Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1086340-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел представленный законопроект и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон), согласно которым, в частности, дополняется понятийный аппарат - вводятся понятия:
"оправданный риск" - правомерные необходимые и достаточные действия или бездействие в ситуации, требующей незамедлительного реагирования спасателя, направленные на спасение жизни и здоровья людей в условиях проведения аварийно-спасательных работ, когда есть основания полагать, что такое спасение возможно, и реализуемые с угрозой для жизни и здоровья спасателей и (или) других лиц;
"крайняя необходимость" - состояние, при котором действие, причиняющее вред охраняемым законом интересам, совершено в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам спасателя или другого лица, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.
Кроме того, законопроектом в отношении спасателей и руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей аварийно-спасательных служб и формирований устанавливается запрет на привлечение их к ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель в условиях оправданного риска и (или) в состоянии крайней необходимости.
Комитет положительно оценивает предлагаемые проектом федерального закона изменения, направленные на повышение защищенности спасателей и руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций при проведении аварийно-спасательных работ, и поддерживает концепцию данной законодательной инициативы.
Вместе с тем, отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке в ходе подготовки его к рассмотрению во втором чтении.
В частности, требуют корректировки статьи 14, 25 и 36 Федерального закона в целях приведения их в соответствие с проектируемым законопроектом понятийным аппаратом.
Кроме того, как указанно в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы, согласно проектному пункту 9 статьи 14 Федерального закона руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований не подлежат привлечению к дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель вследствие правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в условиях оправданного риска и (или) в состоянии крайней необходимости. Вместе с тем в рассматриваемом положении законопроекта не учитывается предмет правового регулирования Федерального закона N 151-ФЗ (см. преамбулу, статью 35), к которому отнесены в том числе вопросы, связанные с установлением ответственности спасателей. При этом соответствующие положения в Федеральном законе и в законопроекте в отношении руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований не предусмотрены.
По законопроекту имеются и другие юридико-технические замечания, которые возможно устранить при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
Учитывая изложенное, Комитет по безопасности и противодействию коррупции рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1086340-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.