Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1087770-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части уточнения признаков нахождения юридического лица под контролем иностранного инвестора),
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 1087770-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он подготовлен в соответствии с пунктом 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 19 октября 2015 г. об усилении работы по выявлению сделок, допускающих возможность управления отечественными рыбодобывающими организациями и установления контроля над ними со стороны иностранных граждан и иностранных юридических лиц и направлен на снижение степени зависимости от иностранных инвесторов юридических лиц, осуществляющих добычу (вылов) водных биологических ресурсов, относящуюся к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 40 статьи 6 Закона об иностранных инвестициях деятельность по вылову водных биоресурсов признается деятельностью, имеющей стратегическое значение. В связи с этим частью 3 статьи 11 Закона о рыболовстве установлено, что юридические лица, находящееся под контролем иностранного инвестора, вправе осуществлять вылов водных биоресурсов в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении таких лиц установлен в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях.
Согласно статье 7 Закона об иностранных инвестициях сделки, которые приводят к установлению контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, осуществляющим вид деятельности, имеющий стратегическое значение, подлежат предварительному согласованию с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
В свою очередь, частью 1 статьи 15 Закона об иностранных инвестициях предусмотрено, что сделки, указанные в статье 7 данного закона и совершенные с нарушением его требований, ничтожны.
Исходя из положений статьи 5 Закона об иностранных инвестициях, устанавливающей признаки нахождения стратегического общества под контролем иностранного инвестора, одним из формальных признаков наличия контроля иностранного инвестора над стратегическим обществом, не требующим проведения анализа фактических взаимоотношений между иностранным инвестором и стратегическим обществом, является наличие у иностранного инвестора права прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал стратегического общества.
При этом в настоящее время Закон об иностранных инвестициях содержит положения, в силу которых стратегическое общество признается находящимся под контролем иностранного инвестора в том числе и при наличии у иностранного инвестора "неконтрольной" (до 50% включительно) доли участия в уставном капитале такого общества. Контроль иностранного инвестора над стратегическим обществом возникает в силу наличия у иностранного инвестора иной возможности определять решения органов управления такого общества.
В ходе правоприменительной практики неоднократно были выявлены подобные случаи, в том числе в рыбодобывающей отрасли.
Учитывая изложенное, законопроект предусматривает внесение изменений в Закон о рыболовстве и Закон об иностранных инвестициях в части снижения доли участия иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в уставном капитале рыбодобывающей организации с более чем 50% до 25% и более, при которой рыбодобывающая организация считается находящейся под контролем иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор.
При этом предложенные законопроектом изменения не запрещают иностранное участие в российских рыбодобывающих организациях с долей свыше 50%, а лишь "снижают порог" участия иностранного инвестора в рыбодобывающих организациях, не требующий получения предварительного согласования (аналогичные требования установлены в настоящее время Законом об иностранных инвестициях в отношении российских обществ, осуществляющих геологическое изучение и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения).
Проектируемые законопроектом изменения Закона о рыболовстве и Закона об иностранных инвестициях являются одним из способов устранения рисков возникновения полной материально-технической и финансовой зависимости российских рыбодобывающих организаций от иностранных компаний, поскольку иностранный инвестор, владея долей 25% и более (но не более 50%), имеет возможность блокировать решения органов управления российской рыбодобывающей организации: Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "Об акционерных обществах" позволяют устанавливать в учредительных документах общества требования о необходимости одобрения всех или большинства решений, в том числе по вопросам ведения предпринимательской деятельности, абсолютным или квалифицированным большинством голосов акционеров (участников) общества, а также единогласно. Тем самым иностранный инвестор получает фактически возможность так называемого "негативного" контроля над российской рыбодобывающей организацией.
Объем прав акционеров (участников) хозяйственного общества зависит от принадлежащих им голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал общества. Соответственно, чем больше доля участия лица в хозяйственном обществе, тем большим объемом корпоративных прав он обладает в отношении такого общества.
В связи с вводимой нормой законопроектом также уточняются признаки контроля, установленные статьей 14 Закона о рыболовстве.
Кроме того, законопроект направлен на уточнение отдельных положений Закона о рыболовстве в части распространения запретов и ограничений на вылов водных биоресурсов для рыбодобывающих организаций, находящихся под контролем не только иностранных инвесторов, но и их группы лиц.
Законопроектом предусматривается, что в течение 365 дней со дня вступления его в силу иностранные инвесторы, владеющие акциями (долями) в уставном капитале рыбодобывающей организации в размере более чем 25%, но не более чем 50% акций (долей) такой организации, обязаны подать ходатайство о согласовании установления контроля в порядке, предусмотренном Законом об иностранных инвестициях, или снизить долю своего участия в уставных капиталах таких организаций до уровня менее 25% акций (долей).
Непредставление в ФАС России ходатайства о согласовании установления контроля и (или) неосуществление иностранным инвестором действий по отчуждению принадлежащих ему голосующих акций (долей) рыбодобывающей организации в предусмотренный законопроектом срок будет выступать основанием для лишения иностранного инвестора или группы лиц, в которую входит иностранный инвестор, в судебном порядке по иску ФАС России права голоса на общем собрании акционеров (участников) рыбодобывающей организации.
Принадлежащие такому иностранному инвестору или такой группе лиц голоса не будут учитываться при определении кворума общего собрания акционеров (участников) такого юридического лица и подсчете голосов на общем собрании акционеров (участников) такого юридического лица.
Применение указанных последствий к случаям несоблюдения устанавливаемых законопроектом требований позволит отстранить недобросовестного иностранного инвестора от управления рыбодобывающей организацией и одновременно позволит такой организации продолжить осуществлять деятельность по вылову водных биоресурсов.
Поддерживая актуальность предлагаемого законопроектом регулирования, Комитет считает целесообразным рассмотреть вопрос о включении деятельности по использованию лесов в перечень стратегически значимых видов деятельности, участие в которых иностранного капитала требует особого контроля со стороны государства.
Отнесение использования лесов к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, связано с выявлением контролирующими органами многочисленных случаев нарушений природоохранного и лесного законодательства, допускаемых организациями, подконтрольными иностранным инвесторам. Указанное предложение направлено на упорядочивание деятельности таких организаций и предоставление государству дополнительных механизмов контроля за поведением участников рынка.
Вместе с тем, это предложение целесообразно реализовать в рамках отдельного законопроекта.
С учётом изложенного, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 1087770-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.