64), Саратовской (3 среди домашних), Смоленской (1 среди домашних) областях, Республике Татарстан (1 среди диких кабанов), Тверской (11 и 2), Тульской (1 среди домашних), Ульяновской (1 среди диких) областях и Хабаровском крае (30 и 13).
3. Субъекты Российской Федерации, на территориях которых не регистрировались вспышки АЧС с начала распространения этой инфекции на территории России в 2007 году:
Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Камчатский край, Кемеровская область - Кузбасс, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Пензенская области, Пермский край, Сахалинская, Свердловская, Томская области, г. Москва, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа.
4. О наиболее эффективных мерах борьбы с АЧС.
На основании анализа эффективности мер борьбы с распространением АЧС можно заключить, что наиболее эффективными являются следующие:
- проведение мероприятий по компартментализации свиноводческих хозяйств и перевод биологически уязвимых свиноводческих хозяйств, для которых получение III или IV компартмента не представляется возможным, на альтернативные свиноводству виды животноводства;
- обеспечение объективного учета и безвыгульного содержания животных в свиноводческих хозяйствах всех форм собственности, особенно - в ЛПХ и КФХ;
- снижение численности дикого кабана с целью минимизировать риски распространения АЧС, исходящие от циркуляции вируса АЧС в дикой фауне;
- обеспечение биологической защиты свиноводческих предприятий промышленного типа, в том числе за счет создания вокруг предприятий зон, свободных от диких кабанов и домашних свиней, содержащихся в биологически уязвимых хозяйствах (ЛПХ, КФХ);
- борьба с практикой подворного убоя сельскохозяйственных животных (организация работы достаточного количества убойных пунктов, площадок), а также недопущение попадания биологических отходов (туш свиней, продуктов разделки свиней и др.) на свалки твердых бытовых отходов, в лесные массивы и на прилегающие к ним участки местности, доступные для диких кабанов;
- выявление и пресечение фактов незаконной торговли живыми свиньями и свиноводческой продукцией, в том числе через интернет-сайты, представляющие собой площадки для подачи бесплатных объявлений, а также через газеты бесплатных объявлений, недопущение перемещения живых свиней, мясосырья и свиноводческой продукции без ветеринарных сопроводительных документов, а также по ветеринарным сопроводительным документам, оформленным и выданным с нарушением требований законодательства Российской Федерации;
- осуществление мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС в дикой фауне и среди домашних свиней, содержащихся в хозяйствах различной формы собственности, с целью своевременного выявления скрытых очагов АЧС и их скорейшей локализации.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 24 декабря 2020 г. N ФС-КС-2/36185 О направлении информации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.