Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к учетной политике департамента
имущественных отношений
Краснодарского края
для целей бюджетного
учета на 2021 год
Порядок
организации и обеспечения (осуществления) внутреннего финансового контроля
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о департаменте, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края". Порядок устанавливает единые цели, правила и принципы проведения внутреннего финансового контроля в департаменте. Внутренний финансовый контроль является внутренним процессом департамента.
1.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
создание системы соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий;
повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета;
повышение результативности, экономности и недопущение нецелевого использования бюджетных средств.
1.3. Внутренний финансовый контроль в департаменте осуществляют следующие структурные подразделения департамента:
отдел финансов в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел неналоговых доходов бюджета в управлении финансовой и организационной работы департамента;
отдел обеспечения деятельности в управлении финансовой и организационной работы департамента;
созданная приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края комиссия;
1.4. Целями внутреннего финансового контроля являются:
подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения и соответствия порядка ведения учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином России;
соблюдение иного действующего бюджетного законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления бюджетных полномочий;
подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств краевого бюджета.
1.5. Основные задачи внутреннего финансового контроля: установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в бюджетном учете и отчетности требованиям законодательства;
установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении деятельности;
анализ системы внутреннего контроля департамента, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.
1.6. Внутренний финансовый контроль департамента основывается на следующих принципах:
принцип законности, который выражается в неуклонном и точном соблюдении всеми сотрудниками структурных подразделений, осуществляющими внутренний контроль норм и правил, установленных законодательством Российской Федерации;
принцип объективности, который выражается в осуществлении контроля с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
принцип системности, который выражается в проведении контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля;
принцип ответственности выражается в том, что каждым сотрудник структурных подразделений, осуществляющих внутренний контроль за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Организация системы внутреннего финансового контроля
2.1. Система внутреннего финансового контроля обеспечивает:
точность и полноту документации бюджетного учета; соблюдение требований законодательства;
своевременность подготовки достоверной бюджетной отчетности;
предотвращение ошибок и искажений;
исполнение приказов и распоряжений руководителя департамента;
сохранность имущества департамента.
2.2. Система внутреннего финансового контроля позволяет отслеживать эффективность работы структурных подразделений департамента, осуществляющих внутренний контроль, а также добросовестность выполнения сотрудниками возложенных на них должностных обязанностей.
2.3. В рамках внутреннего финансового контроля проверяется правильность отражения совершаемых фактов хозяйствен той жизни в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами департамента, по следующим бюджетным процедурам:
составление и представление в министерство финансов Краснодарского края документов, необходимых для составления проекта краевого бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;
составление и представление в министерство финансов Краснодарского края документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета;
составление, утверждение и ведение бюджетной росписи главного распорядителя (распорядителя) средств краевого бюджета;
составление, утверждение, ведение бюджетных смет;
исполнение бюджетной сметы;
принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществление платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета! в краевой бюджет, пеней и штрафов по ним;
принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в краевой бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;
принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в краевой бюджет;
процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов, отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения инвентаризаций;
составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;
исполнение судебных актов по искам к Краснодарскому краю, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания за средства краевого бюджета по денежным обязательствам департамента;
2.4. При выполнении контрольных действий отдельно или совместно используются следующие методы:
самоконтроль;
контроль по уровню подчиненности (подведомственности);
смежный контроль.
2.5. Контрольные действия подразделяются на:
визуальные - осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации;
автоматические - осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц;
смешанные - выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.6. Способы проведения контрольных действий:
сплошной способ - контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры;
выборочный способ - контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции: действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры.
2.7. При проведении внутреннего финансового контроля проводятся контрольные действия по проверке документального оформления:
записей в регистрах бюджетного учета выполняемых на основе первичных учетных документов (в том числе бухгалтерских справок);
включения в бюджетную (финансовую) отчетность существенных оценочных значений;
подтверждения соответствия между объектами (документами) и их соответствия установленным требованиям;
соотнесения оплаты материальных активов с их поступлением в департамент;
санкционирования сделок и операций;
сверки расчетов департамента с поставщиками, покупателями, прочими дебиторами и кредиторами для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
сверки остатков по счетам бюджетного учета наличных денежных средств с остатками денежных средств по данным кассовой книги; разграничения полномочий и ротации обязанностей;
процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов (в том числе инвентаризация);
правильности сделок, учетных операций; информации, связанной с компьютерной обработкой:
регламента доступа к компьютерным программам, информационным системам, данным и справочникам;
обеспечения бесперебойного использования компьютерных программ (информационных систем);
логической и арифметической проверки данных в ходе обработки информации о фактах хозяйственной жизни.
Исключается внесение исправлений в компьютерные программы (информационные системы) без документального оформления.
3. Организация внутреннего финансового контроля
3.1. Внутренний финансовый контроль в департаменте подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
3.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции и позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной является операция. Целью предварительного финансового контроля является предупреждение нарушений на стадии планирования расходов и заключения государственных контрактов.
