Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 г. N 3а-646/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. N 66а-821/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Низаметдиновой Резили Равильевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 220 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р, пункта 280 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р, пункта 281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р,
установил:
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 ноября 2017 года за N 4232, опубликованном в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2017 года и в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" от 16 февраля 2018 года N 13, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год (далее - Перечень на 2018 год). Впоследствии в Перечень на 2018 год вносились изменения распоряжениями от 29 ноября 2017 года N 2748-р, от 27 декабря 2017 года N 3077-р, от 22 июня 2018 года N 1707-р, от 14 ноября 2018 года N 3816-р.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 N 3972-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2019 года за N 5015, опубликованным в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 29 ноября 2018 года и в газетах "Ватаным Татарстан" N 185 от 21 декабря 2018 года, "Республика Татарстан" N 189 от 25 декабря 2018 года, утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год). Распоряжениями от 19 декабря 2018 года N 4424-р, от 28 декабря 2018 года N 4696-р, от 6 мая 2019 года N 1394-р в Перечень на 2019 год также внесены изменения.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год) утвержден распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 29 ноября 2019 года за N 5889, опубликованном в первоначальной редакции на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 28 ноября 2019 года и в газете "Республика Татарстан" N 178 от 30 ноября 2020 года. В настоящее время Перечень действует с учетом изменений, внесенных в него распоряжениями от 27 декабря 2019 года N 4168-р, 11 ноября 2020 года N 4330-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 11 ноября 2020 г. N 3440-р
В пункте 220 Перечня на 2018 год, пункте 280 Перечня на 2019 год, пункте 281 Перечня на 2020 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, указано здание с кадастровым номером...., расположенное по адресу: <адрес> (далее - здание с кадастровым номером....).
Низаметдинова Р.Р., являющаяся собственником помещений в данном здании, обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании названных пунктов недействующими, полагает, что включение объекта в перечни нарушает ее права как налогоплательщика, поскольку право собственности на здание прекращено, следовательно, оно не может являться объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации, считает неправомерным начисление налога на имущество физических лиц, поскольку обладает правом собственности лишь на расположенные в здании помещения, которые в Перечне не значатся.
В судебное заседание Низаметдинова Р.Р. при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела не явилась, представителей для участия в судебном заседании не направила. От представителя Низаметдиновой Р.Р. - Набиуллиной Г.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия административного истца и его представителя. В ранее состоявшихся по делу судебных заседаниях представители административного истца Нестерова И.А., Гумерова А.Р. административный иск поддержали.
Представитель административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.
Заинтересованные лица Министерство юстиции Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей для участия в судебном заседании не направили.
Министерство юстиции Республики Татарстан в письменных объяснениях изложило свою позицию о соблюдении при принятии оспариваемого распоряжения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, порядка издания и введения в действие нормативного правового акта в части государственной регистрации и официального опубликования.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Пунктом "и" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
В пункте 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", согласно которой налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования перечня, согласно которому в перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ (пункт 2).
В соответствии с пунктом 3 названного Порядка перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Городского совета муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан от 22 октября 2015 года N 2/11 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции решений от 15 декабря 2017 года N 21/8, от 8 ноября 2018 года N 27/7, от 7 октября 2019 года N 33/7, от 6 декабря 2019 года N 34/8) установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Набережные Челны. С 2018 года ставка налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена в размере 2 процента, тогда как в отношении прочих объектов налогообложения установлена ставка 0,5 процента.
Как следует из содержания оспариваемых распоряжений Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, критериями для включения объектов в соответствующие перечни послужили обстоятельства, предусмотренные статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", то есть здание с кадастровым номером.... отнесено к категории торговых центров (комплексов) площадью свыше 2000 квадратных метров и расположенных на территории населенного пункта с численностью населения более 145 тысяч человек.
Обращаясь к доводам административного истца о необоснованном включении в перечни здания в категорию торговых центров (комплексов), суд исходит из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости, здание с кадастровым номером...., поставленное на государственный кадастровый учет 15 января 2011 года, имеет наименование "Оптово-розничный рынок "Фламинго", его площадь составляет 2470 квадратных метров. В пределах здания находятся принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые помещения с кадастровыми номерами..... Здание расположено на земельных участках с кадастровыми номерами...., которые имеют вид разрешенного использования: под оптово-розничный рынок "Фламинго", для иных видов жилой застройки.
Технический паспорт на здание "Оптово-розничных рынок "Фламинго", составленный республиканским государственным унитарным предприятием "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан 26 апреля 2017 года, содержит сведения о наличии в здании основной торговой площади, в сумме составляющей 693,2 квадратного метра, а также основной площади предприятий общественного питания в сумме 47,7 квадратного метра. Общая сумма площади, предназначенной для размещения торговых объектов, объектов общественного питания, составляет 29,98 процентов площади здания, указанной в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, материалами дела подтверждается обоснованность включения здания с кадастровым номером.... в оспариваемые перечни, поскольку оно находится на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение торгового объекта - оптово-розничного рынка, более 20 процентов общей площади здания предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания.
Довод административного истца об отсутствии зарегистрированного права собственности на здание не является основанием для исключения объекта из перечня. Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц также названы помещения. Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них. Разъяснение о том, что помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость, содержится и в текстах оспариваемых перечней.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Низаметдиновой Резили Равильевны к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании недействующим пункта 220 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2017 года N 2718-р, пункта 280 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2018 года N 3972-р, пункта 281 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2019 года N 3711-р, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2020 г. N 3а-646/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 24 марта 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2021 г. N 66а-821/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения