Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Исполнительного комитета
Зеленодольского муниципального района
Республики Татарстан
от 4 марта 2021 г. N 443
Муниципальная программа
"Профилактика наркомании среди населения в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан на 2021-2025 годы"
1. Паспорт муниципальной Программы
Наименование Программы |
Профилактика наркомании среди населения в Зеленодольском муниципальном районе на 2021-2025 годы (далее - Программа) |
||||||
Основание для разработки Программы (наименование, номер и дата правового акта) |
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.10.2013 года N 764 "Об утверждении Государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Татарстан на 2014-2025 годы" |
||||||
Основные разработчики Программы |
Отдел по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан |
||||||
Исполнители Программы |
- Отдел МВД России по Зеленодольскому району; - Управление образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"; - Управление культуры Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; - Отдел по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района; - Отдел спорта Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района |
||||||
Цель Программы |
Снижение к 2025 году уровня незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Зеленодольском муниципальном районе. Совершенствование мер, направленных на снижение уровня потребления наркотических и психоактивных веществ, формирование установок здорового образа жизни среди населения, мотивация жителей Зеленодольского муниципального района на выбор здорового образа жизни, в том числе граждан, больных наркоманией, на получение услуг по реабилитации и ресоциализации, реализация мероприятий, направленных на формирование ценностей здорового образа жизни и профилактику злоупотребления психоактивными веществами |
||||||
Задачи Программы |
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков; - формирование у населения отрицательного отношения к потреблению наркотиков; - создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения |
||||||
Сроки и этапы Реализации Программы |
2021-2025 годы |
||||||
Объемы и источники финансирования Программы |
Источники финансирования |
Годы реализации Программы |
|||||
2021 (руб.) |
2022 (руб.) |
2023 (руб.) |
2024* (руб.) |
2025* (руб.) |
Всего за период реализации |
||
Муниципальный бюджет (в рамках текущей сметы учреждения) |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
500000 |
|
Федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Республиканский бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Прочие источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Всего |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
500000 |
|
Финансирование мероприятий, связанных с реализацией настоящей Программы, осуществляется в пределах ассигнований, утвержденных в бюджете Зеленодольского муниципального района на соответствующий финансовый год. Размер расходуемых средств на реализацию Программы может уточняться и корректироваться, исходя из возможностей районного бюджета, инфляционных процессов и экономической ситуации на территории Зеленодольского муниципального района. * Объем средств на 2024-2025 годы носит прогнозный характер, определяется решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период | |||||||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели эффективности |
Реализация мероприятий Программы позволит к 2025 году достичь: - сокращение общего количества зарегистрированных преступлений в данной категории 1% ежегодно; - сокращение удельного веса таких преступлений на 0,5% ежегодно; - сокращение удельного веса преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии, до 5%; - сокращение преступлений, совершенных на улицах и в других общественных местах на 0,4%; - увеличение количество лиц, вовлеченных в деятельность добровольных формирований граждан по охране общественного порядка; - снижение доли преступлений, совершенных ранее судимыми лицами на 0,3%; - увеличение доли родителей, охваченных участием в вопросах профилактики наркотизации детей и подростков |
||||||
Система организации контроля за реализацией Программы |
Исполнители Программы, ответственные за реализацию, предоставляют в Антинаркотическую комиссию ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию об исполнении мероприятий и освоенных денежных средствах, выделяемых исполнителям мероприятий, нарастающим итогом и в целом за отчетный период |
2. Пояснительная записка
Муниципальная программа "Профилактика наркомании среди населения в Зеленодольском муниципальном районе на 2021-2025 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ" от 26.06.2018 года N 1341 и направлена на организацию и осуществление мероприятий по профилактике наркомании и пропаганды здорового образа жизни среди населения Зеленодольского муниципального района.
К началу 2020 года в Зеленодольском муниципальном районе проживают 165915 человек. Число молодежи в возрасте от 14 до 30 лет на 01.01.2020 год составило 29861 человек, в том числе молодежи сельского населения - 7710 человек.
В Зеленодольском муниципальном районе работа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту ведется постоянно. Из года в год увеличивается раскрываемость преступлений, связанных с наркоманией.
Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами приводит к наркозависимости, психологической, физической и социальной деградации наркозависимого, его ранней гибели, причиняет горе родным и близким, ослабляет потенциал общества.
Анализируя статистические данные, ситуация в районе продолжает оставаться напряженной. За 11 месяцев 2020 года по линии незаконного оборота наркотиков отделом зарегистрировано 201 преступление, что на 13% больше предшествующего периода, из них:
- 19 преступлений, связанных со сбытом наркотических средств;
- 72 преступлений, связанных с хранением наркотических средств;
- 109 преступлений - в отношении неустановленных сбытчиков;
- 1 преступление, связанное со склонением к употреблению наркотических средств.
