Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 апреля 2000 г. N КА-А40/1651-00
(извлечение)
Закрытое акционерное общество Производственно-техническое предприятие "СТЕК" обратилось в Арбитражного суда г. Москвы с иском, с учетом его дополнения и уточнения, о признании недействительными предостережения N СЗАО/2-5266 от 19.10.99 Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по г. Москве (УФСНП РФ по г. Москве) и предписаний Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве NN СЗАО/2-4492 от 16.09.99, СЗАО/2-5168 от 15.10.99; о квалификации действий Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве и ее руководителя как совершенных халатно; о взыскании ущерба в размере 44204 руб. 70 коп. в счет погашения затрат, связанных с рассмотрением настоящего дела.
Определением от 11.01.00 Арбитражного суда г. Москвы производство по делу в части признания недействительным предостережения N C3AO/2-5266 от 19.10.99 УФСНП РФ по г. Москве и квалификации действий Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве и ее руководителя как совершенных халатно прекращено в связи с неподведомственностью данных требований арбитражному суду.
Решением от 11.01.00, оставленным без изменения постановлением от 29.02.00 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы признал недействительными предписания Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве NN СЗАО/2-4492 от 16.09.99, СЗАО/2-5168 от 15.10.99 по мотиву отсутствия у органа налоговой полиции правовых оснований для вынесения оспариваемых предписаний и противоречия п. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" положениям ст.ст. 31 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающим основания и порядок приостановления операций налогоплательщиков по счетам в банках и предоставляющим право по приостановлению операций по банковским счетам только налоговым органам, к которым налоговая полиция не относится.
В остальном в иске отказано за недоказанностью истцом причинения ему ущерба.
Законность и обоснованность решения и постановления суда проверяется в порядке ст. 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационными жалобами Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве и УФСНП РФ по г. Москве, в которых ответчики просят судебные акты отменить в части удовлетворенных исковых требований, указывая на неправильное применение судом положений п. 5 ч. 1 ст. 31, ст.ст. 30 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям, регулируемым п. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Истец возражает против заявленных требований по мотивам, изложенным в судебных актах.
В соответствии со ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам в банке производится руководителем налогового органа по его решению для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения (ч. 3 ст. 36 НК РФ).
В связи с этим суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик, установив факт непредставления истцом документации, связанной с уплатой и исчислением налогов, обязан был направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия им решения, а не принимать его самостоятельно.
Ответчик ссылается на то, что он вправе приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках на основании п. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции".
Между тем, такое право предоставлено законом федеральным органам налоговой полиции лишь для выполнения возложенных на них задач, смысл которых с принятием Налогового кодекса РФ может определяться с учетом ст. 36 Кодекса, в соответствии с которой ее полномочия ограничены производством дознания, предварительным следствием. В иных случаях полиция обязана направлять материалы в налоговый орган.
Поскольку из материалов дела не усматривается и представителями полиции не подтверждено, что оспариваемые предписания приняты в рамках производства дознания или предварительного следствия по уголовному делу, указанные предписания обоснованно признаны судом недействительными как принятые с превышением установленных законом полномочий.
Представители полиции ссылаются на то, что предписания о приостановлении операций по счетам налогоплательщика изданы в рамках оперативно-розыскной деятельности. Однако Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" полиции не предоставлено такого полномочия.
Представители полиции при этом ссылаются на п. 5 ст. 15 названного Закона, в соответствии с которым неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Суд кассационной инстанции не может принять во внимание данную ссылку полиции, поскольку приостановление операций по счетам налогоплательщиков не названо в ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" в качестве меры ответственности.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции, с учетом вышеизложенного, приходит к выводу о том, что утверждение суда 1-й и апелляционной инстанций о противоречии п. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" Налоговому кодексу РФ является ошибочным. Однако поскольку оно не привело к принятию неправильного по существу решения, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 111, 173-175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 11.01.2000 и постановление от 29.02.2000 апелляционной инстанции по делу N А40-47239/99-80-802 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационные жалобы Службы по СЗАО УФСНП РФ по г. Москве, УФСНП РФ по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 апреля 2000 г. N КА-А40/1651-00
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании