Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к постановлению
администрации Города Томска
от 31.01.2020 N 84
II. Анализ текущей ситуации
Настоящая подпрограмма является составной частью муниципальной программы "Эффективное управление муниципальными финансами", которая направлена на достижение стратегической задачи развития Города Томска "Эффективный финансовый менеджмент". Целью данной подпрограммы является эффективное управление муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск".
Долговая политика муниципального образования "Город Томск" является неотъемлемой частью финансовой политики муниципального образования "Город Томск". Качественное, эффективное управление муниципальным долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, но прежде всего создание прозрачной системы управления муниципальным долгом с использованием четких процедур, механизмов и публичного раскрытия информации о долговой политике муниципального образования "Город Томск".
Управление муниципальным долгом осуществляется департаментом финансов администрации Города Томска в соответствии с программой муниципальных заимствований муниципального образования "Город Томск", ежегодно утверждаемой Думой Города Томска в качестве приложения к решению о бюджете муниципального образования "Город Томск" на очередной финансовый год и плановый период.
По состоянию на 1 января 2015 года фактический объем муниципального долга муниципального образования "Город Томск" составлял 3095,8 млн р., в том числе 560,0 млн р. (18,1%) - ценные бумаги, 2345,8 млн р. (75,8%) - кредиты коммерческих банков, 190,0 млн р. (6,1%) - бюджетный кредит. По срокам заимствований преобладают среднесрочные обязательства (от 1 до 5 лет) - 57,7%, краткосрочные (до 1 года) составляют 42,3%.
Эффективное управление муниципальным долгом является неотъемлемой задачей реализации муниципальной программы. Несмотря на то, что объем муниципального долга в 2014 году вырос по сравнению с 2013 годом на 75,0 млн р. или на 2,5% (с 3020,8 млн р. в 2013 году до 3095,8 млн р. в 2014 году) отношение муниципального долга к общим доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений сократилось с 55,1% в 2013 году до 53,7% в 2014 году.
Кроме того, при росте ставок по кредитам коммерческих банков в 2014 году по сравнению с 2013 годом почти на 4% расходы на обслуживание муниципального долга остались почти на уровне 2013 года и составили 196,7 млн р. (в 2013 году - 196,5 млн р.).
По состоянию на 01.01.2015 расходы на обслуживание муниципального долга составили 196,7 млн р. или 1,97% от объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, представляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- 88,2 млн р. выплаты купонного дохода;
- 86,3 млн р. проценты по кредитам коммерческих банков;
- 22,2 млн р. проценты по бюджетному кредиту.
Причиной возникновения и роста муниципального долга муниципального образования "Город Томск" являлось ежегодное утверждение и исполнение бюджета муниципального образования "Город Томск" с дефицитом. При недостаточности доходных источников покрытия дефицита бюджета, а также исполнения принятых долговых обязательств, возникала необходимость привлечения таких источников финансирования дефицита бюджета, как:
- муниципальные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
- кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Результатом осуществления муниципальных заимствований в целях финансирования дефицита бюджета является муниципальный долг муниципального образования "Город Томск", под которым понимается совокупность долговых обязательств, возникающих из муниципальных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц.
Рост муниципального долга муниципального образования "Город Томск" повлек за собой и увеличение расходов на его обслуживание. Расходы на обслуживание муниципального долга планируются исходя из условий заключенных муниципальных контрактов и объемов средств, планируемых к привлечению в предстоящем финансовом году и плановом периоде.
Привлечение долговых обязательств муниципальным образованием "Город Томск" и осуществление расходов на их обслуживание основано на соблюдении ограничений, устанавливаемых Бюджетным кодексом Российской Федерации, текущих и планируемых потребностях в заемных ресурсах и на учете возникновения возможных рисков, связанных с управлением муниципальным долгом. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации верхний предел муниципального долга муниципального образования не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета муниципального образования без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а объем расходов на его обслуживание, утвержденный решением о бюджете, не должен превышать 15% объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На 01.01.2015 на рынке обращалось два выпуска облигаций Томского городского займа 2012 и 2014 годов в объемах 560000,0 т. р. и 5,0 т. р. соответственно. За счет размещения облигаций удалось достичь расширения круга инвесторов, значительно сократить долю краткосрочных долговых обязательств в структуре муниципального долга, а также улучшить возможность муниципалитета в привлечении заемных средств с различных рынков для рефинансирования долговых обязательств.
В связи с резким ухудшением рыночной конъюнктуры по причине принятия Центральным банком Российской Федерации решения о повышении с 16.12.2014 ключевой ставки с 10,5% до 17%, новое значение ставки купонного дохода по облигациям Томского городского займа 2014 года, запланированным к размещению 16.12.2014, в соответствии с условиями муниципального контракта, заключенного с ОАО "Акционерный Банк "Россия" на оказание услуг по организации выпуска, размещения и обращения облигаций Томского городского займа, составило бы 20,5% годовых.
С учетом муниципальных контрактов, заключенных в декабре 2014 года по итогам прошедших электронных аукционов, на привлечение кредитных ресурсов в объеме 760 млн р. и потребности в заемных средствах для планового рефинансирования действующих долговых обязательств в декабре 2014 года и финансирования утвержденного дефицита бюджета муниципального образования "Город Томск" было размещено облигаций в объеме 5 т. р. по ставке 14% годовых, что позволило администрации Города Томска сохранить выпуск, зафиксировать ставку купонного дохода на уровне 14% годовых, а также позволит осуществить доразмещение облигаций Томского городского займа 2014 года при стабилизации рыночной конъюнктуры.
В марте 2014 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings впервые присвоило городу Томску: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (далее - РДЭ) в иностранной и национальной валюте "BB" со "Стабильным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "B". Также агентство присвоило городу национальный долгосрочный рейтинг на уровне "AA-(rus)" со "Стабильным" прогнозом. В сентябре 2014 года и марте 2015 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Города Томска в иностранной и национальной валюте на уровне "BB" со "Стабильным" прогнозом и краткосрочный РДЭ в иностранной валюте "B". Также агентство подтвердило национальный долгосрочный рейтинг города на уровне "AA-(rus)" со "Стабильным" прогнозом.
На 01.01.2020 фактический объем муниципального долга составил 3564,9 млн р., в том числе 1895,4 млн р. (53,2%) - ценные бумаги, 1669,5 млн р. (46,8%) - кредиты коммерческих банков. По срокам заимствований преобладают среднесрочные обязательства (от 1 до 5 лет) - 68,6%, краткосрочные (до 1 года) составляют - 31,4%.
Расходы на обслуживание муниципального долга по состоянию на 01.01.2020 составили 192,2 млн р. или 1,4% от объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, представляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них:
- 110,7 млн р. выплаты купонного дохода;
- 82,1 млн р. проценты по кредитам коммерческих банков;
- 0,5 млн р. проценты по бюджетному кредиту;
- (- 1,1) млн р. средства, полученные в качестве накопленного купонного дохода при размещении облигаций Томского городского внутреннего займа.
Реализация мероприятий данной подпрограммы позволит эффективно управлять муниципальным долгом муниципального образования "Город Томск", сократить риски, связанные с осуществлением муниципальных заимствований, осуществлять заимствования и обслуживание долговых обязательств при сохранении показателей кредитоспособности и платежеспособности бюджета муниципального образования "Город Томск" на безопасном уровне, что, в свою очередь, приведет к формированию благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования "Город Томск".
Среди внешних факторов, способных негативно отразиться на реализации настоящей подпрограммы, стоит отметить:
- риск процентной ставки, связанный с возможным ростом процентных ставок на рынке заимствований Российской Федерации под влиянием экономических или иных факторов;
- отсутствие экономии в результате проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок;
- отсутствие решений Центрального Банка Российской Федерации о снижении ключевой ставки;
- изменения бюджетного законодательства, а также законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг.
К внутренним рискам относятся:
- снижение свободного остатка средств на счетах, открытых в Отделении по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации для отражения операций со средствами муниципальных автономных и бюджетных учреждений, казенных учреждений;
- невыполнение плана по доходам. Риск неисполнения доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в период действия подпрограммы при неизменном уровне запланированных расходов бюджета.
Для минимизации финансовых рисков необходимо осуществлять постоянный мониторинг изменения ситуации в финансовой сфере и осуществлять бюджетное планирование с учетом возможного ухудшения экономической ситуации.
Наряду с финансовыми рисками существуют риски снижения ожидаемых конечных результатов реализации подпрограммы, которые будут минимизированы путем:
- осуществления контроля за достижением поставленных на определенном этапе задач;
- проведения мониторинга исполнения мероприятий программы;
- своевременной корректировки показателей и мероприятий подпрограммы.
<< Приложение 4 Приложение 4 |
Приложение 6 >> Приложение 6 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 31 января 2020 г. N 84 "О внесении изменений в постановление Администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.