Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2967
Информация
Ишимского муниципального района о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений"
(представлена в областную Думу главой Ишимского муниципального района С.Н. Ломовцевым 15.02.2021)
В части выполнения рекомендаций, адресованных органам местного самоуправления постановлением Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 (с учетом постановления областной Думы от 13.02.2020 N 2429), сообщаю следующее:
1. В связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и запретом проведения плановых проверок с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2020 году не проводились.
Администрацией Ишимского муниципального района подготовлен ежегодный план проведения плановых проверок соблюдения обязательных требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на 2021 год, который был согласован с вышестоящими органами государственного контроля. В указанный план проверок были включены два землепользователя, использующие земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения с признаками нарушения.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что при формировании ежегодных планов в них не включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. На основании указанной нормы план проверок на 2021 год в отношении СМСП отменен.
Также в 2020 году были проведены 2 осмотра (обследования) территории по плановому (рейдовому) заданию в целях проверки соблюдения требований земельного законодательства. По результатам проверок выявлены нарушения требований земельного законодательства. По результатам проверок администрацией Ишимского муниципального района в органы прокуратуры были направлены заявления о согласовании проведения внеплановых проверок в отношении лиц, допустивших нарушение обязательных требований земельного законодательства. В проведении внеплановых проверок в отношении лиц, допустивших нарушения обязательных требований земельного законодательства, органами прокуратуры было отказано.
Учитывая сложившуюся ситуацию, у органов местного самоуправления в настоящее время отсутствует возможность проведения плановых и внеплановых проверок в рамках муниципального земельного контроля, так как использование земли сельскохозяйственного назначения осуществляется вышеуказанными категориями землепользователей.
2. Инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения проводится на постоянной основе.
Инвентаризация проводится:
- путем анализа сведений о земельных участках, внесенных в государственный земельный кадастр, направляемых органами кадастрового учета и налоговыми органами;
- путем выявления информации об исключении крестьянских (фермерских) хозяйств и иных сельскохозяйственных организаций, которым ранее были предоставлены земельные участки сельскохозяйственного назначения, из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- путем фактического осмотра земель сельскохозяйственного назначения.
По итогам работы только за 2020 год были исключены из сведений земельного кадастра 104 земельных участка из состава земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 66 465,5 га (в 2019 году 140 земельных участков площадью 58 547,54 га). Все участки фактически не использовались в сельскохозяйственной деятельности в связи с ликвидацией правообладателей; земли отнесены к фонду перераспределения земель. Информация о наличии свободных земельных участков, числящихся в ЕГРП в уточненных границах, на постоянной основе размещается на официальном сайте администрации Ишимского муниципального района для предложения землепользователям.
3. Формирование и постановка на кадастровый учет земельных участков, выделенных в счет невостребованных земельных долей, также осуществляется органами местного самоуправления на постоянной основе. В 2020 году выделено и поставлено на кадастровый учет в счет невостребованных земельных долей 5 279 га земель сельскохозяйственного назначения (в Бутусовском, Десятовском, Карасульском, Прокуткинском, Тоболовском и Черемшанском сельских поселениях). Всего за весь период реализации закона в собственность муниципального образования обращено 2 814 земельных долей; образовано земельных участков в счет невостребованных земельных долей площадью 40,74 тыс. га.
В настоящее время после проведения двух этапов инвентаризации земельных долей во всех хозяйствах района является большой проблемой установление права муниципальной собственности на земельные доли, являющиеся невостребованными. Суды отказывают в установлении права муниципальной собственности:
- когда отсутствуют сведения о последнем месте жительства собственника доли на территории (например, семья выбыла на постоянное место жительства за рубеж, родственников нет);
- когда имеется наследник, вступивший в наследство на иное имущество, кроме земельной доли (например, средства на счете в банке);
- когда на официальном сайте нотариата имеются сведения о вступлении в наследство граждан с аналогичными фамилией и инициалами;
- когда наследники не отказываются в судебном заседании от земельной доли, но юридически ее не оформляют, и др.
Все вышеуказанное приводит к большим трудозатратам специалистов органов местного самоуправления по инвентаризации и формировании исков по установлению прав на земельные доли, а положительного результата не приносит. Отсутствие прав на земельные доли отрицательно сказывается на обороте земель сельскохозяйственного назначения, вызывает юридическую неопределенность в правах на землю. Необходимо внесение изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в целях упрощения процедуры установления права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
4. Фактов самовольного строительства на землях сельскохозяйственного назначения не выявлялось.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.