Внести в Закон Липецкой области от 29 марта 2005 года N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" (Липецкая газета, 2005, 2 апреля; 2007, 3 августа; 2009, 16 января; 2011, 14 сентября, 30 сентября; 2013, 17 декабря; 2015, 18 ноября; 2017, 20 сентября; 2019, 21 июня, 25 декабря; 2020, 22 мая, 9 сентября, "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 9 ноября) следующие изменения:
1) статью 4.2 изложить в следующей редакции:
"Статья 4.2. Размеры, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта
1. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в виде единовременного и (или) ежемесячного социального пособия (далее - денежные выплаты).
2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется на реализацию мероприятий:
1) по поиску работы;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности;
3) по ведению личного подсобного хозяйства;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
3. Размер денежной выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта составляет:
1) в рамках мероприятий по поиску работы:
а) до 30 000 рублей предоставляется на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения - единовременно;
б) в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной нормативным правовым актом администрации области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта - в течение 1 месяца с даты заключения социального контракта и 3 месяцев с даты подтверждения факта трудоустройства гражданина;
в) в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной нормативным правовым актом администрации области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта - в период профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, но не более 3 месяцев, при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения;
г) в размере фактически понесенных расходов работодателя на прохождение гражданином стажировки, по результатам которой заключен трудовой договор, но не более величины минимального размера оплаты труда за один месяц с учетом размера страховых взносов, подлежащих уплате в государственные внебюджетные фонды, если указанное обязательство установлено социальным контрактом - возмещение расходов работодателю производится на основании трехстороннего договора между заявителем, учреждением социальной защиты населения по месту жительства и работодателем, осуществляющим стажировку заявителя, но не более 3 месяцев;
2) в рамках мероприятий по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности:
а) до 250 000 рублей предоставляется на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - единовременно;
б) до 30 000 рублей предоставляется на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения - единовременно;
3) в рамках мероприятий по ведению личного подсобного хозяйства:
а) до 100 000 рублей предоставляется на ведение личного подсобного хозяйства - единовременно;
б) до 30 000 рублей предоставляется на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образования при отсутствии в органах занятости населения возможности прохождения гражданином профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения - единовременно;
4) в рамках мероприятий по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной нормативным правовым актом администрации области за второй квартал года, предшествующего году заключения социального контракта, не более 6 месяцев.
4. Форма социального контракта с учетом программы социальной адаптации, порядок приема заявления о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта, назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, продления срока действия социального контракта, прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, возврата государственной социальной помощи на основании социального контракта устанавливаются нормативным правовым актом администрации Липецкой области.
Порядок приема документов и передачи их многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг в учреждение социальной защиты населения по месту жительства и порядок проведения выборочных проверок достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, месте жительства и доходах устанавливается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
5. Для получения государственной социальной помощи на основании социального контракта один из членов семьи или одиноко проживающий гражданин (далее - заявитель) представляет в учреждение социальной защиты населения по месту жительства либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление, предусматривающее согласие на обработку персональных данных заявителя и совершеннолетних членов семьи, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), числа, месяца, года рождения, адреса и даты регистрации по месту жительства (месту пребывания), паспортных данных, страхового номера индивидуального лицевого счета, достоверных сведений о составе семьи (фамилия, имя отчество (при наличии), число, месяц, год рождения, родственные отношения, паспортных данных (при наличии), страховых номеров индивидуального лицевого счета (при наличии), адрес и дата регистрации по месту жительства (месту пребывания) всех членов семьи) с предъявлением следующих документов:
документа, удостоверяющего личность заявителя;
справок о доходах членов семьи за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Учреждение социальной защиты населения самостоятельно запрашивает:
от Пенсионного фонда Российской Федерации и (или) федерального органа исполнительной власти области, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения о рождении ребенка, о смерти ребенка, о законных представителях, о государственной регистрации заключения (расторжения) брака, содержащиеся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и (или) Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния;
от Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об инвалидности (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов";
от территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту пребывания и по месту жительства, содержащиеся в базовом государственном информационном ресурсе регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации;
от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, сведения об отсутствии в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей заявителя, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо применяющего специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" на момент подачи заявления;
от исполнительного органа государственной власти области в сфере труда и занятости сведения о неполучении выплат на организацию собственного дела и (или) за каждое созданное рабочее место для трудоустройства безработного гражданина в рамках реализации государственных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда области - при обращении заявителя на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе, а в случае отсутствия сведений об инвалидности в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов" заявитель самостоятельно представляет имеющуюся у него справку об инвалидности.
В случае отсутствия сведений в Единой государственной информационной системе социального обеспечения и Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния либо расхождения сведений, полученных из указанных информационных систем, со сведениями, указанными в заявлении, учреждение социальной защиты населения по месту жительства в течение 2 рабочих дней со дня получения сведений уведомляет заявителя способом, указанным в заявлении, о необходимости представления документов, подтверждающих запрашиваемые сведения, в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления.
Учреждения социальной защиты населения по месту жительства осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, месте жительства и доходах.
Заявитель обязан известить учреждение социальной защиты населения по месту жительства об изменении сведений о составе семьи, месте жительства и доходах в течение 14 календарных дней со дня наступления указанных изменений.
Основанием для отказа в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта является представление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах, и (или) отсутствие оснований, дающих право на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.";
2) статью 4.3 изложить в следующей редакции:
"Статья 4.3. Условия назначения, срок действия социального контракта, продление срока действия социального контракта, контроль за выполнением социального контракта и досрочное расторжение социального контракта
1. Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта на поиск работы, на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, на ведение личного подсобного хозяйства, на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, производится при обращении заявителя.
При наличии у заявителя одновременно права на обращение за получением государственной социальной помощи на основании социального контракта по нескольким направлениям реализация данного права осуществляется по одному из них по выбору заявителя.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности и на ведение личного подсобного хозяйства предоставляется однократно по каждому направлению.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на поиск работы предоставляется не чаще одного раза в год и оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, оказывается в приоритетном порядке гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта не предоставляется при наличии действующего социального контракта у заявителя (членов семьи заявителя).
В случае досрочного расторжения социального контракта в связи с невыполнением мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи, право обратиться за государственной социальной помощью на основании социального контракта повторно возникает по истечении 2 лет с месяца прекращения социального контракта.
2. Условия предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта:
1) государственная социальная помощь на основании социального контракта на поиск работы предоставляется при неотнесении заявителя к категории занятых граждан в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", за исключением трудоустроенных на временные (сезонные) работы, на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, студентов выпускных курсов;
2) государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) неполучения заявителем выплат на организацию собственного дела в рамках реализации государственных программ в течение 2 лет, предшествующих году обращения за социальным контрактом;
б) отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителя в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за социальным контрактом;
в) непрохождения заявителем обучения по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, за исключением студентов выпускных курсов;
г) неприменение заявителем в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за социальным контрактом, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
3) государственная социальная помощь на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий:
а) неполучения заявителем выплат на организацию собственного дела в рамках реализации государственных программ в течение 2 лет, предшествующих году обращения за социальным контрактом;
б) отсутствия регистрации в качестве индивидуального предпринимателя заявителя в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за социальным контрактом;
в) непрохождения заявителем обучения по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, за исключением студентов выпускных курсов;
г) неприменение заявителем в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за социальным контрактом, специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
4) государственная социальная помощь на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, предоставляется при наличии одного из следующих обстоятельств:
а) наличие заболевания (не менее двух месяцев непрерывного амбулаторного и (или) стационарного лечения) у заявителя или члена его семьи, подтвержденного медицинской справкой (заключением) и (или) листком нетрудоспособности, повлекшего расходы на лечение по назначению врача (в случае неотнесения к группе населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, к перечню видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно);
б) наличие в составе семьи заявителя ребенка-инвалида (детей-инвалидов), нуждающегося в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
в) наличие у одинокого родителя несовершеннолетнего ребенка (детей);
г) наличие информации центра занятости населения по месту жительства заявителя об отсутствии подходящих рабочих мест для трудоспособного заявителя или трудоспособного члена его семьи и о возможности обучения (переобучения) с целью трудоустройства в течение 3 месяцев;
д) наличие в семье заявителя несовершеннолетних детей в возрасте от полутора лет, находящихся на учете в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях;
е) наличие в семьях, где один или оба родителя являются обучающимися по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, несовершеннолетнего ребенка (детей);
ж) нахождение на лечении или реабилитации одного или нескольких трудоспособных членов семьи заявителя от алкогольной или наркотической зависимости, подтвержденное документом из медицинской организации или специализированного реабилитационного центра;
з) наличие обстоятельств (снижение дохода в связи с введением ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, потеря кормильца, заболевание у заявителя или члена его семьи, подтвержденное медицинской справкой (заключением) и (или) листком нетрудоспособности, повлекшее расходы на лечение), которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя и (или) членов его семьи и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно, в семьях, где количество несовершеннолетних детей больше или равно количеству трудоспособных граждан.
3. Независящими причинами, по которым семья или одиноко проживающий гражданин имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, являются:
1) получение заявителем и (или) членом семьи пенсии по инвалидности;
2) нахождение трудоспособного заявителя и (или) члена семьи на амбулаторном или стационарном лечении продолжительностью не менее 2 месяцев (непрерывно), приходящихся на расчетный период;
3) доход одиноко проживающего трудоспособного заявителя и (или) трудоспособных членов семьи при учете в совокупном доходе обеспечивает уровень среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума - при условии занятости всех трудоспособных членов семьи;
4) отсутствие дохода у заявителя и (или) у трудоспособных членов семьи заявителя вследствие введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
5) неосуществление трудоспособным заявителем и (или) членом семьи трудовой деятельности при условии:
а) осуществления трудоспособным членом семьи ухода за лицом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации либо достигшим возраста 80 лет, при условии получения ежемесячной компенсационной выплаты;
б) осуществления трудоспособным членом семьи ухода за проживающим с ним ребенком (детьми) в возрасте до 3 лет либо в возрасте от 3 до 7 лет в отношении детей, находящихся на учете в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов для направления в образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и не обеспеченных местом в данных организациях;
в) обучения трудоспособного члена семьи, не достигшего возраста 23 лет, по очной форме обучения в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, в том числе подачи документов для поступления в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования по очной форме обучения после окончания обучения в общеобразовательной организации;
г) регистрации неработающего трудоспособного заявителя и (или) члена семьи в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы или в качестве безработного.
При наличии более одного неработающего трудоспособного члена семьи наличие независящих причин определяется в отношении каждого из них.
Наличие независящих причин не определяется в отношении неработающего трудоспособного заявителя при обращении за государственной социальной помощью на основании социального контракта на поиск работы.
4. Решение о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта (или об отказе в предоставлении) принимается учреждением социальной защиты населения по месту жительства с учетом программы социальной адаптации, утвержденной межведомственной комиссией, созданной учреждением социальной защиты населения. В состав межведомственной комиссии входят представители учреждения социальной защиты населения, центра занятости населения, а также по согласованию могут входить представители органов местного самоуправления, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, образовательных и медицинских организаций, общественных и иных заинтересованных объединений. Персональный состав межведомственной комиссии утверждается приказом руководителя учреждения социальной защиты населения по месту жительства. Положение о межведомственной комиссии утверждается нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
5. Социальный контракт заключается между заявителем и учреждением социальной защиты населения по месту жительства на срок, исходя из содержания программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту:
1) по поиску работы - не более чем на 9 месяцев;
2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности - не более чем на 12 месяцев;
3) по ведению личного подсобного хозяйства - не более чем на 12 месяцев;
4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации - не более чем на 6 месяцев.
В течение последнего месяца действия социального контракта учреждение социальной защиты населения по месту жительства подготавливает заключение, содержащее обоснованные выводы об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Срок социального контракта также может быть продлен в случае предоставления получателем сведений о длительной болезни (более месяца) получателя (членов семьи), подтвержденной листком нетрудоспособности, смерти членов семьи, в период введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
6. Социальный контракт досрочно расторгается в одностороннем порядке по следующим основаниям:
1) в связи с выездом получателя (семьи) на новое место жительства за пределы территории Липецкой области;
2) в случае смерти получателя;
3) в случае предоставления недостоверной информации в ходе исполнения социального контракта получателем;
4) в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) получателем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не указанным в части 7 настоящей статьи.
В случае досрочного расторжения социального контракта, с месяца, следующего за месяцем расторжения социального контракта, учреждение социальной защиты населения прекращает предоставление денежных выплат и (или) возмещение расходов.
7. Уважительными причинами неисполнения получателем мероприятий программы социальной адаптации являются:
1) состояние здоровья (болезнь получателя и (или) члена семьи, подтвержденная листком нетрудоспособности или медицинской справкой (заключением));
2) временное отсутствие получателя по месту жительства (подтвержденное документально осуществление ухода за тяжелобольным близким родственником, проживающим в другом муниципальном образовании, смерть близкого родственника, проживающего в другом муниципальном образовании, выезд получателя в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения обучения по очно-заочной и заочной формам обучения, командировка, прохождение военных сборов);
3) непреодолимая сила и (или) чрезвычайное, непредотвратимое обстоятельство (подтвержденные документально пожар, наводнение, ураган, землетрясение, авария систем водоснабжения, отопления, электроснабжения), введение ограничительных мероприятий в рамках режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
4) документально подтвержденное отсутствие у поставщиков товара и (или) услуг, необходимых для ведения индивидуальной предпринимательской деятельности или личного подсобного хозяйства.
8. Учреждение социальной защиты населения по месту жительства осуществляет ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта в порядке, установленном нормативным правовым актом исполнительного органа государственной власти области в сфере социальной защиты населения.
Полученная государственная социальная помощь на основании социального контракта должна быть использована получателем на выполнение мероприятий программы социальной адаптации и в сроки, предусмотренные программой социальной адаптации.
В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, учреждение социальной защиты населения по месту жительства прекращает предоставление государственной социальной помощи на основании социального контракта.
В случае прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности по собственной инициативе в период действия социального контракта, выплаченная сумма подлежит возврату получателем в добровольном порядке путем перечисления денежных средств на единый счет областного бюджета в срок не позднее 30 календарных дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности.
В случае отказа получателя от добровольного возврата указанных средств учреждение социальной защиты населения по месту жительства обеспечивает их взыскание в судебном порядке.
9. Мониторинг оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляет исполнительный орган государственной власти области в сфере социальной защиты населения в порядке, установленном нормативным правовым актом администрации Липецкой области.
10. Учреждение социальной защиты населения по месту жительства вносит в Единую государственную информационную систему социального обеспечения информацию об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.".
Исполняющий обязанности Главы администрации Липецкой области |
Н.Ф. Тагинцев |
г. Липецк,
18.03.2021 г.,
N 516-ОЗ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Липецкой области от 18 марта 2021 г. N 516-ОЗ "О внесении изменений в Закон Липецкой области "О государственной социальной помощи"
Вступает в силу с 24 марта 2021 г.
Текст Закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 23 марта 2021 г. N 4800202103230009, в "Липецкой газете" от 23 марта 2021 г. N 33