Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(справочное)
Анализ заинтересованных сторон
Б.1 Определение и назначение анализа заинтересованных сторон
Анализ группы заинтересованных сторон - это выявление их заинтересованности в конкретном объекте, а также оценка их отношения к нему. Существуют различные причины заинтересованности этих сторон в бизнес-деятельности конкретной компании, а именно:
- необходимость: заинтересованные стороны должны предоставлять компании ресурсы, например налогоплательщиков внутри страны;
- взаимные выгоды/взаимодействия: участники мероприятий (например, сотрудники компании, ее руководство, клиенты, поставщики и т.п.) получают за них (реальные) поощрения;
- идентификация или признание: группа заинтересованных сторон отождествляет себя с ценностями, нормами или убеждениями, которые существуют, например в некоммерческой организации.
Типичными группами заинтересованных сторон для компании являются:
- поставщики;
- клиенты;
- сотрудники компании;
- менеджеры;
- владельцы;
- органы государственного управления (на уровне городов, регионов, федеральных структур);
- органы (налоговые, надзорные);
- конкуренты;
- местные сообщества/жители;
- неправительственные организации;
- объединения;
- широкая общественность.
Б.2 Проведение анализа групп заинтересованных сторон
Анализ групп заинтересованных сторон должен состоять из следующих этапов:
а) сбор информации о соответствующих группах заинтересованных сторон;
б) определение степени влияния различных групп заинтересованных сторон;
в) определение наиболее важных групп заинтересованных сторон, их потребностей и проблематики.
Б.2.1 Определение наиболее важных групп заинтересованных сторон
Рабочая группа по устойчивому менеджменту должна подготовить обзор информации о группах заинтересованных сторон, которые наиболее важны для компании. При этом может оказаться полезным рассмотрение следующих вопросов:
- Какие группы играют существенную формальную или неформальную роль при разработке политик и стратегий компании?
- Какие группы требуют к себе особого внимания и всегда выставляют на передний план?
- Существуют ли группы заинтересованных сторон, действия и реакции которых возникают как прямой результат действующей в компании политики или стратегии?
- Существуют ли организации, с которыми у компании установлены тесные взаимоотношения и которые могут влиять на объекты компании?
- Кто заинтересован в развитии компании, ее инфраструктуры, предприятий и обработке коммерческих данных?
Группы заинтересованных сторон часто графически объединяют в диаграмму групп заинтересованных сторон (см. рисунок Б.1) вокруг компании, изображенной в центре диаграммы.
Б.2.2 Определение влияния отдельных групп заинтересованных сторон
Следующий этап состоит в оценке влияния, оказываемого каждой группой заинтересованных сторон на компанию, и насколько влияет деятельность компании на эти группы.
Для отображения влияния групп заинтересованных сторон и воздействия на эти группы можно использовать матрицу, приведенную на рисунке Б.2.
Б.2.3 Определение наиболее важных групп заинтересованных сторон, их потребностей и проблематики
В таблице Б.1 приведены примеры групп заинтересованных сторон, которые могут влиять на компанию, возможная проблематика и области действий, а также меры, которые могут быть использованы для достижения целей компании.
Рисунок Б.1 - Графическое представление групп заинтересованных сторон
Рисунок Б.2 - Формирование матрицы групп заинтересованных сторон
Таблица Б.1 - Перечень групп заинтересованных сторон с возможными проблематиками и областью действия
Группы заинтересованных сторон |
Проблематика/ области действия |
Цели/выгоды |
Возможные меры, необходимые для принятия |
Финансовые стороны |
Репутация |
Снижение эксплуатационных расходов |
Меры по повышению эффективности использования энергии и материалов |
Общество |
Репутация |
Повышение имиджа компании |
Более интенсивные связи со специализированной и региональной прессой по тематике устойчивого менеджмента |
Клиенты |
Честная конкуренция |
Предотвращение ценового сговора |
Рекомендации компании с соответствующими нормативами; повышение информированности персонала компании |
Общество/ Неправительственные организации |
Рациональное использование ресурсов |
Снижение объема используемых материалов; использование возобновляемых ресурсов |
Снижение объема заказов. Проверка возможности получения экологических выгод за счет использования синтетических материалов из возобновляемых ресурсов |
Общество/ Неправительственные организации |
Предотвращение нагрузки на окружающую среду |
Снижение энергопотребления; повышение доли возобновляемых ресурсов |
Выполнение систематических проверок энергии. Расширение использования существующих фотоэлектрических систем |
Общество/ Неправительственные организации |
Изменение климата |
Предотвращение разрушений, вызываемых наводнениями и штормами |
Оценка риска наводнений и штормов и разработка соответствующих профилактических мер с помощью: - установки систем безопасности в компании/на территории компании; - поддержки профилактических мер, предпринимаемых обществом (например, перенаправления потоков) |
Общество/ Неправительственные организации |
Сохранение биологических видов и биологического разнообразия |
Повышение качества местных жилых помещений |
Связь с местными неправительственными организациями и определение направленности для областей деятельности Если это возможно, то поддержка выбранных программ защиты выбранных мест обитания и защиты биологических видов местными неправительственными организациями |
Органы власти |
Предотвращение нагрузки на окружающую среду |
Снижение отходов: повышение доли вторичной переработки материалов |
Принятие мер по совершенствованию процедур вторичной переработки материалов |
Сотрудники компании |
Демографические изменения |
Повышение привлекательности для заказчиков; привлечение более молодых сотрудников; увеличение рабочего стажа и/или снижение текучести кадров |
Введение интенсивного маркетинга персонала, например путем рекламы в школах и высших учебных заведениях; введение новых мест для стажеров и практикантов; продолжение разработки мер по повышению кадровой стабильности |
Сотрудники компании |
Здоровье и безопасность |
Снижение числа рабочих дней, потерянных из-за заболеваний персонала |
Стимулирование спортивной и досуговой деятельности; взаимодействие со спортивными клубами |
Государство/ сотрудники компании |
Условия труда и социальная защита |
Повышение гармоничных отношений между работой и семьей; увеличение числа женщин в Совете директоров компании |
Активная поддержка сотрудников компании, нуждающихся в уходе за детьми. Предварительное планирование компанией детского дошкольного учреждения |
Поставщики |
Социальная ответственность |
Улучшение условий труда и экологической ответственности поставщиков, в том числе поставщиков, участвующих в процессе устойчивого менеджмента |
Исследование и оценка работ и условий защиты окружающей среды для основных поставщиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.