При проведении предварительного внутреннего финансового контроля осуществляется:
проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в денежных средствах, бюджетной сметы и др.) главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера), их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
проверка законности и экономической обоснованности, визирование проектов государственных контрактов (договоров), визирование прочих документов, из которых вытекают денежные обязательства, специалистами контрактной службы и главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера);
контроль за принятием бюджетных обязательств департамента в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств;
проверка проектов приказов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности департамента;
проверка документов до совершения хозяйственных операций в соответствии с графиком документооборота, проверка расчетов перед выплатами;
проверка бюджетной, статистической, налоговой и другой отчетности до утверждения или подписания.
3.1.2. При проведении текущего внутреннего финансового контроля осуществляется:
проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
проверка первичных документов, отражающих факты хозяйственной жизни департамента;
проверка наличия денежных средств в кассе, в том числе контроль за соблюдением правил осуществления кассовых операций, оформления кассовых документов, установленного лимита кассы, хранением наличных денежных средств;
проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
проверка у подотчетных лиц наличия полученных под отчет наличных денежных средств и (или) оправдательных документов;
контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
сверка аналитического учета с синтетическим (оборотная ведомость); проверка фактического наличия материальных средств; мониторинг расходования лимитов бюджетных обязательств (и других целевых средств) по назначению, оценка эффективности и результативности их расходования;
анализ главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера) конкретных журналов операций, на соответствие методологии учета и положениям учетной политики департамента.
Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе сотрудниками отдела финансов.
Проверку первичных учетных документов проводят сотрудники отдела финансов, которые принимают документы к учету. В каждом документе осуществляется проверка на:
соответствие формы документа и хозяйственной операции; наличие обязательных реквизитов, если документ составлен не по унифицированной форме;
правильность заполнения и наличие подписей.
3.1.3. Последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций путем проведения анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, инвентаризаций и иных необходимых процедур.
Целью последующего внутреннего финансового контроля является обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств и вскрытие причин нарушений.
При последующем внутреннем контроле осуществляют следующие контрольные действия:
проверка наличия имущества учреждения, в том числе: инвентаризация, внезапная проверка кассы;
анализ исполнения плановых документов;
проверка поступления, наличия и использования денежных средств в департаменте;
проверка материально ответственных лиц, в том числе закупок за наличный расчет с внесением соответствующих записей в Книгу учета материальных ценностей, проверка достоверности данных о закупках в торговых точках;
соблюдение норм расхода материальных запасов;
проверка достоверности отражения хозяйственных операций в учете и отчетности департамента.
Последующий контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности. График содержит сведения: об объекте проверки;
о проверяемом периоде;
о сроке проведения проверки;
об ответственных исполнителях.
Объектами плановой проверки являются:
соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок ведения бюджетного учета и формирования учетной политики;
правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
полнота и правильность документального оформления операций;
своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
достоверность бюджетной отчетности.
В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых имеется информация о возможных нарушениях.
3.2. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.
В случае выявления нарушений при проведении предварительного, текущего и последующего контроля, оформляется протокол проведения внутренней проверки. К протоколу могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.
4. Ответственность
Начальники структурных подразделений департамента несут ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового контроля в соответствующих структурных подразделениях департамента. Сотрудники структурных подразделений департамента в рамках их компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за осуществление внутреннего финансового контроля.
5. Оценка состояния системы внутреннего финансового контроля
Непосредственная оценка надежности внутреннего процесса, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению департаментом бюджетных полномочий, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего финансового контроля осуществляется структурным подразделением, ответственным за внутренний финансовый аудит в департаменте.
6. Заключительные положения
6.1. Все изменения и дополнения к настоящему порядку утверждаются руководителем департамента.
6.2. Если в результате изменения действующего законодательства Российской Федерации отдельные статьи настоящего положения вступят с ним в противоречие, они утрачивают силу, преимущественную силу имеют положения действующего законодательства Российской Федерации.
График проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности департамента
N |
Объект проверки |
Срок проведения проверки |
Проверяемый период |
Ответственный исполнитель |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1 |
Ревизия кассы, соблюдение порядка ведения кассовых операций Проверка наличия, выдачи и списания бланков строгой отчетности |
ежеквартально, на последний день отчетного квартала |
квартал |
главный бухгалтер |
|
2 |
Проверка соблюдения лимита денежных средств в кассе |
ежеквартально, на последний день отчетного квартала |
квартал |
главный бухгалтер |
|
3 |
Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками |
на 1 января, на 1 июля |
полугодие |
главный бухгалтер, начальник отдела обеспечения деятельности в управлении финансовой и организационной работы департамента |
|
4 |
Проверка правильности расчетов с УФК по Краснодарскому краю, финансовым, налоговым органами, внебюджетными фондами |
ежегодно на 1 января |
год |
главный бухгалтер, начальник отдела неналоговых доходов бюджета в управлении финансовой и организационной работы департамента |
|
5 |
Инвентаризация нефинансовых активов |
ежегодно на 1 декабря |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
|
6 |
Инвентаризация финансовых активов |
ежегодно на 1 января |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
|
7 |
Инвентаризация расчетов по доходам бюджетов |
ежегодно на 1 января |
год |
председатель инвентаризационной комиссии |
Заместитель начальника управления |
О.В. Ланговская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.