В соответствии с требованиями части 2 подпункта "е" пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции", руководствуясь Указом Губернатора города Севастополя от 31.10.2020 N 90-УГ "О структуре исполнительных органов государственной власти города Севастополя", Положением о Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 568-ПП, в целях обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя.
2. Начальнику общего отдела Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя Кохановой Н.В. обеспечить ознакомление сотрудников Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя с настоящим приказом.
3. Признать утратившими силу:
- приказ Департамента сельского хозяйства города Севастополя от 20.02.2019 N 45 "Об утверждении Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Департаменте сельского хозяйства города Севастополя";
- приказ Главного управления потребительского рынка и лицензирования Севастополя от 21.02.2019 N 19-П "О системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Главном управлении потребительского рынка и лицензирования Севастополя".
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор Департамента |
В.М. Кирпичников |
Утверждено
приказом Департамента
сельского хозяйства и
потребительского рынка
города Севастополя
от 03.03.2021 N 47-П
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее - Департамент) требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
1) обеспечение соответствия деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
2) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Департамента.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
1) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства;
2) управление выявленными рисками нарушения антимонопольного законодательства;
3) контроль за соответствием деятельности Департамента требованиям антимонопольного законодательства;
4) оценка эффективности функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса Департамент руководствуется следующими принципами:
1) заинтересованность руководства Департамента в эффективности антимонопольного комплаенса;
2) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
3) обеспечение информационной открытости функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса;
4) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Департаменте;
5) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль за организацией антимонопольного комплаенса и обеспечением его функционирования осуществляется директором Департамента, который:
1) утверждает Положение об антимонопольном комплаенсе;
2) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение сотрудниками Департамента правил антимонопольного комплаенса;
3) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
4) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
5) утверждает карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента и ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
6) утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента;
7) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, возлагаются на отдел правового обеспечения Департамента (далее - уполномоченное подразделение).
2.3. К компетенции уполномоченного подразделения относятся следующие функции:
1) подготовка и представление директору Департамента на утверждение Положения об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в Положение об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Департамента, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2) подготовка и внесение директору Департамента на утверждение карты рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента;
3) определение и внесение директору Департамента на утверждение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
4) подготовка и внесение директору Департамента на утверждение плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента;
5) подготовка для подписания директором Департамента и согласования с коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
6) консультирование сотрудников Департамента по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
7) организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Департамента по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
8) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
9) выявление конфликта интересов в деятельности гражданских служащих Департамента, разработка предложений по их исключению;
10) информирование директора Департамента о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
11) инициирование проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности сотрудников Департамента требованиям антимонопольного законодательства, и участие в них в порядке, установленном действующим законодательством и правовыми актами Департамента.
2.4. К компетенции иных структурных подразделений Департамента относится информирование директора Департамента о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.5. Функции коллегиального органа возлагаются на Общественный совет при Департаменте.
2.6. К функциям коллегиального органа относится:
1) рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2) рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Порядок выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении Департаментом своей деятельности
3.1. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства в Департаменте осуществляется уполномоченным подразделением Департамента.
3.2. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченное подразделение Департамента в срок не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, проводится:
1) анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Департамента за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);
2) анализ нормативных правовых актов Департамента;
3) анализ проектов нормативных правовых актов Департамента;
4) мониторинг и анализ практики применения Департаментом антимонопольного законодательства;
5) проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.3. При проведении (не реже одного раза в год) анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Департамента реализовываются следующие мероприятия:
1) осуществление сбора сведений в структурных подразделениях Департамента о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
2) составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в Департаменте. Перечень нарушений антимонопольного законодательства должен содержать сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства, отдельно по каждому нарушению, и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Департаментом на недопущение повторения нарушения.
3.4. При проведении (не реже одного раза в год) анализа нормативных правовых актов Департамента реализовываются следующие мероприятия:
1) разработка и размещение на официальном сайте Департамента на Портале органов государственной власти Севастополя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) исчерпывающего перечня нормативных правовых актов Департамента (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне (в срок не позднее мая отчетного года);
2) обеспечение размещения на официальном сайте уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в срок не позднее мая отчетного года);
3) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов (в период с мая по август отчетного года);
4) представление директору Департамента сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Департамента (в срок не позднее сентября отчетного года).
3.5. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов реализовываются следующие мероприятия (в течение отчетного года):
1) обеспечение размещения на официальном сайте (размещение на официальном сайте Правительства Севастополя в разделе оценки регулирующего воздействия приравнивается к такому размещению) проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
2) осуществление сбора и проведение оценки поступивших замечаний и предложений организаций и граждан по проекту нормативного правового акта.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Департаменте реализовываются следующие мероприятия:
1) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Департаменте;
2) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной в подпункте 1 настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Департаменте.
3.7. Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства отражаются в карте рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента согласно разделу 4 Положения.
3.8. Выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства и присвоение каждому риску нарушения антимонопольного законодательства соответствующего уровня риска осуществляется по результатам оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, включающей в себя следующие этапы: идентификации риска нарушения антимонопольного законодательства, анализа риска нарушения антимонопольного законодательства и сравнительной оценки риска нарушения антимонопольного законодательства.
3.9. Распределение выявленных рисков нарушения антимонопольного законодательства по уровням осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р.
3.10. В случае если в ходе выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства обнаруживаются признаки коррупционных рисков, наличия конфликта интересов либо нарушения правил служебного поведения при осуществлении гражданскими служащими Департамента контрольно-надзорных функций, указанные материалы подлежат передаче директору Департамента. Обеспечение мер по минимизации коррупционных рисков в таких случаях осуществляется в порядке, установленном внутренними документами Департамента.
3.11. Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства отражаются в карте рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента в порядке убывания уровня рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.12. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента
4.1. В карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента включаются:
- выявленные риски (их описание);
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков.
4.2. Карта рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента утверждается директором Департамента в срок не позднее 01 апреля отчетного года (приложение N 1 к настоящему Положению).
5. План мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента
5.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента (далее - План). План подлежит пересмотру в случае внесения изменений в карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента.
5.2. План утверждается директором Департамента в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия (приложение N 2 к настоящему Положению).
5.3. Уполномоченное подразделение Департамента на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения мероприятий Плана.
5.4. Информация об исполнении Плана подлежит включению в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которой происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства в течение отчетного периода.
Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса устанавливаются как для уполномоченного подразделения, так и для Департамента в целом.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления рисками нарушения антимонопольного законодательства. Такие количественные значения (параметры) могут быть выражены как в абсолютных значениях (единицы, штуки), так и в относительных значениях (проценты, коэффициенты).
6.4. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются уполномоченным подразделением Департамента и утверждаются директором Департамента на отчетный год ежегодно в срок не позднее 01 апреля отчетного года.
6.5. Уполномоченное подразделение Департамента ежегодно проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Департаменте антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также утвержденные директором Департамента на отчетный период:
1) карту рисков нарушения антимонопольного законодательства Департамента;
2) ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
3) план мероприятий ("дорожную карту") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать:
- информацию о результатах проведенной оценки рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
- информацию об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения Департаментом антимонопольного законодательства;
- информацию о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе не реже одного раза в год направляется уполномоченным подразделением Департамента на согласование в коллегиальный орган.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, согласованный коллегиальным органом, должен быть размещен на официальном сайте.
9. Ознакомление сотрудников Департамента с антимонопольным комплаенсом. Проведение обучения требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса
9.1. Общий отдел Департамента обеспечивает ознакомление с настоящим Положением государственных гражданских служащих Департамента и граждан Российской Федерации при поступлении на государственную гражданскую службу в Департамент.
9.2. Отдел правового обеспечения Департамента не реже одного раза в год проводит обучающие мероприятия с сотрудниками Департамента по изучению требований антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
9.3. Информация о проведении ознакомления сотрудников Департамента с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
10. Ответственность
10.1. Уполномоченное подразделение Департамента несет ответственность за организацию и функционирование антимонопольного комплаенса в Департаменте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10.2. Сотрудники Департамента несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение внутренних документов Департамента, регламентирующих процедуры и мероприятия антимонопольного комплаенса.
Приложение N 1
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольного комплаенса)
в Департаменте сельского хозяйства и
потребительского рынка города Севастополя
Карта рисков
нарушения антимонопольного законодательства
Департамента сельского хозяйства и потребительского
рынка города Севастополя на 20__год
N |
Выявленные риски нарушения антимонопольного законодательства |
Описание рисков нарушения антимонопольного законодательства |
Причины возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков нарушения |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков нарушения антимонопольного законодательства |
Вероятность повторного возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Приложение N 2
к Положению об организации
системы внутреннего обеспечения
соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольного комплаенса) в
Департаменте сельского хозяйства и
потребительского рынка города Севастополя
План мероприятий ("дорожная карта")
по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
Департамента сельского хозяйства и потребительского
рынка города Севастополя на 20 __ год
N |
Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства |
Описание действий |
Ответственный исполнитель |
Срок исполнения |
Показатель результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка г. Севастополя от 3 марта 2021 г. N 47-П "Об утверждении Положения об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольного комплаенса) в Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя"
Вступает в силу с 3 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Правительства Севастополя (https://sev.gov.ru/) 3 марта 2021 г.