Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 10 марта 2021 г. к решению Комитета N 241/2
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1104357-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1104357-7 "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части совершенствования процедур идентификации и упрощенной идентификации" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части расширения возможностей и способов проведения идентификации и упрощенной идентификации.
Законопроектом с этой целью соответствующие изменения вносятся в статью 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Положениями законопроекта предлагается:
1. Предоставить возможность любой организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом 1, поручать кредитной организации проведение идентификации клиента, идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также предоставить возможность организациям, осуществляющим операции с денежными средствами и иным имуществом и имеющим право проводить упрощенную идентификацию клиента - физического лица, поручать проведение такой упрощенной идентификации кредитной организации.
Следует отметить, что в настоящее время возможность поручения кредитной организации проведения идентификации и упрощенной идентификации предусматривается для отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и только для определенного круга целей. При этом в то же время проведение идентификации может быть поручено кредитной организацией, например, удостоверяющему центру и банковскому платежному агенту, которые не являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом для целей исполнения Федерального закона N 115-ФЗ.
Полагаем, что проектируемые нормы позволят устранить такие неравные правовые условия для различных субъектов Федерального закона N 115-ФЗ в части исполнения ими требований по выполнению идентификации, а также оптимизировать процедуру проведения идентификации посредством делегирования полномочий организациям, осуществляющим такую идентификацию на постоянной основе.
2. Увеличить пороговую сумму операций по приему страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства и добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), при которой идентификация не проводится, с 15 000 рублей до 40 000 рублей 2.
3. Дополнить перечень сведений, направляемых клиентом - физическим лицом кредитной организации, в том числе в электронном виде, для проведения упрощенной идентификации, сведениями о номере водительского удостоверения.
4. Предоставить право всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, воспользоваться сведениями из единой системы идентификации и аутентификации для подтверждения достоверности сведений, полученных ими в ходе идентификации 3.
Комитет поддерживает концепцию представленного законопроекта и полагает, что проектируемые изменения способны существенно повысить уровень проведения идентификации.
С учетом изложенного, Комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 исчерпывающий перечень организаций, которые признаются осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом для целей Федерального закона N 115-ФЗ, содержится в статье 5 Федерального закона N 115-ФЗ
2 Сейчас идентификация не проводится по операциям по приему всех страховых премий, если их сумма не превышает 15 000 рублей
3 Сейчас организации вправе использовать сведения из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, единого государственного реестра юридических лиц, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц и иных информационных систем органов государственной власти Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.