Реформа базовой процентной ставки - этап 2
(Приложение к приказу Минфина России от 17 февраля 2021 г. N 23н)
Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39,
МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16
Поправки к МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты"
После пункта 5.4.4 включить подзаголовок и пункты 5.4.5 - 5.4.9 следующего содержания:
Изменение основы для определения предусмотренных договором денежных потоков, вызванное реформой базовой процентной ставки
5.4.5 Организация должна применять пункты 5.4.6 - 5.4.9 к финансовому активу или финансовому обязательству в том и только в том случае, если основа для определения предусмотренных договором денежных потоков по этому финансовому активу или финансовому обязательству изменяется в результате реформы базовой процентной ставки. Для этих целей термин "реформа базовой процентной ставки" обозначает общерыночную реформу базовой процентной ставки согласно описанию в пункте 6.8.2.
5.4.6 Основа для определения предусмотренных договором денежных потоков по финансовому активу или финансовому обязательству может измениться:
(a) вследствие внесения изменения в условия договора, установленные при первоначальном признании данного финансового инструмента (например, в условия договора вносится изменение с целью замены указанной в нем базовой процентной ставки на альтернативную базовую ставку);
(b) таким образом, который не принимался в расчет или не был предусмотрен условиями договора при первоначальном признании данного финансового инструмента, без внесения поправок в условия договора (например, изменяется метод расчета базовой процентной ставки без изменения условий договора); и/или
(с) в результате активации существующего условия договора (например, вступает в силу резервное положение договора).
5.4.7 В качестве упрощения практического характера организация должна применить пункт В5.4.5, чтобы учесть изменение основы для определения предусмотренных договором денежных потоков по финансовому активу или финансовому обязательству, требуемое реформой базовой процентной ставки. Это упрощение практического характера применяется только к таким изменениям и только в той мере, в которой это изменение требуется реформой базовой процентной ставки (см. также пункт 5.4.9). Для этих целей изменение основы для определения предусмотренных договором денежных потоков считается требуемым реформой базовой процентной ставки в том и только в том случае, если удовлетворяются оба приведенных ниже условия:
(a) необходимость изменения является прямым следствием реформы базовой процентной ставки; и
(b) новая основа для определения предусмотренных договором денежных потоков является экономически эквивалентной прежней основе (то есть основе, используемой непосредственно перед изменением).
5.4.8 Ниже приведены примеры изменений, которые приводят к возникновению новой основы для определения предусмотренных договором денежных потоков, которая экономически эквивалентна прежней основе (то есть основе, используемой непосредственно перед изменением):
(a) замена существующей базовой процентной ставки, используемой для определения предусмотренных договором денежных потоков по финансовому активу или финансовому обязательству, альтернативной базовой ставкой либо реализация такой реформы базовой процентной ставки путем изменения метода, применяемого для расчета базовой процентной ставки, с добавлением фиксированного спреда, необходимого для компенсации разницы базисов существующей базовой процентной ставки и альтернативной базовой ставки;
(b) изменение периода пересмотра ставок, дат пересмотра или количества дней между датами выплаты купонов с целью реализации реформы базовой процентной ставки; и
(c) дополнение условий договора по финансовому активу или финансовому обязательству резервным положением, которое позволит осуществить любое из изменений, описанных выше в подпунктах (а) и (b).
5.4.9 Если в финансовый актив или финансовое обязательство вносятся изменения, помимо тех, которые требуются реформой базовой процентной ставки применительно к основе для определения предусмотренных договором денежных потоков, организация должна сначала применить упрощение практического характера, предусмотренное пунктом 5.4.7, к изменениям, требуемым реформой базовой процентной ставки. Затем организация должна применить соответствующие требования настоящего стандарта ко всем дополнительным изменениям, к которым упрощение практического характера не применяется. Если такое дополнительное изменение не приводит к прекращению признания финансового актива или финансового обязательства, организация должна применить в зависимости от обстоятельств пункт 5.4.3 или пункт В5.4.6, чтобы учесть это дополнительное изменение. Если указанное дополнительное изменение приводит к прекращению признания финансового актива или финансового обязательства, организация должна применять требования, касающиеся прекращения признания.
После пункта 6.8.12. включить пункт 6.8.13 следующего содержания:
6.8.13 Организация должна перспективно прекратить применение пунктов 6.8.7 и 6.8.8 при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) когда изменения, требуемые реформой базовой процентной ставки, вносятся в соответствии с пунктом 6.9.1 в рисковый компонент, определенный не договором; или
(b) когда прекращаются отношения хеджирования, в которые по усмотрению организации был включен рисковый компонент, определенный не договором.
После пункта 6.8.13 включить заголовок и пункты 6.9.1 - 6.9.13, а также подзаголовки перед пунктами 6.9.7, 6.9.9 и 6.9.11 следующего содержания:
6.9 Дополнительные временные исключения, обусловленные реформой базовой процентной ставки
6.9.1 По мере того как и в тот момент когда к отношениям хеджирования прекращается применение требований, предусмотренных пунктами 6.8.4 - 6.8.8 (см. пункты 6.8.9 - 6.8.13), организация должна скорректировать свое формализованное решение об определении этих отношений хеджирования, чтобы отразить изменения, требуемые реформой базовой процентной ставки, то есть изменения, соответствующие требованиям пунктов 5.4.6 - 5.4.8. В данном случае решение организации об определении отношений хеджирования должно корректироваться только для внесения одного или нескольких из следующих изменений:
(a) определение по усмотрению организации альтернативной базовой ставки (определенной договором или определенной не договором) в качестве хеджируемого риска;
(b) изменение описания объекта хеджирования, включая описание определенной по усмотрению организации части хеджируемых денежных потоков или справедливой стоимости; или
(c) изменение описания инструмента хеджирования.
6.9.2 Организация также должна применять предусмотренное пунктом 6.9.1(c) требование, если выполняются три приведенных ниже условия:
(а) организация вносит изменение, требуемое реформой базовой процентной ставки, применяя подход, отличный от изменения основы для определения предусмотренных договором денежных потоков по инструменту хеджирования (как описано в пункте 5.4.6);
(b) признание первоначального инструмента хеджирования не прекращается; и
(c) выбранный подход является экономически эквивалентным изменению основы для определения предусмотренных договором денежных потоков по первоначальному инструменту хеджирования (как описано в пунктах 5.4.7 и 5.4.8).
6.9.3 Прекращение применения требований пунктов 6.8.4 - 6.8.8 может произойти в разное время. Следовательно, при применении пункта 6.9.1 организации, возможно, придется корректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования в разное время либо придется корректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования не один раз. Тогда и только тогда, когда вносится такое изменение в определенные по усмотрению организации отношения хеджирования, организация должна применять в зависимости от обстоятельств пункты 6.9.7 - 6.9.12. Организация также должна применить пункт 6.5.8 (в случае хеджирования справедливой стоимости) или пункт 6.5.11 (в случае хеджирования денежных потоков), чтобы учесть любые изменения справедливой стоимости объекта хеджирования или инструмента хеджирования.
6.9.4 Организация должна скорректировать отношения хеджирования, как того требует пункт 6.9.1, до конца отчетного периода, в течение которого было внесено требуемое реформой базовой процентной ставки изменение в хеджируемый риск, объект хеджирования или инструмент хеджирования. Во избежание сомнений такая корректировка формализованного решения по определению отношений хеджирования не является ни прекращением отношений хеджирования, ни определением новых отношений хеджирования.
6.9.5 Если (как описано в пунктах 5.4.6 - 5.4.8) в дополнение к изменениям, требуемым реформой базовой процентной ставки, вносятся изменения в финансовый актив или финансовое обязательство, определенные по усмотрению организации в отношения хеджирования, или (согласно требованию пункта 6.9.1) в решение об определении отношений хеджирования, организация должна сначала применить соответствующие требования настоящего стандарта, чтобы определить, приводят ли эти дополнительные изменения к прекращению учета хеджирования. Если такие дополнительные изменения не приводят к прекращению учета хеджирования, организация должна скорректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования, как указано в пункте 6.9.1.
6.9.6 Пункты 6.9.7 - 6.9.13 предусматривают исключения в отношении только тех требований, которые указаны в данных пунктах. Организация должна применять все остальные требования настоящего стандарта в части учета хеджирования, включая квалификационные критерии в пункте 6.4.1, к отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказала непосредственное влияние.
Порядок учета квалифицируемых отношений хеджирования
Хеджирование денежных потоков
6.9.7 В целях применения пункта 6.5.11 следует считать, что в момент, когда организация вносит изменения в описание объекта хеджирования в соответствии с требованием пункта 6.9.1(b), сумма, накопленная в резерве хеджирования денежных потоков, основана на альтернативной базовой ставке, исходя из которой определяются хеджируемые будущие денежные потоки.
6.9.8 Применительно к прекращенным отношениям хеджирования, когда в соответствии с требованиями реформы базовой процентной ставки меняется базовая процентная ставка, на основе которой были определены хеджируемые будущие денежные потоки, в целях применения пункта 6.5.12, чтобы определить, ожидается ли возникновение хеджируемых будущих денежных потоков, сумму, накопленную в резерве хеджирования денежных потоков по этим отношениям хеджирования, следует считать основанной на альтернативной базовой ставке, исходя из которой будут определяться хеджируемые будущие денежные потоки.
Группы объектов
6.9.9 Когда организация применяет пункт 6.9.1 к группам объектов, которые были определены по усмотрению организации в качестве объектов хеджирования в рамках хеджирования справедливой стоимости или хеджирования денежных потоков, организация должна распределить объекты хеджирования по подгруппам, исходя из хеджируемой базовой ставки, и определить эту базовую ставку в качестве хеджируемого риска для каждой подгруппы. Например, в тех отношениях хеджирования, где группа объектов хеджируется на случай изменения базовой процентной ставки и эта ставка затрагивается реформой базовой процентной ставки, возможно, что хеджируемые денежные потоки или справедливая стоимость некоторых объектов в группе будут изменены в целях соотнесения с альтернативной базовой ставкой ранее, чем будут изменены другие объекты в данной группе. В данном примере при применении пункта 6.9.1 организация определила бы альтернативную базовую ставку в качестве хеджируемого риска для указанной подгруппы объектов хеджирования. Применительно к другой подгруппе объектов хеджирования организация продолжила бы по собственному усмотрению определять в качестве хеджируемого риска существующую базовую процентную ставку до тех пор, пока хеджируемые денежные потоки или справедливая стоимость этих объектов не будут изменены в целях соотнесения с альтернативой базовой ставкой или пока не истечет срок действия этих объектов и они не будут заменены объектами хеджирования, основанными на альтернативной базовой ставке.
6.9.10 Организация должна отдельно оценивать каждую подгруппу на предмет того, отвечает ли она требованиям пункта 6.6.1, чтобы быть квалифицируемым объектом хеджирования. Если какая-либо подгруппа не отвечает требованиям пункта 6.6.1, организация должна перспективно прекратить учет хеджирования данных отношений хеджирования целиком. Организация также должна применять требования пунктов 6.5.8 и 6.5.11 для учета неэффективности, связанной с этими отношениями хеджирования как единого целого.
Определение по усмотрению организации рисковых компонентов
6.9.11 Альтернативную базовую ставку, определенную по усмотрению организации в качестве определенного не договором рискового компонента, который не является отдельно идентифицируемым (см. пункты 6.3.7(a) и В6.3.8) на дату его определения по усмотрению организации, следует считать отвечающей данному требованию на указанную дату в том и только в том случае, если у организации имеются обоснованные ожидания, что эта альтернативная базовая ставка станет отдельно идентифицируемой в течение 24 месяцев. Период 24 месяца применяется к каждой альтернативной базовой ставке в отдельности и начинается с даты, когда организация впервые по своему усмотрению определяет эту альтернативную базовую ставку в качестве рискового компонента, определенного не договором (то есть период 24 месяца применяется к каждой отдельной ставке).
6.9.12 Если впоследствии у организации появятся обоснованные ожидания, что эта альтернативная базовая ставка не станет отдельно идентифицируемой в течение 24 месяцев с даты, когда организация впервые по собственному усмотрению определила ее в качестве рискового компонента, определенного не договором, организация должна прекратить применение требования пункта 6.9.11 к указанной альтернативной базовой ставке и прекратить учет хеджирования с даты такой переоценки перспективно для всех отношений хеджирования, в которых эта альтернативная базовая ставка была определена по усмотрению организации в качестве рискового компонента, определенного не договором.
6.9.13 Помимо отношений хеджирования, указанных в пункте 6.9.1, организация должна применять требования пунктов 6.9.11 и 6.9.12 к новым отношениям хеджирования, в которых альтернативная базовая ставка по усмотрению организации определяется в качестве рискового компонента, определенного не договором (см. пункты 6.3.7(a) и В6.3.8), когда вследствие реформы базовой процентной ставки данный рисковый компонент не является отдельно идентифицируемым на дату его определения по усмотрению организации.
После пункта 7.1.9 включить пункт 7.1.10 следующего содержания:
7.1.10 Документом "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", выпущенным в августе 2020 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, добавлены пункты 5.4.5 - 5.4.9, 6.8.13, Раздел 6.9 и пункты 7.2.43 - 7.2.46. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.
После пункта 7.2.42 включить подзаголовок и пункт 7.2.43 - 7.2.46 следующего содержания:
Переходные положения при применении документа "Реформа базовой процентной ставки - этап 2"
7.2.43 Организация должна применять документ "Реформа базовой процентной ставки - этап 2" ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением случаев, указанных в пунктах 7.2.44 - 7.2.46.
7.2.44 Организация должна определять по собственному усмотрению новые отношения хеджирования (например, как описано в пункте 6.9.13) только перспективно (то есть организации запрещено по собственному усмотрению определять новые отношения хеджирования в прошлых периодах). Однако организация должна восстановить прекращенные отношения хеджирования в том и только в том случае, если выполняются следующие условия:
(a) организация прекратила эти отношения хеджирования исключительно вследствие изменений, требуемых реформой базовой процентной ставки, и организация не была бы обязана прекращать эти отношения хеджирования, если бы настоящие поправки были применены в тот момент; и
(b) в начале отчетного периода, в котором организация впервые применяет настоящие поправки (дата первоначального применения настоящих поправок), такие прекращенные отношения хеджирования отвечают квалификационным критериям для применения учета хеджирования (если принять во внимание настоящие поправки).
7.2.45 Если при применении пункта 7.2.44 организация восстанавливает прекращенные отношения хеджирования, она должна исходить из того, что ссылки в пунктах 6.9.11 и 6.9.12 на дату, на которую альтернативная базовая ставка впервые определяется по усмотрению организации в качестве рискового компонента, определенного не договором, являются ссылками на дату первоначального применения настоящих поправок (то есть соответствующий период 24 месяца для этой альтернативной базовой ставки, определенной по усмотрению организации в качестве рискового компонента, определенного не договором, начинается с даты первоначального применения настоящих поправок).
7.2.46 Организация не обязана пересчитывать информацию за прошлые периоды для отражения применения настоящих поправок. Организация может произвести пересчет информации за прошлые периоды в том и только в том случае, если такой пересчет возможен без использования более поздней информации. Если организация не производит пересчет информации за прошлые периоды, она должна признать разницу между прежней балансовой стоимостью и балансовой стоимостью на начало годового отчетного периода, включающего в себя дату первоначального применения настоящих поправок, в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации) того годового отчетного периода, который включает дату первоначального применения настоящих поправок.
Поправки к МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"
Подпункт (а) пункта 102 М изложить в следующей редакции:
(а) перестает существовать неопределенность, возникающая в результате реформы базовой процентной ставки, в отношении хеджируемого риска и сроков возникновения и величины денежных потоков, основанных на базовой процентной ставке, по объекту хеджирования и инструменту хеджирования; и
После пункта 102N включить пункты 102О-102Z3 и заголовок перед пунктом 102Р, а также подзаголовки перед пунктами 102Р, 102V, 102Y и 102Z1 следующего содержания:
102О Организация должна перспективно прекратить применение пунктов 102Н и 102I при наступлении более раннего из следующих событий:
(a) когда изменения, требуемые реформой базовой процентной ставки, вносятся в соответствии с пунктом 102Р в часть риска, определенного не договором; или
(b) когда прекращаются отношения хеджирования, в которые по усмотрению организации определена часть риска, определенного не договором.
Дополнительные временные исключения, обусловленные реформой базовой процентной ставки
Учет хеджирования
102Р По мере того как и в тот момент когда к отношениям хеджирования прекращается применение требований, предусмотренных пунктами 102D-102I (см. пункты 102J-102O), организация должна скорректировать свое формализованное решение об определении этих отношений хеджирования согласно ранее оформленной документации, чтобы отразить изменения, требуемые реформой базовой процентной ставки, то есть изменения, соответствующие требованиям пунктов 5.4.6 - 5.4.8 МСФО (IFRS) 9. В данном случае решение организации об определении отношений хеджирования должно корректироваться только для внесения одного или нескольких из следующих изменений:
(a) определение по усмотрению организации альтернативной базовой ставки (определенной договором или определенной не договором) в качестве хеджируемого риска;
(b) изменение описания объекта хеджирования, включая описание определенной по усмотрению организации части хеджируемых денежных потоков или справедливой стоимости;
(c) изменение описания инструмента хеджирования; или
(d) изменение описания того, каким образом организация будет оценивать эффективность хеджирования.
102Q Организация также должна применять предусмотренное пунктом 102Р(с) требование, если выполняются три приведенных ниже условия:
(a) организация вносит изменение, требуемое реформой базовой процентной ставки, применяя подход, отличный от изменения основы для определения предусмотренных договором денежных потоков по инструменту хеджирования (как описано в пункте 5.4.6 МСФО (IFRS) 9);
(b) признание первоначального инструмента хеджирования не прекращается; и
(c) выбранный подход является экономически эквивалентным изменению основы для определения предусмотренных договором денежных потоков по первоначальному инструменту хеджирования (как описано в пунктах 5.4.7 и 5.4.8 МСФО (IFRS) 9).
102R Прекращение применения требований пунктов 102D-102I может произойти в разное время. Следовательно, при применении пункта 102Р организации, возможно, придется корректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования в разное время либо придется корректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования не один раз. Тогда и только тогда, когда вносится такое изменение в определенные по усмотрению организации отношения хеджирования, организация должна применять в зависимости от обстоятельств пункты 102V-102Z2. Организация также должна применять пункт 89 (в случае хеджирования справедливой стоимости) или пункт 96 (в случае хеджирования денежных потоков), чтобы учесть любые изменения справедливой стоимости объекта хеджирования или инструмента хеджирования.
102S Организация должна скорректировать отношения хеджирования, как того требует пункт 102Р, до конца отчетного периода, в течение которого было внесено требуемое реформой базовой процентной ставки изменение в хеджируемый риск, объект хеджирования или инструмент хеджирования. Во избежание сомнений такая корректировка формализованного решения по определению отношений хеджирования не является ни прекращением отношений хеджирования, ни определением новых отношений хеджирования.
102Т Если (как описано в пунктах 5.4.6 - 5.4.8 МСФО (IFRS) 9) в дополнение к изменениям, требуемым реформой базовой процентной ставки, вносятся изменения в финансовый актив или финансовое обязательство, определенные по усмотрению организации в отношения хеджирования, или (согласно требованию пункта 102Р) в решение об определении отношений хеджирования, организация должна сначала применить соответствующие требования настоящего стандарта, чтобы определить, приводят ли эти дополнительные изменения к прекращению учета хеджирования. Если такие дополнительные изменения не приводят к прекращению учета хеджирования, организация должна скорректировать формализованное решение по определению отношений хеджирования, как указано в пункте 102Р.
102U Пункты 102V-102Z3 предусматривают исключения в отношении только тех требований, которые указаны в данных пунктах. Организация должна применять все остальные требования настоящего стандарта в части учета хеджирования, включая квалификационные критерии в пункте 88, к отношениям хеджирования, на которые реформа базовой процентной ставки оказала непосредственное влияние.
Порядок учета квалифицируемых отношений хеджирования
Ретроспективная оценка эффективности
102V В целях проведения ретроспективной оценки эффективности отношений хеджирования на совокупной основе с применением пункта 88(e) и только для этой цели организация может принять решение обнулить значение совокупных изменений справедливой стоимости объекта хеджирования и инструмента хеджирования при прекращении применения пункта 102G в соответствии с требованиями пункта 102 М. Данное решение принимается отдельно для всех отношений хеджирования (то есть на индивидуальной основе).
Хеджирование денежных потоков
102W В целях применения пункта 97 следует считать, что в момент, когда организация вносит изменения в описание объекта хеджирования в соответствии с требованием пункта 102Р(b), сумма накопленной совокупной прибыли или убытка в составе прочего совокупного дохода основана на альтернативной базовой ставке, исходя из которой определяются хеджируемые будущие денежные потоки.
102Х Применительно к прекращенным отношениям хеджирования, когда в соответствии с требованиями реформы базовой процентной ставки меняется базовая процентная ставка, на основе которой были определены хеджируемые будущие денежные потоки, в целях применения пункта 101(c), чтобы определить, ожидается ли возникновение хеджируемых будущих денежных потоков, сумму, накопленную в составе прочего совокупного дохода по этим отношениям хеджирования, следует считать основанной на альтернативной базовой ставке, исходя из которой будут определяться хеджируемые будущие денежные потоки.
Группы объектов
102Y Когда организация применяет пункт 102Р к группам объектов, которые были определены по усмотрению организации в качестве объектов хеджирования в рамках хеджирования справедливой стоимости или хеджирования денежных потоков, организация должна распределить объекты хеджирования по подгруппам, исходя из хеджируемой базовой ставки, и определить эту базовую ставку в качестве хеджируемого риска для каждой подгруппы. Например, в тех отношениях хеджирования, где группа объектов хеджируется на случай изменения базовой процентной ставки и эта ставка затрагивается реформой базовой процентной ставки, возможно, что хеджируемые денежные потоки или справедливая стоимость некоторых объектов в группе будут изменены в целях соотнесения с альтернативной базовой ставкой ранее, чем будут изменены другие объекты в данной группе. В данном примере при применении пункта 102Р организация определила бы альтернативную базовую ставку в качестве хеджируемого риска для указанной подгруппы объектов хеджирования. Применительно к другой подгруппе объектов хеджирования организация продолжила бы по собственному усмотрению определять в качестве хеджируемого риска существующую базовую процентную ставку до тех пор, пока хеджируемые денежные потоки или справедливая стоимость этих объектов не будут изменены в целях соотнесения с альтернативой базовой ставкой или пока не истечет срок действия этих объектов и они не будут заменены объектами хеджирования, основанными на альтернативной базовой ставке.
102Z Организация должна отдельно оценивать каждую подгруппу на предмет того, отвечает ли она требованиям пунктов 78 и 83, чтобы быть квалифицируемым объектом хеджирования. Если какая-либо подгруппа не отвечает требованиям пунктов 78 и 83, организация должна перспективно прекратить учет хеджирования данных отношений хеджирования целиком. Организация также должна применять требования пунктов 89 и 96 для учета неэффективности, связанной с этими отношениями хеджирования как единого целого.
Определение по усмотрению организации финансовых статей в качестве объектов хеджирования
102Z1 Альтернативную базовую ставку, определенную по усмотрению организации в качестве части определенного не договором риска, который не является отдельно идентифицируемым (см. пункты 81 и AG99F) на дату его определения по усмотрению организации, следует считать отвечающей данному требованию на указанную дату в том и только в том случае, если у организации имеются обоснованные ожидания, что эта альтернативная базовая ставка станет отдельно идентифицируемой в течение 24 месяцев. Период 24 месяца применяется к каждой альтернативной базовой ставке в отдельности и начинается с даты, когда организация впервые по своему усмотрению определяет эту альтернативную базовую ставку в качестве части риска, определенного не договором (то есть период 24 месяца применяется к каждой отдельной ставке).
102Z2 Если впоследствии у организации появятся обоснованные ожидания, что эта альтернативная базовая ставка не станет отдельно идентифицируемой в течение 24 месяцев с даты, когда организация впервые по собственному усмотрению определила ее в качестве части риска, определенного не договором, организация должна прекратить применение требования пункта 102Z1 к указанной альтернативной базовой ставке и прекратить учет хеджирования с даты такой переоценки перспективно для всех отношений хеджирования, в которых эта альтернативная базовая ставка была определена по усмотрению организации в качестве части риска, определенного не договором.
102Z3 Помимо отношений хеджирования, указанных в пункте 102Р, организация должна применять требования пунктов 102Z1 и 102Z2 к новым отношениям хеджирования, в которых альтернативная базовая ставка по усмотрению организации определяется в качестве части риска, определенного не договором (см. пункты 81 и AG99F), когда вследствие реформы базовой процентной ставки данная часть риска не является отдельно идентифицируемой на дату ее определения по усмотрению организации.
После пункта 108G включить пункты 108Н-108К следующего содержания:
108Н Документом "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", выпущенным в августе 2020 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, добавлены пункты 102O-102Z3 и 108I-108К и внесены изменения в пункт 102М. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением случаев, указанных в пунктах 108I-108K.
108I Организация должна определять по собственному усмотрению новые отношения хеджирования (например, как описано в пункте 102Z3) только перспективно (то есть организации запрещено по собственному усмотрению определять новые отношения хеджирования в прошлых периодах). Однако организация должна восстановить прекращенные отношения хеджирования в том и только в том случае, если выполняются следующие условия:
(a) организация прекратила эти отношения хеджирования исключительно вследствие изменений, требуемых реформой базовой процентной ставки, и организация не была бы обязана прекращать эти отношения хеджирования, если бы настоящие поправки применялись в тот момент; и
(b) в начале отчетного периода, в котором организация впервые применяет настоящие поправки (дата первоначального применения настоящих поправок), такие прекращенные отношения хеджирования отвечают квалификационным критериям для применения учета хеджирования (если принять во внимание настоящие поправки).
