Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту необходимость его принятия определяется созданием законодательной базы для формирования унифицированной нормативной базы, объединенной общим подходом к обращению сельскохозяйственной продукции с улучшенными характеристиками, оценке соответствия, маркировке и требованиям к такой продукции, сырью и продовольствию. Единый подход к терминологии, техническим требованиям, производству, упаковке, маркировке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками позволит создать систему доказательной базы отличительных свойств сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Законопроект направлен на повышение доступности для населения продукции сельского хозяйства, обладающей улучшенными характеристиками, а также информации о такой продукции.
Законопроект устанавливает правовые основы создания российского бренда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, определяющими, в том числе конкурентные отличия российского производителя на экспортном рынке.
Предметом законопроекта являются отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, подтверждением их соответствия. Отношения в сфере производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации парфюмерно-косметической продукции, лекарственных средств, продукции охоты, рыбной и иной продукции из уловов водных биологических ресурсов, произведенной на судах рыбопромыслового флота, продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов, органической продукции законопроект не регулирует.
Применяемое в законопроекте словосочетание "сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками" применено как аналог мировой экомаркировки для доведения до потребителя информации об улучшенных аспектах продукции.
Под улучшенными характеристиками в законопроекте предлагается понимать качественные и количественные показатели сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, определяемые документами по стандартизации на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками. Перечень документов по стандартизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, определяющих качественные и количественные показатели сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, методы ее исследования (испытаний), измерений, правила сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.
Целями правового регулирования отношений в области производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, подтверждением их соответствия в соответствии с законопроектом являются:
содействие устойчивому развитию сельского хозяйства;
развитие внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
повышение конкурентоспособности произведенных на территории Российской Федерации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на зарубежных рынках.
Исходя из указанных целей также определены основные задачи, которые должны быть решены посредством применения положений законопроекта. К числу таких задач относятся:
защита прав потребителей;
создание условий для удостоверения соответствия сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками;
создание условий для применения маркировки, являющейся отличительным признаком сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками;
предоставление мер государственной поддержки производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками.
Предлагаемый законопроектом механизм правового регулирования обозначенных выше отношений состоит прежде всего в установлении основных требований, которым должны соответствовать сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками. Создание системы документов по стандартизации на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие с улучшенными характеристиками обеспечит доказательную базу отличительных улучшенных характеристик такой продукции и достоверное информирование потребителя о ней как на российском рынке, так и на зарубежных рынках.
Законопроектом предусматривается, что удостоверение соответствия сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками документам по стандартизации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками осуществляется в форме добровольной сертификации в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
После прохождения добровольной сертификации и получения сертификата соответствия производители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками приобретают возможность использования для маркировки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками графического изображения (знака) единого образца, форма и порядок использования которого будут определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
При размещении указанной маркировки на упаковке, потребительской или транспортной таре продукции, соответствие которой не подтверждено или действие сертификата соответствия которой приостановлено либо прекращено, производители такой продукции будут нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Речь будет идти об административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая позволит обеспечить недопустимость использования маркировки в отношении продукции, не прошедшей сертификацию.
Для информирования потребителей о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой ими продукции законопроектом предусматривается создание единого государственного реестра производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, ведение которого будет осуществляться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства, с использованием федеральных государственных информационных систем.
Сведения, содержащиеся в реестре, будут являться общедоступными и размещаться на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти, в том числе в форме открытых данных.
Информация о наличии или об отсутствии сведений о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками в реестре также будет предоставляться любым заинтересованным лицам бесплатно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
В целях обеспечения удобства для потребителей и возможности оперативного информирования о товаре, относящемся к сельскохозяйственной продукции, сырью и продовольствию с улучшенными характеристиками, при нанесении маркировки такой продукции должно обеспечиваться формирование кода (QR-кода) для создания возможности удаленного получения с использованием технических средств сведений о производителях сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками и видах производимой ими сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными характеристиками, содержащихся в реестре.
Таким образом, в результате применения положений законопроекта будут созданы предпосылки для использования отечественными производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия дополнительных способов повышения качества конечной продукции, а потребители этой продукции получат возможность разграничения товаров с улучшенными характеристиками и иных товаров посредством специальной маркировки.
Отложенный срок вступления Федерального закона в силу обусловлен необходимостью принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, до вступления его в силу.
Законопроектом установлено, что он не регулирует отношения, связанные с производством, хранением, транспортировкой, маркировкой и реализацией, в том числе, продукции переработки древесины и иных лесных ресурсов.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к пищевым лесным ресурсам относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы. Также к лесным ресурсам отнесены лекарственные растения.
При этом Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. N 383 "Об утверждении перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)" установлено, что к указанной продукции относятся, в том числе, дикорастущие лекарственные растения, а также дикорастущие орехи, ягоды и грибы.
В этой связи Комитет отмечает необходимость внесения ясности в регулирование вопроса отнесения лекарственных растений и пищевых лесных ресурсов к сельскохозяйственной продукции и возможности применения к такой продукции требований рассматриваемого законопроекта.
С учётом изложенного, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 1087686-7 "О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками" с учетом изложенного замечания.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.