Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Внесение изменений в законодательные акты
48. Приведение законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты
Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
49. Что считается внесением изменений
Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта.
50. Перечень актов, в которые могут вноситься изменения
Изменения могут вноситься в следующие виды законодательных актов:
законы РСФСР;
нормативные постановления Верховного Совета РСФСР;
нормативные постановления Съезда народных депутатов РСФСР;
нормативные указы Президиума Верховного Совета РСФСР;
нормативные постановления Президиума Верховного Совета РСФСР;
законы Российской Федерации;
Основы законодательства Российской Федерации;
кодексы Российской Федерации;
нормативные постановления Верховного Совета Российской Федерации;
нормативные постановления Съезда народных депутатов Российской Федерации;
нормативные указы Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
нормативные постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
федеральные законы.
51. Порядок внесения изменений в законодательные акты при принятии законодательных актов, предусматривающих новое правовое регулирование
Одновременно с законопроектами, предусматривающими новое правовое регулирование, на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации следует вносить самостоятельные законопроекты о законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.
Наличие в законопроектах, предусматривающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
52. Оформление внесения изменений в законодательные акты
Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений
в статью 5 Федерального закона "О ........." и Федеральный
закон "О ........."
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Российской Федерации от ............. N ... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) часть 1 дополнить словами "......";
2) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. .......".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от .......... N ... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) в статье 5 слова "......" заменить словами "......";
2) в пункте 2 части 3 статьи 7 слова "......" исключить;
3) статью 8 дополнить словами "......";
4) статью 15 изложить в следующей редакции:
"Статья 15. ......
.........................".
Статья 3
В пункте 5 части 1 статьи 36 Федерального закона от .......... N ..."О " (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N ..., ст. ...) цифры "......" исключить.
В статьях законопроекта законодательные акты, подлежащие изменению, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в порядке возрастания их регистрационных номеров.
При внесении изменений в три и более законодательных акта требуется перечислить их все постатейно в качестве приложения к пояснительной записке. При внесении изменений в меньшее число законодательных актов достаточно указать в пояснительной записке наиболее значимые из них.
53. Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта
При одновременном внесении изменений в законодательный акт и признании утратившими силу отдельных структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы располагаются в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).
Пример:
О внесении изменений в Федеральный закон "О..........."
Внести в Федеральный закон от .......... N ... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) в статье 1 слова ".........." заменить словами "..........";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами "..........";
3) в пункте 2 части 2 статьи 3 слова ".........." исключить;
4) статью 5 признать утратившей силу;
5) часть 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"1. ...........";
6) пункт 1 части 4 статьи 7 признать утратившим силу.
54. Указание реквизитов законодательного акта при внесении в него изменений
При внесении изменений в законодательный акт обязательно указываются вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть) и наименование законодательного акта, а также соответствующие источники официального опубликования законодательного акта.
Пример:
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920) следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Пример:
Внести в Федеральный закон от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466) следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции и при этом был изменен вид законодательного акта (например, Закон РСФСР стал Федеральным законом), то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта и его наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Примеры:
Внести в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492) следующие изменения:
Внести в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472) следующие изменения:
Внести в Федеральный закон "О беженцах" (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956) следующие изменения:
55. Наименование законопроектов, вносящих изменения в законодательные акты
Независимо от конкретного содержания законопроекта, то есть независимо от того, имеются ли в тексте законопроекта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта, новая редакция структурной единицы законодательного акта, дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных единиц в законодательный акт, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О ...."
или
О внесении изменений в Федеральный закон "О ...."
или
О внесении изменений
в Федеральный закон "О ...." и статью 5 Федерального закона
"О ...."
То же правило действует в отношении абзаца первого каждой статьи, если статья содержит два или более изменения:
Пример:
Статья 1
Внести в Федеральный закон от .......... N... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) следующие изменения:
1) статью 1 изложить в следующей редакции:
"Статья 1. ..........
........................";
2) часть 1 статьи 2 дополнить словами следующего содержания: ".............";
3) в части 3 статьи 5 слова " " исключить.
56. Конкретизация наименования законопроекта о внесении изменений в законодательные акты
При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование законопроекта следует конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений
в статьи 5 и 10 Закона Российской Федерации "О ..........."
или
О внесении изменений
в статью 5 Закона Российской Федерации "О .........."
и статью 14 Федерального закона "О .........."
57. Законодательный акт, в который могут вноситься изменения
Изменения всегда вносятся только в основной законодательный акт. Допускается внесение изменений в основной законодательный акт, который был официально опубликован, но в силу еще не вступил. Вносить изменения в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт недопустимо.
Не допускается включение в законодательные акты о введении в действие кодексов норм материального права, норм, имеющих самостоятельное правовое значение, норм, предусматривающих права и обязанности участников соответствующих правоотношений, не изменяемые данным кодексом на день введения его в действие.
58. Недопустимость внесения в постоянно действующий законодательный акт правовых норм временного характера
Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
59. Использование кавычек при оформлении внесения изменений
При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
60. Последовательность изложения внесения изменений в законодательный акт
Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
61. Оформление внесения изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей
При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.
Пример:
Внести в часть третью Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552) следующие изменения:
В наименованиях законопроектов о внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, также следует указывать, в какую именно часть этих кодексов вносятся изменения.
Примеры:
О внесении изменений
в статью 243 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации
или
О внесении изменений
в части первую и вторую Гражданского кодекса
Российской Федерации
62. Дополнение законодательного акта структурной единицей, находящейся на стыке более крупных структурных единиц
При дополнении законодательного акта статьей, главой, разделом, находящимися на стыке соответственно глав, разделов, частей, указывается точное месторасположение дополняемых статьи, главы, раздела со ссылкой на соответствующие главу, раздел, часть законодательного акта.
Примеры (в главе 1 имеется 14 статей):
Главу 1 Федерального закона от .......... N ... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации,..., N ..., ст. ....) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
или
Главу 2 Федерального закона от .......... N ... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ....) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:
63. Недопустимость внесения изменений в обобщенной форме
Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
В статье 10 Федерального закона от ...... N ... "О ..........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) слова "..........." заменить словами "...............".
или
Статью 10 Федерального закона от ...... N ... "О ..........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) после слов "..............." дополнить словами " ".
64. Замена слов в статье законодательного акта, употребленных в разных числе и падеже
Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то может применяться следующая формулировка:
Примеры:
В статье 10 Федерального закона от ............ N... "О ........" (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) слова "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного числа)" в соответствующих числе и падеже.
или
В статье 10 Федерального закона от ...... N ...... "О .........." (Собрание законодательства Российской Федерации, ..., N ..., ст. ...) слова "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже заменить словами "(слова указываются в именительном падеже единственного или множественного числа)" в соответствующем падеже.
65. Последовательность указания структурных единиц при внесении изменений
При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Примеры:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.