Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к постановлению
администрации Города Томска
от 18.03.2021 N 177
IV.II. Анализ текущей ситуации
Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов, определенных на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и обеспечивающих создание эффективной конкурентной экономики и рост благосостояния населения.
Подпрограмма развития малого и среднего предпринимательства является механизмом достижения целей и задач, изложенных в стратегических документах различных уровней, в частности, целевого вектора "Благоприятные условия для деловой и социальной инициативы", определенной в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, в рамках направления "Рост благосостояния населения на основе инновационного развития экономики".
Значимость предпринимательства для социально-экономического развития Города Томска определяется такими факторами, как способность активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать влияние на диверсификацию экономики, формирование конкурентной среды, увеличение доходной базы муниципального бюджета. Развитие сферы предпринимательства оказывает влияние на формирование общих экономических показателей в различных отраслях экономики Томской области и Города Томска.
Структура организаций и их разбивка по отраслям экономики:
По состоянию на 01.01.2021 на территории Города Томска было зарегистрировано 20549 организаций и 13547 индивидуальных предпринимателей. Большая часть организаций относится к малым и микропредприятиям, в 2020 году их количество составило 17738 ед. (86,3% от общего количества организаций). Количество средних предприятий на 01.01.2021 составило 78 ед.
К развивающимся направлениям малого и среднего бизнеса относятся: IT-сфера и современные технологии, интернет-торговля, сфера бытовых услуг населению, консультационные и образовательные услуги. В ближайшие годы положительная динамика развития МСП по этим направлениям сохранится.
Из общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства Города Томска (всего - 31363 ед.) 35,7% (или - 11212 ед.) организаций занимаются торговой деятельностью, 26,7% (или - 8681 ед.) организаций занимаются деятельностью в сфере оказания услуг, 12,7% (или - 4123 ед.) оказывают услуги по транспорту и связи, 8,8% (или - 2869 ед.) осуществляют строительную деятельность, 7,7% (или - 2495 ед.) занимаются производством промышленной продукции и 6,1% (или - 1983 ед.) занимаются прочими видами деятельности.
Занятость в Городе Томске:
На 01.10.2020 численность постоянного населения Города Томска составила - 590771 человек. По предварительным статистическим данным, численность работников крупных и средних организаций в 2020 году составила 139,9 тыс. работников, численность работников занятых на малых и микро предприятиях в 2020 году составила 94,7 тыс. работников, занятых у индивидуальных предпринимателей - 22,5 тыс. работников, также численность индивидуальных предпринимателей - 13,5 тыс. ИП.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 жителей города в 2020 году составило 530,9 ед. (в 2019 году - 543,3 ед.).
Экономический оборот по Городу Томску:
Согласно статистическим данным, совокупный экономический оборот всех предприятий Города Томска в 2020 году составил 889,5 млрд рублей, что на 109,2 млрд руб. или на 14,0% выше показателя 2019 года. Крупные и средние предприятия обеспечивают более 58,3% совокупного оборота, а малые и микропредприятия включая индивидуальных предпринимателей - почти 41,7%.
В общем обороте малых и микро предприятий около 35,4% (или - 146,2 млрд руб.) занимает оборот, полученный от торговой деятельности, 22,7% (или - 84,2 млрд руб.) занимает оборот от оказания услуг, 12,6% (или - 46,8 млрд руб.) составил оборот в сфере транспорта и связи, 9,6% (или - 35,6 млрд руб.) составил оборот от строительной деятельности, 9,4% (или - 36,1 млрд руб.) от деятельности связанной с производством промышленной продукции, 5,9% (или - 22,1 млрд руб.) занимает оборот от прочих видов деятельности.
Средняя заработная плата всего работающего городского населения в 2020 году составила 46644 руб., превысив почти в 4 раза величину прожиточного минимума, сложившуюся в отчетном году. У работников сферы малого предпринимательства в 2020 году средняя заработная плата увеличилась на 14,5% и составила 22353 руб.
Текущую оценку финансового самочувствия малого и среднего бизнеса можно обозначить как "позитивную" - большая часть субъектов МСП находятся в устойчивом положении. Однако томский бизнес находится под влиянием таких общих для России негативных факторов, как непостоянство нормативно-правовой базы, высокий уровень налогообложения и высокая частота осуществления внеплановых проверок проверяющими органами. Опыт реализации муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства, а также имеющиеся статистические и ведомственные данные позволяют выделить и другие актуальные проблемы:
- усиливающаяся конкуренция на внутреннем и внешних рынках (в том числе из стран - участниц Таможенного союза и стран ВТО);
- высокий уровень издержек, связанных с продвижением продукции предпринимательства на внутренний, межрегиональный и международный рынки;
- отсутствие (недостаточность) капитала для начала ведения предпринимательской деятельности, недостаточный объем ресурсов для развития созданного предприятия;
- низкий уровень предпринимательских компетенций и нехватка знаний для начала предпринимательской деятельности;
- недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах государственной поддержки предпринимательской деятельности;
- проблема размещения производственной недвижимости как основной сдерживающий фактор для развития промышленности, некомпактная промышленная застройка (промышленные площадки разрозненны и зачастую непосредственно соседствуют с жилой застройкой).
Необходимость достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов при сохранении эффективности в выборе способа решения обозначенных проблем обусловила целесообразность использования программно-целевого метода, направленного на эффективное управление требуемыми подпрограммой ресурсами.
Подпрограмма направлена на поэтапную, системную поддержку бизнеса на разных стадиях реализации предпринимательской инициативы: начиная с консультационных и образовательных мероприятий для лиц, желающих начать собственное дело, продолжая поддержкой стартующего бизнеса, действующих субъектов предпринимательской деятельности и созданием инфраструктуры промышленных парков. При этом при определении перечня мероприятий подпрограммы учтен опыт реализации муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы".
Так, при реализации данной подпрограммы одним из самых востребованных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства явилось предоставление из местного бюджета субсидий начинающим предпринимателям в рамках конкурса "Томск. Первый шаг". Впервые в муниципальном образовании "Город Томск" данный конкурс был проведен в 2011 году. Всего за период 2011-2016 годы победителями конкурса стали 243 субъекта малого предпринимательства, которым была предоставлена финансовая поддержка в виде субсидий на общую сумму более 75 млн рублей. В 2020 году данный конкурс был проведен вновь, победителями конкурса стали 18 субъектов малого предпринимательства, которым была предоставлена финансовая поддержка в виде субсидий на общую сумму более 8,8 млн рублей, что еще раз показало востребованность этого направления поддержки.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства в 2009 году был создан и успешно функционирует городской центр поддержки малого и среднего бизнеса администрации Города Томска (далее - Городской центр). На базе Городского центра оказывается бесплатная консультационная помощь по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, бизнес-планирования, участия в программах поддержки малого и среднего предпринимательства, а также проводятся бесплатные образовательные мероприятия. За период с 2015 по 2020 год городским центром поддержки малого и среднего бизнеса оказано 6574 консультаций (в 2020 году оказано 1207 консультации).
Для информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о мерах поддержки предпринимательской деятельности создан и действует городской сайт "Малый и средний бизнес г. Томска" (http://mb.admin.tomsk.ru/).
В целях создания в Городе Томске комфортных условий для эффективной реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств, товаров и услуг с 2013 года в рамках подпрограммы "Развитие промышленных и логистических парков в городе Томске на 2013-2015 годы" муниципальной программы "Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Томске на 2011-2015 годы" было начато строительство инфраструктуры промышленных парков. В 2019-2020 годах обеспечение промышленных парков в Городе Томске инфраструктурой является одной из задач подпрограммы.
Реализация вышеуказанных мероприятий будет продолжена в рамках данной подпрограммы, что позволит выстроить многоуровневую систему механизмов содействия созданию и развитию предпринимательства в Городе Томске.
В целом реализация подпрограммы будет способствовать увеличению вклада предпринимательства в экономику Города Томска: созданию субъектов малого и среднего предпринимательства, рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы.
Строительство промышленных парков позволит при эффективном использовании земельных ресурсов и привлечении инвестиций обеспечить положительные результаты за счет высокой плотности промышленного производства, взаимодействия между предприятиями, эффекта масштаба и "кластерных" эффектов. Перемещение промышленных объектов и производств из центра города на территории промышленных парков способствует формированию благоприятного инвестиционного климата и реорганизации, высвобождению производственных территорий для осуществления в дальнейшем жилищного строительства.
По окончании реализации подпрограммы в 2025 году увеличение экономического оборота к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составит "+45,0%", инвестиции в основной капитал в расчете на 1 жителя, тыс. руб./чел./рост к уровню 2012 года в сопоставимых ценах составят "99,8/+2,6%", объем поступлений налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Томской области с территории Города Томска составит 2633 млн руб., число субъектов малого и среднего предпринимательства составит 562,6 единицы на 10000 жителей, доля занятых в малом и среднем предпринимательстве (в том числе индивидуальных предпринимателей) от общей численности занятых в экономике составит не менее 51,9%, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, составит 154532 чел. Важным моментом в рамках реализации данной подпрограммы является минимизация возможных рисков, которые могут возникнуть в ходе ее выполнения.
Возможные риски реализации подпрограммы связаны со значительным сокращением объемов финансирования, что может повлечь за собой необходимость корректировки целевых значений показателей и внесения изменений в перечень реализуемых мероприятий. Изменение федерального и регионального законодательства может привести к утере актуальности поставленных задач и запланированных основных мероприятий, а также к необходимости включения новых направлений деятельности, что окажет влияние на конечные результаты подпрограммы.
Основными способами минимизации рисков является обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по задачам и мероприятиям подпрограммы с учетом ограниченности ресурсов, регулярный мониторинг изменений в законодательстве, а также создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности соисполнителей.
<< Приложение 2 Приложение 2 |
Приложение 4 >> Приложение 4 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 18 марта 2021 г. N 177 "О внесении изменений в постановление Администрации Города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.