Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1095852-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе"
(в части уточнения условий указания идентификатора государственного контракта)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1095852-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым, А.А. Гетта, сенатором Российской Федерации К.К. Долговым (далее - законопроект) и отмечает:
В соответствии с частью 1 статьи 8.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) режим использования отдельного счета при расчетах по контрактам в рамках государственного оборонного заказа предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта.
Пунктом 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ предусмотрена возможность исполнителей (головных исполнителей) ГОЗ списывать денежные средства с отдельных счетов на иные счета в целях оплаты налогов и сборов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, электроэнергии и т.п.
Следует отметить, что с момента вступления в силу изменений в Федеральный закон N 275-ФЗ в части введения системы финансового мониторинга движения финансовых средств в рамках ГОЗ, уполномоченные банки не требовали от исполнителей (головных исполнителей) контрактов в сфере ГОЗ указывать идентификатор государственного контракта при расчетах в соответствии с подпунктом "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ в части накладных расходов (расходы в пределах трех (пяти) миллионов рублей по каждому контракту ГОЗ).
В рамках сложившейся практики применения указанного подпункта Федерального закона N 275-ФЗ предприятия ОПК осуществляли расчеты за продукцию, работы и услуги в основном в составе общепроизводственных и общехозяйственных расходов, без оплаты которых операционная деятельность промышленного предприятия невозможна.
К числу таких расходов относятся расчеты за электроэнергию, закупаемую по объективным причинам на оптовых рынках, цена на которую не является объектом государственного регулирования, ГСМ, тепловую энергию, водоснабжение и водоотвод, расходы по экологии, услуги связи, включая спецсвязь, по аренде, лизингу, охране режимных объектов, ремонту и эксплуатация оборудования, зданий и сооружений, на аттестацию взрывопожароопасных объектов, расходы по лицензированию, по охране труда и т.д.
В 2020 году Банк России своим разъяснением изменил сложившуюся практику расчетов по ГОЗ, обязав уполномоченные и опорный банки принимать к исполнению распоряжения только с указанием идентификатора государственного контракта.
На практике такое решение привело к существенному росту расходов организации ОПК на администрирование системы финансового мониторинга в рамках ГОЗ, особенно у предприятий одновременно реализующих сотни и тысячи контрактов в сфере ГОЗ.
Невозможность оплаты накладных расходов с отдельных счетов потребовала от предприятий ОПК привлечения собственных оборотных средств для выполнения обязательств по ГОЗ либо дополнительного кредитования в уполномоченных и опорном банках для осуществления текущих платежей.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон N 275-ФЗ исключив необходимость указания идентификаторов государственных контрактов при расчетах в соответствии с подпунктом "з" пункта 2 части 1 статьи 8.3 Федерального закона N 275-ФЗ, а также дополнительно при осуществлении расчетов за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги по регулируемым ценам (тарифам), за электрическую энергию (мощность), расчетов, связанных с перечислением (выдачей) денежных средств физическим лицам, исполнением исполнительных документов, возвратом ошибочно зачисленных средств и собственных средств исполнителя (головного исполнителя), поскольку такие платежи являются накладными расходами и их отнесение на расходы по конкретному контракту не представляется возможным.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать существенному снижению административных расходов предприятий ОПК при исполнении государственного оборонного заказа, что приобретает особую актуальность в условиях сложившейся экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает проект федерального закона N 1095852-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" (в части уточнения условий указания идентификатора государственного контракта) и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.