Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 февраля 2021 г. N 03-08-05/12639
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу распределения доходов и расходов между головным офисом и постоянным представительством немецкой организации, расположенным на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
Налогообложение прибыли иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, осуществляется в порядке, установленном главой 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), с учетом положений международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для таких иностранных организаций согласно статьям 247 и 307 Кодекса признается прибыль, которая определяется как разность между всеми относящимися к постоянному представительству доходами и всеми произведенными этим постоянным представительством расходами, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. В свою очередь, документально подтвержденными расходами признаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
В соответствии с пунктом 9 статьи 307 Кодекса, если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории Российской федерации в соответствии с Кодексом или положениями международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения приводит к возникновению на территории Российской Федерации постоянного представительства, определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в Российской Федерации, производится с учетом выполняемых в Российской Федерации функций, используемых активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков.
Указанные в пункте 9 статьи 307 Кодекса обстоятельства принимаются во внимание при распределении доходов и расходов между иностранной организацией и ее постоянным представительством в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 313 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Следовательно, доходы и расходы иностранной организации, осуществляющей свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, определяются на основе принятой и закрепленной в соответствующих документах методики определения доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Аналогичные положения в отношении порядка исчисления налогооблагаемой прибыли немецкой компании, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, содержатся в статье 7 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение).
В соответствии со статьей 7 Соглашения, в случае если предприятие одного Договаривающегося Государства осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство, с учетом положений пункта 2 статьи 7 Соглашения в каждом Договаривающемся Государстве к этому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно осуществляло такую же или аналогичную деятельность при таких же или аналогичных условиях, будучи самостоятельным предприятием и полностью независимым от предприятия, постоянным представительством которого оно является.
Согласно пункту 3 статьи 7 Соглашения при исчислении прибыли постоянного представительства расходы, понесенные для нужд такого постоянного представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, подлежат вычету независимо от того, возникли ли они в Государстве, в котором расположено постоянное представительство, или где-либо в другом месте.
При этом пунктом 6 статьи 7 Соглашения установлено, что при применении положений предыдущих пунктов статьи 7 Соглашения прибыль, относящаяся к постоянному представительству, каждый год должна быть исчислена одним и тем же методом, если только не имеется достаточных причин для его изменения.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как распределяются доходы и расходы между головным офисом и постоянным представительством немецкой организации, расположенным в России.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 февраля 2021 г. N 03-08-05/12639
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 19 марта 2021 г. N 10