108J Если при применении пункта 108I организация восстанавливает прекращенные отношения хеджирования, она должна исходить из того, что ссылки в пунктах 102Z1 и 102Z2 на дату, на которую альтернативная базовая ставка впервые определяется по усмотрению организации в качестве части риска, определенного не договором, являются ссылками на дату первоначального применения настоящих поправок (то есть период 24 месяца для этой альтернативной базовой ставки, определенной по усмотрению организации в качестве части риска, определенного не договором, начинается с даты первоначального применения настоящих поправок).
108К Организация не обязана пересчитывать информацию за прошлые периоды для отражения применения настоящих поправок. Организация может произвести пересчет информации за прошлые периоды в том и только в том случае, если такой пересчет возможен без использования более поздней информации. Если организация не производит пересчет информации за прошлые периоды, она должна признать разницу между прежней балансовой стоимостью и балансовой стоимостью на начало годового отчетного периода, включающего в себя дату первоначального применения настоящих поправок, в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации) того годового отчетного периода, который включает дату первоначального применения настоящих поправок.
Поправки к МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"
После пункта 24Н включить пункты 24I-24J и подзаголовок перед пунктом 24I следующего содержания:
Дополнительное раскрытие информации, связанное с реформой базовой процентной ставки
24I Чтобы позволить пользователям финансовой отчетности понять влияние реформы базовой процентной ставки на финансовые инструменты организации и ее стратегию управления рисками, организация должна раскрыть следующую информацию:
(а) характер и размер рисков, которым организация подвержена в связи с финансовыми инструментами, затронутыми реформой базовой процентной ставки, и то, каким образом организация управляет этими рисками; и
(b) прогресс организации в реализации перехода к альтернативным базовым ставкам и то, каким образом организация управляет данным переходом.
24J Для достижения целей, изложенных в пункте 24I, организация должна раскрыть следующую информацию:
(a) то, каким образом организация осуществляет переход к альтернативным базовым ставкам, ее прогресс на отчетную дату и возникающие по финансовым инструментам риски, которым она подвержена в связи с этим переходом;
(b) количественную информацию о финансовых инструментах, по которым на конец отчетного периода переход к альтернативной базовой ставке еще предстоит осуществить, с разбивкой на значительные базовые процентные ставки, затронутые реформой базовой процентной ставки, и с отдельным представлением:
(i) непроизводных финансовых активов;
(ii) непроизводных финансовых обязательств; и
(iii) производных инструментов; и
(c) если риски, указанные в пункте 24J(a), привели к изменению стратегии организации по управлению рисками (см. пункт 22А), описание этих изменений.
После пункта 44DF включить пункты 44GG - 44HH следующего содержания:
44GG Документом "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", выпущенным в августе 2020 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, добавлены пункты 24I-24J и 44НН. Организация должна применить данные поправки одновременно с применением поправок к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 4 или МСФО (IFRS) 16.
44НН В отчетном периоде, в котором организация впервые применяет документ "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", организация не обязана раскрывать информацию, которая в противном случае требовалась бы пунктом 28(f) МСФО (IAS) 8.
Поправки к МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования"
После пункта 20Q включить пункты 20R-20S и подзаголовок перед пунктом 20R следующего содержания:
Изменение основы для определения предусмотренных договором денежных потоков в результате реформы базовой процентной ставки
20R Страховщик, применяющий временное освобождение от применения МСФО (IFRS) 9, должен применять требования в пунктах 5.4.6 - 5.4.9 МСФО (IFRS) 9 к финансовому активу или финансовому обязательству в том и только в том случае, если основа для определения предусмотренных договором денежных потоков по этому финансовому активу или финансовому обязательству изменяется в результате реформы базовой процентной ставки. Для этой цели термин "реформа базовой процентной ставки" означает общерыночную реформу базовой процентной ставки согласно описанию в пункте 102В МСФО (IAS) 39.
20S Для целей применения пунктов 5.4.6 - 5.4.9 поправок к МСФО (IFRS) 9 ссылки на пункт В5.4.5 МСФО (IFRS) 9 необходимо рассматривать как ссылки на пункт AG7 МСФО (IAS) 39. Ссылки на пункты 5.4.3 и В5.4.6 МСФО (IFRS) 9 необходимо рассматривать как ссылки на пункт AG8 МСФО (IAS) 39.
После пункта 49 включить пункты 50-51 следующего содержания:
50 Документом "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", выпущенным в августе 2020 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, добавлены пункты 20R-20S и пункт 51. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт. Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением случаев, указанных в пункте 51.
51 Организация не обязана пересчитывать информацию за прошлые периоды для отражения применения настоящих поправок. Организация может произвести пересчет информации за прошлые периоды в том и только в том случае, если такой пересчет возможен без использования более поздней информации. Если организация не производит пересчет информации за прошлые периоды, она должна признать разницу между прежней балансовой стоимостью и балансовой стоимостью на начало годового отчетного периода, включающего в себя дату первоначального применения настоящих поправок, в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации) того годового отчетного периода, который включает дату первоначального применения настоящих поправок.
Поправки к МСФО (IFRS) 16 "Аренда"
После пункта 103 включить пункты 104 - 106 и заголовок перед пунктом 104 следующего содержания:
Временные исключения, обусловленные реформой базовой процентной ставки
104 Арендатор должен применять пункты 105-106 ко всем модификациям договора аренды, которые приводят к изменению основы для определения будущих арендных платежей в результате реформы базовой процентной ставки (см. пункты 5.4.6 и 5.4.8 МСФО (IFRS) 9). Данные пункты применяются только к таким модификациям договора аренды. Для этой цели термин "реформа базовой процентной ставки" означает общерыночную реформу базовой процентной ставки согласно описанию в пункте 6.8.2 МСФО (IFRS) 9.
105 В качестве упрощения практического характера арендатор должен применять пункт 42, чтобы учитывать модификацию договора аренды, обусловленную реформой базовой процентной ставки. Данное упрощение практического характера применяется только к таким модификациям. Для этой цели модификация договора аренды требуется реформой базовой процентной ставки в том и только в том случае, если соблюдаются оба приведенных ниже условия:
(a) необходимость модификации является прямым следствием реформы базовой процентной ставки;и
(b) новая основа для определения арендных платежей является экономически эквивалентной прежней основе (то есть основе, используемой непосредственно перед модификацией).
106 Однако, если в дополнение к модификациям договора аренды, требуемым реформой базовой процентной ставки, происходят другие модификации договора аренды, арендатор должен применять соответствующие требования настоящего стандарта, чтобы учитывать все модификации договора аренды, осуществляемые одновременно, включая модификации договора аренды, требуемые реформой базовой процентной ставки.
После пункта С1А включить пункт С1В следующего содержания:
С1В Документом "Реформа базовой процентной ставки - этап 2", выпущенным в августе 2020 года, который внес поправки в МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16, добавлены пункты 104-106 и C20C-C20D. Организация должна применять данные поправки в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применит данные поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.
После пункта С20В включить пункты C20C-C20D и подзаголовок перед пунктом С20С следующего содержания:
"Реформа базовой процентной ставки - этап 2"
С20С Организация должна применять данные поправки ретроспективно в соответствии с МСФО (IAS) 8, за исключением случаев, указанных в пункте C20D.
C20D Организация не обязана пересчитывать информацию за прошлые периоды для отражения применения настоящих поправок. Организация может произвести пересчет информации за прошлые периоды в том и только в том случае, если такой пересчет возможен без использования более поздней информации. Если организация не производит пересчет информации за прошлые периоды, она должна признать разницу между прежней балансовой стоимостью и балансовой стоимостью на начало годового отчетного периода, включающего в себя дату первоначального применения настоящих поправок, в составе вступительного сальдо нераспределенной прибыли (или другого компонента собственного капитала, в зависимости от ситуации) того годового отчетного периода, который включает дату первоначального применения настоящих поправок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен документ МСФО "Реформа базовой процентной ставки - этап 2 (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16)".
Документ введен в действие на территории России приказом Минфина от 17 февраля 2021 г. Речь идет о замене существующих базовых процентных ставок на RFR.
Документ Международных стандартов финансовой отчетности "Реформа базовой процентной ставки - этап 2 (Поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IAS) 39, МСФО (IFRS) 7, МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 16)"
Введен в действие приказом Минфина России от 17 февраля 2021 г. N 23н
Вступает в силу на территории Российской Федерации с 22 марта 2021 г.
Текст документа официально опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 22 марта 2021 г. N 0001202103220028