За 11 месяцев 2020 года за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков к уголовной ответственности привлечено 85 человек, расследовано 80 преступлений, приостановлено - 105, раскрываемость составила 43,2%, что на 5,4% больше предшествующего периода.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле активности употребления наркотических средств, является возраст от 14 до 30 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни.
Принятие Программы "Профилактика наркотизации населения в Зеленодольском муниципальном районе на 2021-2025 годы" позволит усовершенствовать формы и методы предупредительно-профилактических мер, скоординировать усилия органов исполнительной власти и субъектов системы профилактики Зеленодольского муниципального района для решение указанных в Программе проблем.
Проблема наркотизации населения в городе остается актуальной и требует к себе пристального внимания всех заинтересованных служб и управлений. Первичной профилактикой наркомании среди подростков и молодежи в Зеленодольском муниципальном районе занимаются работники: Отдел МВД России по Зеленодольскому муниципальному району, ГАУЗ "Зеленодольская ЦРБ", подведомственные учреждения Отделу по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, подведомственные учреждения Отделу спорта Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, подведомственные учреждения Управлению образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, подведомственные учреждения Отделу культуры Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района, учреждения социальной защиты Зеленодольского муниципального района.
Отдел по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района и Отдел по спорту Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района организуют с подведомственными учреждениями мероприятия в форме систематической и целенаправленной деятельности по привлечению подростков в регулярное занятие спортом и активное участие в спортивно - массовых мероприятиях.
При организации профилактической работы подведомственные учреждения учитывают социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.
В рамках профилактической работы большая роль отводится межведомственному взаимодействию с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, социальной защиты, центром труда и занятости.
Подведомственными учреждениями Отдела по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района и Отдела спорта Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района с целью профилактики над ситуацией в сфере наркотических средств в молодежной среде проводят профилактические мероприятия среди подростков и молодежи района.
В общеобразовательных организациях Зеленодольского муниципального района в рамках классных часов, родительских собраний проводятся разнообразные формы воспитательной работы.
С 9 сентября 2014 года на базе МБУДО "Центр творчества ЗМР РТ" работает психолого-педагогическая медико-социальная служба "Развитие" ЗМР.
ППМС-служба создана с целью обеспечения защиты интересов личности в сфере образования, ее гармоничного развития, повышения адаптационных возможностей участников образовательного процесса через формирование системы комплексного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образования Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
С целью раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, выделения вероятностных предикторов возможного вовлечения обучающихся в потребление наркотиков специалистами ППМС-службы совместно с педагогами-психологами общеобразовательных организаций ежегодно проводятся психодиагностические исследования.
В Управлении образования, общеобразовательных организациях создан банк данных детей группы риска. За данными детьми со стороны классных руководителей, администрации ведется постоянный контроль за поведением, посещаемостью занятий, успеваемостью. Большой вклад в работу с детьми группы риска вносят инспектора отдела по делам несовершеннолетних, закрепленные за учебными заведениями. Школьные инспектора совместно с педагогами осуществляют рейды по месту жительства несовершеннолетних, пропускающих учебные занятия без уважительной причины, неблагополучным семьям. В работу по ранней профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности школьные инспектора активно привлекают социальных педагогов, психологов, используют возможности Советов профилактики учебных заведений и общественных формирований.
По решению Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних Зеленодольского муниципального района за подростками, состоящими на профилактических учетах, закрепляются общественные воспитатели. Общественные воспитатели тесно взаимодействуют с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросу реабилитации подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Общественные воспитатели проводят свою работу в тесном контакте с родителями подростка или лицами, их заменяющими, с учреждениями дополнительного образования, с сотрудниками правоохранительных органов, с представителями общественности.
Важнейшими условиями осуществления профилактики над ситуацией в сфере оборота наркотических средств остается:
- выработка и реализация мер раннего предупреждения употребления наркотических средств;
- совершенствование правоприменительной практики в сфере профилактики употребления наркотических средств;
- совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи.
Основой профилактики наркотизации среди несовершеннолетних в Зеленодольском муниципальном районе служит альтернативная занятость подростков и молодежи, путем привлечения их к здоровому образу жизни, занятиям спортом и организации позитивного досуга. Занимаясь в различных спортивных секциях и участвуя в спортивных состязаниях, дети учатся строить свое поведение в рамках определенных правил и норм. Данный навык помогает им в жизни придерживаться установленных в обществе правовых норм.
Выполнение мероприятий Программы позволит:
- не допустить поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот;
- пресечь оборот новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления;
- сократить спрос на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, а также формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является снижение в 2025 году относительно 2020 года масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков в Зеленодольском муниципальном районе.
