Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
областной Думы
от 18 марта 2021 г. N 2967
Информация
Правительства Тюменской области о ходе выполнения постановления Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений"
(представлена в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым 10.02.2021)
В соответствии с постановлением Тюменской областной Думы от 26.05.2016 N 3712 "О рекомендациях семинара-совещания по теме: "Вопросы реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере земельных отношений" Правительству Тюменской области рекомендовано:
1. При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации Тюменской областью права на первоочередное приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения учитывать возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено преимущественное право субъекта Российской Федерации, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по цене, за которую он продается.
В силу положений пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 101-ФЗ, части 2 статьи 5 Закона Тюменской области от 03.11.2003 N 170 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения и планировании их использования" продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области о намерении продать данный земельный участок.
Постановлением Правительства Тюменской области от 02.11.2015 N 500-п утвержден порядок принятия решения о реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию. Данным порядком установлена процедура рассмотрения исполнительными органами государственной власти Тюменской области извещений продавцов о намерении продать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Прием и регистрацию письменного извещения продавца земельного участка осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Тюменской области в сфере агропромышленного комплекса (далее - уполномоченный орган).
При рассмотрении вопроса о целесообразности реализации права преимущественного приобретения земельного участка Тюменской областью из земель сельскохозяйственного назначения уполномоченным органом учитывается возможность использования конкретного земельного участка для привлечения потенциальных инвесторов в сельское хозяйство.
Для принятия решения о реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию в 2020 году в уполномоченный орган поступили извещения на 371 земельный участок общей площадью 44 660,335 га, их них:
- по 344 земельным участкам принято решение об отказе в реализации Тюменской областью права преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием целесообразности в приобретении таких земельных участков;
- по 27 земельным участкам подготовлены уведомления об отказе в рассмотрении извещения о продаже земельного участка в связи с отсутствием в данных извещениях сведений о цене, размере, местоположении земельного участка и сроке, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
В 2020 году преимущественное право покупки земельных участков сельскохозяйственного назначения для нужд Тюменской области реализовано не было.
В случае принятия решения о предоставлении права преимущественного приобретения земельного участка муниципальному образованию, на территории которого расположен земельный участок, правом покупки такого земельного участка обладает соответствующее муниципальное образование.
В 2020 году по 344 земельным участкам в администрации муниципальных образований, на территории которых расположены земельные участки, были направлены запросы, на которые были получены ответы об отсутствии необходимости предоставления муниципальному образованию права преимущественного приобретения земельного участка.
2. В пределах своей компетенции продолжить формирование правоприменительной практики изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения
Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании их по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации регламентирован статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ. Согласно данной статье изъятие земельных участков осуществляется в судебном порядке. В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ органом, уполномоченным на обращение в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае неиспользования его по целевому назначению или использования с нарушением законодательства, является орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Инициирование принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке представляется возможным при наличии оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 6 Федерального закона N 101-ФЗ. При этом, исходя из практики рассмотрения судами данной категории дел, обязательным условием для удовлетворения соответствующих исковых заявлений является факт привлечения собственника земельного участка к административной ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (статья 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), а также за использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (статья 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области 16 декабря 2020 года из Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам поступили материалы в отношении 4 граждан в связи с неиспользованием в соответствии с целевым назначением в течение трех лет в Тюменском муниципальном районе 32 земельных участков сельскохозяйственного назначения. В настоящее время ведется работа по выявлению наличия достаточных сведений для инициирования процедуры изъятия находящихся в частной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в судебном порядке.
Органы местного самоуправления при реализации механизма принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в Тюменской области сталкиваются с рядом проблем, в том числе при планировании и проведении проверок в отношении граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В целях обсуждения данных проблем 30 октября 2020 года уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области была организована видеоконференция при участии представителей Управления Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, прокуратуры Тюменской области, органов местного самоуправления по вопросам реализации механизма принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.