Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Региональная общественная организация "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" оспаривает конституционность следующих положений Гражданского кодекса Российской Федерации:
пункта 2 статьи 450, согласно которому по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или договором; существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
статьи 619, устанавливающей условия, при которых по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом (часть первая), а также предусматривающей, в частности, что договором аренды могут быть установлены и другие основания досрочного расторжения договора по требованию арендодателя в соответствии с пунктом 2 статьи 450 данного Кодекса (часть вторая).
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, были удовлетворены исковые требования к региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" о расторжении охотхозяйственного соглашения и отказано в удовлетворении встречного искового заявления об изменении условий этого соглашения.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 9, 19 (часть 1), 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку не определяют (за отдельными исключениями), в чем именно состоит существенность нарушения договорных условий (без указания вида и размера ущерба), влекущая безусловное досрочное расторжение договора, в том числе в сфере природопользования, а также не разрешают вопрос о судьбе требования о расторжении договора аренды, если арендатор в разумный срок устранил нарушения, послужившие основанием для обращения в суд.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Пункт 2 статьи 450 и статья 619 ГК Российской Федерации, предполагающие определение судом в рамках его дискреционных полномочий существенности нарушения договора как основания изменения или расторжения договора в судебном порядке, направлены на защиту интересов стороны договора при таком нарушении договора другой стороной, в том числе интересов арендодателя в соответствии с условиями заключенного с арендатором договора аренды.
Таким образом, данные положения не могут расцениваться как нарушающие в обозначенном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в деле с участием которого арбитражный суд пришел к выводу о существенности нарушений, поскольку был установлен факт ненадлежащего проведения мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и выявлена неоднократность нарушений; довод заявителя о выполнении им в полном объеме биотехнических мероприятий принят не был.
Исследование же фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, равно как и оценка доказательств, которые были положены в основу вынесенного судебного акта, не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, применение пунктов 2-4 части первой и части второй статьи 619 ГК Российской Федерации, вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в деле с участием заявителя представленными материалами не подтверждается, а потому жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, также не может быть принята к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 февраля 2021 г. N 233-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов Республики Татарстан" на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 статьи 450 и статьей 619 Гражданского кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)