Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2020 г. N 3а-569/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. N 66а-640/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре - помощнике судьи Гребневе П.Г.,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Карпова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Латыпова Данияра Радиковича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим абзаца первого пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 года N 134,
установил:
постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 года N 134 утверждена Схема территориального планирования Республики Татарстан, которая опубликована в первоначальной редакции в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 9 марта 2011 года, N 9-10, ст. 0315.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 9 июля 2020 года N 569 оспариваемый нормативный правовой акт изложен в новой редакции. Данное постановление опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 9 июля 2020 года, а также в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан" 21 июля 2020 года, N 54, ст. 1380.
Абзацем первым пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики Татарстан предусмотрено, что в Схеме ограничения застройки приаэродромной территории аэродрома "Казань (Борисоглебское)" Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала публичного акционерного (далее - ПАО) "Туполев" выделена зона площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено.
Латыпов Д.Р. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца первого пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 года N 134, ссылаясь на его принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан с превышением предоставленных ему Воздушным кодексом Российской Федерации полномочий.
По мнению административного истца, указанный нормативный правовой акт в оспариваемой им части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, нарушает права и законные интересы Латыпова Д.Р., поскольку в настоящее время отсутствую нормативные правовые акты, устанавливающие зону площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено.
В судебном заседании представитель Латыпова Д.Р. - Мустафин Ф.М. административный иск поддержал.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан Мухамадиева Ф.М., Гильфанова P.P. административный иск не признали.
Представители ПАО "Туполев" Волков В.А., Управления архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Садриев А.А. административному иску возражали.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории, регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится утверждение схем территориального планирования субъекта Российской Федерации (пункт 42 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Кабинетом Министров Республики Татарстан в пределах предоставленных данному органу государственной власти вышеупомянутыми правовыми актами полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о нарушении его прав и законных интересов оспариваемыми нормами Схемы территориального планирования в связи с отсутствием в настоящее время нормативных правовых актов, устанавливающих зону площадки для аварийной посадки воздушных судов, строительство в которой запрещено, суд приходит к следующему.
Требования к содержанию документов территориального планирования субъекта Российской Федерации определены в статье 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения. При этом в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются, в том числе характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов (части 3, 4 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяет, что к зонам с особыми условиями использования территорий относится, в том числе, приаэродромная территория, устанавливаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 16:16:000000:6261 находится в отображенной на карте зон с особыми условиями использования территории Схемы территориального строительства Республики Татарстан приаэродромной территории аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское), в зоне площадки для аварийной посадки воздушных судов.
Суд полагает необоснованными доводы административного истца о незаконном отображении на картографических частях оспариваемых нормативных актов приаэродромной территории в связи с ее неустановлением.
Статья 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 года N 135-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны" предусматривает, что приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с данным Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решением, указанным в абзаце первом приведенного пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с данным Кодексом (пункт 1).
Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий (пункт 2).
В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством (пункт 2 части 8).
Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона) не требуется (часть 10).
Если зона с особыми условиями использования территории, требование об установлении которой предусмотрено в соответствии с федеральным законом, не была установлена до 1 января 2022 года либо не были установлены границы такой зоны, такая зона и ее границы должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года (часть 14).
При системном толковании приведенных положений градостроительного законодательства, Воздушного кодекса Российской Федерации, Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановление Правительства РФ от 11 марта 2010 года N 138, а также статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ, суд приходит к выводу о правомерности отображения на карте границ зон с особыми условиями использования территории Схемы территориального планирования Республики Татарстан приаэродромной территории аэродрома "Казань (Борисоглебское)" Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала публичного акционерного (далее - ПАО) "Туполев", на которой выделена зона площадки для аварийной посадки воздушных судов, и констатации запрета строительства на данной площадке, поскольку старшим авиационным начальником аэродрома - директором Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО "Туполев" в соответствии с законодательством, действовавшим на день ее принятия, разработана и утверждена Инструкция по производству полетов в районе аэродрома экспериментальной авиации Казань (Борисоглебское), зарегистрированная Приволжским межрегиональным территориальным управлением воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта 17 августа 2011 года N ПН 1-93, которая включает в себя схему приаэродромной территории с площадкой для экстренной (аварийной) посадки воздушных судов.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия абзаца первого пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 года N 134 нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав Латыпова Д.Р.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении административного искового заявления Латыпова Данияра Радиковича к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим абзаца первого пункта 2.9.6 Схемы территориального планирования Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 февраля 2011 года N 134, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Татарстан", а также на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции.
Судья |
Э.С. Каминский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 9 декабря 2020 г. N 3а-569/2020
Текст решения опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 25 марта 2021 г.
Решение обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции 29 января 2021 г.
Апелляционным определением СК по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 марта 2021 г. N 66а-640/2021 настоящее решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения