Предварительный национальный стандарт ПНСТ 392-2020
"Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. N 3-пнст)
Museum lighting. LED lighting. Requirements
ОКС 91.160.10
Срок действия - с 1 августа 2020 г.
до 1 августа 2023 г.
Предисловие
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Всесоюзный научно-исследовательский светотехнический институт имени С.И. Вавилова" (ООО "ВНИСИ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия, освещение искусственное"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. N 3-пнст
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения музейных предметов и помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских светодиодными источниками света, которые обеспечивают безопасные и комфортные условия нахождения людей в помещениях музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и возможность адекватного восприятия экспонируемых музейных предметов при минимизации вреда, наносимого музейным предметам оптическим излучением.
Настоящий стандарт применяют при проектировании, вводе в действие, реконструкции и эксплуатации осветительных установок со светодиодными источниками света, предназначенных для экспозиционного освещения музейных предметов и для общего освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских.
Настоящий стандарт не распространяется на естественное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских и на искусственное освещение музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских источниками света, отличными от светодиодов, такими как лампы накаливания, люминесцентные и металлогалогенные лампы и др.
Методы измерений параметров, нормируемых в настоящем стандарте, установлены ПНСТ 393.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 8.332 Государственная система обеспечения единства измерений. Световые измерения. Значения относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения. Общие положения
ГОСТ 9733.0 Материалы текстильные. Общие требования к методам испытаний устойчивости окрасок к физико-химическим воздействиям
ГОСТ 9733.3 Материалы текстильные. Метод испытания устойчивости окраски к свету в условиях искусственного освещения (ксеноновая лампа)
ГОСТ Р 55710 Освещение рабочих мест внутри зданий. Нормы и методы измерений
ГОСТ Р 55842 (ИСО 30061:2007) Освещение аварийное. Классификация и нормы
ГОСТ Р 58814 Музейное освещение. Термины и определения
ПНСТ 393 Музейное освещение. Освещение светодиодами. Методы измерений нормируемых параметров
СП 52.13330.2016 "СНиП 23-05-95 * Естественное и искусственное освещение"
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
4 Классификация
Классификация музейных предметов по светостойкости материалов, из которых они изготовлены и которые подразделяются на четыре группы, приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Классификация музейных материалов/предметов по светостойкости
Если музейный предмет изготовлен из материалов, относящихся к разным группам, то его в целом относят к той группе по светостойкости, к которой принадлежит наиболее светочувствительный из входящих в него материалов.
Примечание - Приведенная выше классификация соответствует общемировой практике [1]. В СССР, а затем в России материалы подразделялись на три группы по светочувствительности: малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью) [2], [3]. При этом к малочувствительным относились, главным образом, материалы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным - материалы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные материалы объединяли в себе материалы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.
Соответствие музейных предметов разным группам по светостойкости приведено в приложении А.
5 Нормы
В экспозиционных залах в пределах поля зрения посетителя отношение максимального значения яркости к ее минимальному значению по возможности не должно превышать 10:1.
5.1 Нормы экспозиционного освещения
Экспозиционное освещение должно обеспечивать возможность адекватного восприятия экспонатов при минимизации вреда, наносимого им оптическим излучением. Нормы экспозиционного освещения приведены в 5.1.1-5.1.7.
5.1.1 Освещенность на поверхности экспоната
Нормирование освещенности на поверхности экспоната производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемые значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната Е ср приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Значения средней освещенности на поверхности музейного экспоната Е ср
Группа музейного экспоната по светостойкости |
Е ср, не более, лк |
I - нечувствительные |
Без ограничений |
II - малочувствительные |
200 |
III - среднечувствительные |
50 |
IV - высокочувствительные |
В случае трехмерных музейных предметов, например скульптур, нормируемой величиной является полуцилиндрическая освещенность.
Примечания
1 Нормы освещенности применяют только к подлинным музейным предметам (подлинникам). Для копий музейных предметов освещенность не нормируется.
2 На временных выставках допускается устанавливать значение освещенности на поверхности музейного предмета, превышающее указанное в таблице 2, при условии выполнения требований, предъявляемых к демонстрационной годовой экспозиции этого музейного предмета (см. 5.1.3).
3 Контроль стабильности освещенности экспоната во времени и, при необходимости, ее регулирование рекомендуется производить применительно к одной, предпочтительно центральной, точке этого экспоната, положение которой должно быть задано, например, на фотографии этого экспоната.
4 Для уменьшения светового повреждения музейных экспонатов рекомендуется использовать осветительные приборы, позволяющие поддерживать постоянный уровень освещенности на поверхности экспоната на всем протяжении эксплуатации осветительной установки (см. приложение Б).
5.1.2 Равномерность распределения освещенности по поверхности экспоната
Освещение экспонатов должно быть по возможности равномерным.
Равномерность освещенности на поверхности экспоната, т.е. отношение минимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не менее чем 0,7 (предпочтительно - 0,9 или более), а неравномерность освещенности на поверхности экспоната, т.е. отношение максимального значения освещенности к ее среднему значению, должна быть не более чем 1,3 (предпочтительно - 1,1 или менее).
Примечание - Это требование не распространяется на трехмерные музейные предметы.
5.1.3 Демонстрационная годовая световая экспозиция музейных предметов
Нормирование годовой световой экспозиции музейных предметов производят в соответствии с классификацией музейных предметов по группам светостойкости. Нормируемой величиной является демонстрационная годовая световая экспозиция Н дем, обеспечиваемая экспозиционным освещением и рассчитанная на основе значений средней освещенности на музейном предмете Е ср и годовой продолжительности демонстрации этого экспоната Т год в течение календарного года. Демонстрационную годовую световую экспозицию вычисляют по формуле
,
(1)
где - средняя освещенность на музейном экспонате, определенная до наступления i-го периода экспонирования;
- продолжительность i-го периода экспонирования;
N - годовое количество периодов, которым соответствуют разные значения средней освещенности:
,
(2)
где - годовая продолжительность демонстрации музейного предмета.
Нормируемые значения демонстрационной годовой световой экспозиции Н дем приведены в таблице 3. Примеры расчета демонстрационной годовой световой экспозиции музейных предметов приведены в приложении В.
Таблица 3 - Значения демонстрационной годовой световой экспозиции Н дем.макс.
Группа музейного предмета по светостойкости |
Н дем.макс., не более, |
I - нечувствительные |
Без ограничений |
II - малочувствительные |
600 000 |
III - среднечувствительные |
150 000 |
IV - высокочувствительные |
15 000 |
Примечание - Если средняя освещенность на поверхности экспонируемого музейного предмета E ср на протяжении года остается неизменной, то допустимую годовую продолжительность демонстрации этого музейного предмета Т год.доп можно вычислить по формуле
,
(3)
где - максимально допустимое значение полезной годовой световой экспозиции (см. таблицу 3). Пример расчета допустимой годовой продолжительности демонстрации музейного предмета приведен в приложении В.
5.1.4 Спектр излучения
Свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, должен иметь спектр, которому при прочих равных условиях соответствовала бы наименьшая приведенная фотохимическая опасность повреждения материалов музейных предметов К са, алгоритм расчета которой в программе Excel приведен в приложении Г. В частности, свет, попадающий на музейные предметы, по возможности, не должен содержать ни УФ-, ни ИК-излучение.
5.1.4.1 Приведенная УФ-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не должна превышать 5 .
Примечания
1 Недопустимо использовать для освещения музеев белые светодиоды с фиолетовыми кристаллами.
2 У светодиодных источников света, предназначенных для общего освещения, требования к приведенной УФ-облученности выполняются практически всегда.
5.1.4.2 Приведенная ИК-облученность, создаваемая светодиодными источниками света на поверхности музейного предмета, не нормируется в связи с практически полным отсутствием ИК-излучения в спектре излучения белых светодиодов.
5.1.5 Коррелированная цветовая температура
Выбор коррелированной цветовой температуры осуществляют исходя из соображений наилучшего восприятия экспоната. В общем случае предпочтительными являются значения коррелированной цветовой температуры в диапазоне от 2700 до 4500 К. При рассмотрении вариантов освещения, эквивалентных с точки зрения зрительного восприятия экспоната, выбор следует производить на основе сравнения соответствующих значений приведенной фотохимической опасности повреждения музейных предметов излучением источника света К са, выбирая ту коррелированную цветовую температуру, которой соответствует наименьшее значение этого параметра. Алгоритм расчета К са в программе Excel приведен в приложении Г.
5.1.6 Общий индекс цветопередачи
Общий индекс цветопередачи при освещении экспонатов должен быть не ниже чем 85, а если цветопередача имеет особо важное значение, например при освещении произведений искусства, этнографических, естественных или исторических экспонатов, он должен быть не ниже чем 95.
5.1.7 Коэффициент пульсации освещенности
Коэффициент пульсации освещенности, создаваемой на экспонате экспозиционным освещением, не должен превышать 5 %.
5.2 Нормы общего освещения помещений музеев
Общее освещение помещений музеев должно обеспечивать безопасные и комфортные условия пребывания людей в выставочных и вспомогательных помещениях музеев, не вступая в конфликт с экспозиционным освещением.
Нормируемые значения параметров общего освещения помещений музеев - средней освещенности на уровне пола Е п, равномерности освещенности U o, объединенного показателя дискомфорта UGR, общего индекса цветопередачи R a и коэффициента пульсации освещенности K п - приведены в таблице 4.
Таблица 4 - Нормируемые значения параметров общего освещения различных помещений музеев
Наименование помещения |
Е п, не менее, лк |
U o, не менее |
UGR, не более |
R a, не менее |
K п, не более, % |
Приведенная УФ-облученность, не более, |
Экспозиционные залы |
30 |
0,50 |
22 |
85 |
5 |
5 |
Вестибюль, зона досмотра при входе в здание |
100 |
0,40 |
25 |
80 |
- |
- |
Коридоры, холлы |
50 |
0,40 |
- |
80 |
- |
- |
Лестницы |
50 |
0,40 |
- |
80 |
- |
- |
Примечание - Нормы общего освещения помещений музеев, не указанных в таблице 4, - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
5.3 Нормы освещения фондохранилищ
Нормируемые значения параметров освещения основных помещений фондохранилищ - средней освещенности на рабочей поверхности Е, объединенного показателя дискомфорта UGR, коэффициента пульсации освещенности К п и приведенной мощности УФ-излучения - приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Нормируемые значения параметров общего освещения основных помещений фондохранилищ
Наименование помещения |
Е, не более, лк |
UGR, не более |
К п, %, не более |
Приведенная УФ-облученность, не более, |
Помещения для хранения музейных предметов * |
50 |
- |
- |
5 |
Помещения для осмотра музейных предметов |
500 |
19 |
5 |
|
Изолятор и камера акклиматизации |
30 |
- |
- |
|
* Освещение в помещениях для открытого хранения музейных предметов должны соответствовать требованиям раздела 6.
Примечание - Нормы общего освещения помещений фондохранилищ, не указанных в таблице 5, - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
В помещениях фондохранилищ на рабочих столах уровень средней горизонтальной освещенности должен составлять не менее чем 200 лк.
Примечания
1 Для хранения произведений масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время.
2 Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов, следует осуществлять при отсутствии освещения.
5.4 Нормы освещения реставрационных мастерских
5.4.1 Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Нормируемые значения освещенности на рабочей поверхности при проведении реставрационных работ
Наименование работ |
Освещенность на рабочей поверхности, лк |
|
Общее освещение, не менее |
Комбинированное освещение * |
|
Реставрация произведений масляной и темперной живописи |
500 |
От 500 до 20 000 в ключ. |
Реставрация рисунков, акварели, графики, тканей, изделий из меха, кожи и т.д. |
300 |
|
Реставрация ювелирных изделий, часов и т.д. |
300 |
|
Реставрация крупногабаритных изделий (мебели, карет, скульптуры и т.д.) |
500 |
- |
* Значения освещенности выбирают в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или СП 52.13330 в зависимости от выполняемых в процессе реставрации операций (зрительных работ). Примеры выбора значений освещенности для операций, выполняемых в процессе реставрации произведений масляной и темперной живописи и рукописей, приведены в приложении Д.
Примечание - Нормы общего освещения помещений реставрационных мастерских - в соответствии с ГОСТ Р 55710 и/или с СП 52.13330. |
5.4.2 Коррелированная цветовая температура освещения помещений для проведения реставрационных работ должна составлять от 2700 до 6500 К.
5.4.3 Общий индекс цветопередачи освещения помещений для проведения реставрационных работ должен быть не менее чем 95.
5.4.4 Показатель дискомфорта в помещениях для проведения реставрационных работ не должен превышать 19 при коэффициенте пульсации освещенности не более чем 5 %.
5.5 Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских
Нормы аварийного освещения помещений музеев, фондохранилищ и реставрационных мастерских - в соответствии с ГОСТ Р 55842 и/или СП 52.13330.
6 Контроль нормируемых параметров освещения
Контроль нормируемых параметров освещения (за исключением требований к объединенному показателю дискомфорта UGR) проводят на стадии ввода осветительной установки в эксплуатации и, при необходимости, в процессе ее эксплуатации.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предварительный национальный стандарт ПНСТ 392-2020 "Музейное освещение. Освещение светодиодами. Нормы" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 февраля 2020 г. N 3-пнст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Срок действия - с 1 августа 2020 г. до 1 августа 2023 г.
Настоящий документ фактически прекратил действие в связи с истечением срока