Достижение цели Программы осуществляется на основе сбалансированного сочетания мер по следующим направлениям:
а) сокращение предложения наркотиков путем уничтожения инфраструктуры нелегального производства, транспортировки и распространения наркотиков внутри республики, недопущение поступления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих веществ из легального в незаконный оборот, пресечение оборота новых видов наркотиков, а также неконтролируемых психоактивных средств и веществ, используемых для немедицинского потребления;
б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по пресечению незаконного оборота наркотиков;
- формирование у населения отрицательного отношения к потреблению наркотиков;
- создание условий для вовлечения детей и молодежи в систематические занятия в кружках по интересам, физической культурой и спортом, развитие волонтерского движения.
В формировании системы профилактики немедицинского потребления наркотиков участвуют органы государственной власти Зеленодольского муниципального района всех уровней, общественные объединения и религиозные организации, граждане, в том числе специалисты образовательных, медицинских и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.
Мероприятия профилактики немедицинского потребления наркотиков предназначены для всех категорий населения, в первую очередь для детей и молодежи, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также для лиц групп риска немедицинского потребления наркотиков.
Вследствие необходимости постоянного совершенствования форм и методов противодействия распространению наркотиков, а также с учетом наличия в Программе значительного количества долгосрочных мероприятий ее реализация рассчитана с 2021 года по 2025 год (в пять этапов):
I этап - 2021 год;
II этап - 2022 год;
III этап - 2023 год;
IV этап - 2024 год;
V этап - 2025 год.
4. Перечень программных мероприятий
Для достижение поставленной цели Программы и решение программных задач в Зеленодольском муниципальном районе предполагается проведение следующих мероприятий:
1. Межведомственные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на противодействие незаконному обороту наркотиков (проведение антинаркотических рейдов, проведение тематических уроков в СУЗах и ВУЗах, выступление на классных часах в общеобразовательных учреждениях, обследование различных участков местности и транспортных средств). Эти мероприятия проводятся Отделом МВД России по Зеленодольскому району ежемесячно.
2. Комплекс оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и ликвидации мест произрастания дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (Операция Мак). Данное мероприятие проводится ежегодно Отделом МВД России по Зеленодольскому району в три этапа - июль, август, сентябрь.
В рамках этой операции будут проведены следующие мероприятия: рабочие встречи с представителями городской (районной) администрации, руководителями правоохранительных органов, сельскохозяйственных предприятий, а также собственниками крупных земельных угодий с целью организации взаимодействия по основным направлениям проводимой операции; оперативно-поисковые группы по обнаружению незаконных посевов и очагов произрастания наркосодержащих растений; лекции и выступления перед трудовыми коллективами и сельскими сходами, на которых провести разъяснения об ответственности, наступающей за незаконные операции с наркотическими средствами, и также информировать население о последствиях потребления психоактивных веществ.
3. Профилактическая работа, по предотвращению наркозависимости и пропаганды здорового образа жизни в образовательных учреждениях. В общеобразовательных организациях Зеленодольского муниципального района с учащимися ежегодно планируются следующие мероприятия: правовые беседы с приглашением специалистов Центра профилактики, сотрудников МВД РФ по Зеленодольскому муниципальному району, с лекциями; тематические классные часы "Мы за здоровый образ жизни", "Наркотики миф и реальность", "Быть здоровым - быть сильным", "Знать, чтобы жить", "Зона риска", "Вредные привычки за и против", "Профилактика наркомании в Татарстане", "Здоровый образ жизни", "Профилактика употребления наркотических средств детьми и подростками", "Наркомания миф и реальность", "Скажи НЕТ", "Быть здоровым - быть сильным", "Не переступи черту", "До трагедии - один шаг", "Скажи наркотикам нет!", "Учись быть здоровым", "Как прекрасен этот мир!!!!!"; выставки фотографий "Будь здоров вместе с нами!", "Мы говорим наркотикам твердое НЕТ!"; участие в акциях "Будь готов! Скажи нет!", "Россия без табака", "Легалка не пройдет", "Будь здоровым! Танцуй!", "Поделись улыбкой", "Здоровая пробежка", "Здоровая мама - здоровый ребенок!", "Количество свечек зависит только от тебя", "Подари чудо", "Мы за здоровый образ жизни!", "Сломай сигарету, пока сигарета не сломала тебя!", "Спорт - альтернатива пагубным привычкам", "Праздник трезвости", "Территория здорового образа жизни", "Присоединяйся!", "Сообщи, где торгуют смертью!", "Нет наркотикам!"; проведение правовых интеллектуальных игр "Суд над наркотиками", "Закон и ты"; конкурсы рисунков и плакатов "Мой мир без наркотиков", "Быть здоровым - быть сильным", "Я рисую жизнь!", "Мы за здоровую нацию", "Мы за здоровую Россию", "Если хочешь быть здоров", "Мой мир без наркотиков", "Мы за здоровый образ жизни!", "Для тех, кому нравится жить"; спортивно-массовые мероприятия "Будь здоров", "В здоровом теле, здоровый дух!", "В здоровом теле, здоровый дух", "Мы за спорт", спортивный праздник "Веселые старты", "Зов Джунглей", "Папа, мама и я, спортивная семья", "На старт всей семьей", "В здоровом теле - здоровый дух", "Спорт, здоровье, красота". Мероприятия реализуются в Муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях ЗМР РТ ежегодно, согласно годовым планам.
4. Мероприятия по работе с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с общеобразовательными учреждениями, учреждениями молодежной политики и спорта ежемесячно проводят работу с детьми и подростками, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, привлекая этих детей участвовать в различных мероприятиях и конкурсах, проводят профилактические беседы, организовывают досуг данным детям.
5. Антинаркотические массовые мероприятия проводят ежемесячно подведомственными учреждениями Отдела по делам молодежи Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района. С целью профилактики над ситуацией в сфере наркотических средств в молодежной среде запланированы следующие основные мероприятия:
- Проведение в группах профилактических лекций, бесед на антинаркотическую тему.
- Проведение акций "Скажи наркотикам НЕТ!", "Стоп спайс!", "ТОП ВИЧ/СПИД". Для проведения этих акций требуется изготовление печатной продукции, футболок и бейсболок с тематическим названием. Акции предусматриваю раздачу листовок и буклетов подросткам. Приурочены к тематическим дням. Каждая акция проводится раз в год.
- Флешмоб "Всемирный День памяти жертв СПИДа".
- Проведение конкурсов плакатов, акций и тренингов "Молодежь за ЗОЖ". Проведение такого конкурса всегда завершается награждением лучших работ.
- Проведение круглых столов, во время которых проходит обсуждение проблемы семьи, их трудности, оказывается психологическая поддержка.
- Выкладывание в социальные сети информационные посты с пропагандой здорового образа жизни.
6. Профилактическая антинаркотическая работа с родителями учащихся в образовательных учреждениях на родительских собраниях два раза в год с привлечением специалистов в данном направлении.
7. Мероприятия - день открытых дверей в молодежных клубах по месту жительства "Молодежные клубы - территория "Здорового Образа Жизни!" в сентябре каждого года.
8. Спортивная акция "Спорт против наркотиков" каждую смену в ДОУ им. Муссы Джалиля с раздачей печатной продукции детям.
Срок реализации программных мероприятий - 2021-2025 годы.
Координацию антинаркотической профилактической работы в Зеленодольском муниципальном районе осуществляет антинаркотическая комиссия. Ежегодно не менее, чем раз в квартал проходят заседания комиссии, на которых рассматриваются вопросы по проблемам профилактики наркотизации населения в городе. По рассмотренным вопросам принимаются соответствующие решения и ведется контроль за их исполнением.
5. Индикаторы оценки результативности в разрезе мероприятий Программы
Данные об индикаторах оценки результатов в разрезе целей, задач, мероприятий Программы приводятся в форме Приложении 1 к настоящей Программе.
6. Ресурсного обеспечение Программы
Финансирование мероприятий, связанных с реализацией настоящей Программы, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на соответствующие цели в бюджете Зеленодольского муниципального района на соответствующий финансовый год.
|
2021 (руб.) |
2022 (руб.) |
2023 (руб.) |
2024* (руб.) |
2025* (руб.) |
Местный бюджет (в рамках текущей сметы учреждения) |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
Итого |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
100000 |
* Объем средств на 2024-2025 годы носит прогнозный характер, определяется решением Совета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района по согласованию с антинаркотической комиссией Зеленодольского муниципального района, уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Исполнители Программы после осуществления программных мероприятий представляют секретарю Антинаркотической комиссии ежеквартальные отчеты об исполнении мероприятий по установленной форме (Приложение 2 к настоящей Программе).
Реализация Программы осуществляется в соответствии с ежегодным планом, содержащим перечень мероприятий с указанием сроков их выполнения.
План антинаркотических мероприятий формируется Антинаркотической комиссией на основании предложений исполнителей Программы с учетом соответствия предлагаемых мероприятий целям и задачам Программы, а также их финансовой обоснованности.
План на год утверждается решением Антинаркотической комиссии.
Выполнение мероприятий Программы и эффективность использования финансовых средств планируется регулярно рассматривать на заседаниях Антинаркотической комиссии с заслушиванием исполнителей Программы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с "Порядком разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ", утвержденным постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 26.06.2018 года N 1341.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.