Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
на проект федерального закона N 1070066-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании правового регулирования междугородных перевозок, уточнении порядка определения победителя конкурса и сроков начала перевозок),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству рассмотрен проект федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об организации перевозок), внесенный Правительством Российской Федерации.
Учитывая имеющуюся практику реализации норм закона об организации перевозок, законопроектом предлагается регламентировать сроки, в течение которых перевозчик обязан приступить к перевозкам по установленному или измененному межрегиональному маршруту регулярных перевозок, устранить правовую неопределенность в понятии "срок эксплуатации транспортного средства", используемом как критерий оценки заявок на участие в конкурсе, информирования органов власти и владельцев автовокзалов (автостанций) об изменении нерегулируемых тарифов, предусмотреть критерий определения победителя открытого конкурса для случая равенства оценки поданных заявок в зависимости от того, кто первым подал заявку, наделить органы власти полномочиями по установлению формы электронной карты и требований к ней. Часть предлагаемых изменений также направлена на улучшение условий ведения бизнеса и расширение возможностей защиты интересов перевозчиков в судебном порядке, на исключение ряда избыточных требований, предъявляемых как к органам власти, так и к перевозчикам.
Отмечая в целом, положительное значение данного законопроекта для регулирования рынка пассажирских перевозок, Комитет полагает необходимым указать следующее.
Законопроектом, предусматривается наделение органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по установлению срока эксплуатации автобусов, осуществляющих перевозки по нерегулируемым тарифам. Однако, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено право на ограничение прав гражданина, в том числе, на использование приобретенного им имущества в коммерческих целях только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. При этом, законом "О безопасности дорожного движения", техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" предусмотрены необходимые процедуры для обеспечения безопасности перевозок единые для Российской Федерации.
Нормы, предлагающие усиление контроля за использованием при осуществлении перевозок по межрегиональным маршрутам остановочных пунктов, не включенных в соответствующий реестр, требуют анализа действующего механизма такого включения, приведшего в настоящее время к лишению граждан возможности использования привычных пунктов по причине отсутствия заинтересованности владельцев в направлении заявлений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о включении сведений о них в реестр.
Законом об организации перевозок установлен срок в 90 дней, в течение которого перевозчик обязан продолжать работу на маршруте после направления заявления о прекращении действия допуска. В случае поступления такого заявления по межрегиональному маршруту законопроектом предлагается сократить такой срок. В то же время, разорившийся перевозчик и по муниципальным или межмуниципальным маршрутам прекращает перевозки, несмотря на указанную обязанность. При этом орган власти не может начать процедуру допуска другого перевозчика, а граждане остаются без транспортного обслуживания. Соответственно, предлагаемые изменения в отношении межрегиональных маршрутов целесообразно распространить и на муниципальные, межмуниципальные, смежные межрегиональные маршруты.
Так же имеются отдельные замечания юридико-технического характера.
В целом, учитывая актуальность внесения изменений в действующее законодательное регулирование, Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1070066-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с учетом доработки ко второму чтению согласно предложениям.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.