Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 2. Развитие демократических институтов и местного самоуправления
В 2020 году изменения законодательства Московской области о выборах и референдумах не носили кардинального характера и, в основном, связаны с изменениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Приняты следующие законы Московской области:
N 19/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О порядке проведения на территории Московской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования".
Указанный Закон разработан в связи с преобразованием муниципальных районов Московской области в городские округа Московской области. Данным Законом вносятся изменения в Закон Московской области N 39/2011-ОЗ "О порядке проведения на территории Московской области публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования" в соответствии с территориальным муниципальным делением Московской области;
N 20/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об отзыве Губернатора Московской области".
Данный Закон приводится в соответствие с изменением территориальной организации местного самоуправления Московской области. В Законе исключаются муниципальные районы, городские и сельские поселения как виды муниципальных образований;
N 127/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах".
Указанный Закон разработан в целях приведения областного законодательства в сфере выборов и референдумов в соответствие с законодательством Московской области, регулирующим муниципальные правовые отношения, а также в соответствие с Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 153) и Федеральным законом от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154), направленные на дальнейшее совершенствование избирательного законодательства.
В связи с исключением из территориальной организации местного самоуправления Московской области муниципальных районов, городских и сельских поселений вышеназванным Законом исключаются из текстов законов Московской области N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы", N 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области" и N 31/2003-ОЗ "Об Избирательной комиссии Московской области" данные виды муниципальных образований (далее - Законы Московской области). В целях обеспечения реализации положений Закона Московской области N 276/2019-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов городских округов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав городских округов Московской области" Законом исключаются из вышеуказанных законов Московской области нормы о выборах глав муниципальных образований на муниципальных выборах.
Изменения, внесенные в Закон Московской области N 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области", направлены на единообразное изложение в соответствии с Законом Московской области N 217/2019-ОЗ "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" наименований представительных органов городских округов Московской области.
В связи с принятием Федерального закона N 153-ФЗ и Федерального закона N 154-ФЗ в законах Московской области N 93/2003-ОЗ "О референдуме Московской области", N 79/2011-ОЗ "О выборах депутатов Московской областной Думы", N 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области" закреплены положения, устанавливающие:
запрет на участие в выборах в качестве кандидатов до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений средней тяжести и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
расширение возможностей для проведения досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования;
уточнение требований к формам подписного листа на различных выборах и количеству листов в одной папке (не более 100 листов);
установление возможности подачи заявления о голосовании вне помещения для голосования с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";
N 224/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О выборах депутатов Московской областной Думы".
Данным Законом внесены изменения уточняющего характера в связи с заключением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области и предложениями Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации.
В сфере муниципальных выборов Законом Московской области N 9/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" уточняется порядок распределения депутатских мандатов из списков кандидатов, допущенных к распределению мандатов. При этом каждому списку кандидатов, допущенному к распределению, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.
В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области, согласно которой территория Московской области состоит из городских округов, приняты Закон Московской области N 23/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" и Закон Московской области N 111/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О местном референдуме в Московской области".
Наличие муниципальных районов, городских и сельских поселений действующей системой муниципального деления Московской области не предусмотрено. В связи с этим из законодательства Московской области о муниципальных выборах и о местном референдуме исключены нормы о порядке подготовки и проведения выборов в муниципальных районах и поселениях.
Законом Московской области N 199/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере законодательства о выборах и референдумах" вносятся изменения в некоторые законы Московской области в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 23 мая 2020 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 23 мая 2020 года N 154-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В этих целях предусматривается закрепление запрета на участие в выборах в качестве кандидатов до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости для лиц, осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений средней тяжести и имеющих на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Также установлена обязанность для комиссий, организующих муниципальные выборы, и комиссий муниципальных образований, организующих проведение местного референдума, утверждать образец заполнения подписного листа. Уточнены требования к порядку оформления и заполнения подписных листов; расширены основания для проведения голосования вне помещения для голосования; добавлена возможность подачи заявления о возможности проголосовать вне помещения для голосования с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Закон Московской области N 298/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" принят в целях приведения Закона Московской области N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 267-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
Данным Законом установлено, что по решению Избирательной комиссии Московской области голосование на муниципальных выборах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней. Указанное решение может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не подлежит пересмотру. В период голосования в течение нескольких дней по решению Избирательной комиссии Московской области может быть проведено голосование с использованием таких дополнительных возможностей, как голосование вне помещения проведения голосования (на придомовых территориях, на территориях общего пользования и пр.), а также голосование групп лиц, которые проживают в местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.
Также Законом установлено, что на основании мотивированного представления политической партии член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии политической партией должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена избирательной комиссии. При этом орган, назначивший члена избирательной комиссии, не позднее чем в месячный срок со дня получения представления принимает решение о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии и назначении нового члена избирательной комиссии, либо об отказе в удовлетворении представления. В части 16 статьи 19 указанного Закона слова "члены Совета Федерации Федерального Собрания" заменены словом "сенаторы".
Закон Московской области N 303/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" принят с целью урегулирования вопроса о том, что является днем избрания депутата. Действующим ранее законодательством о муниципальных выборах данный вопрос урегулирован не был. При этом с днем избрания депутата законодательство связывает ряд важных процессуальных вопросов, таких как начало полномочий депутата, первое заседание представительного органа в правомочном составе. В целях исключения различного толкования правовых норм вышеназванным Законом устанавливается, что днем избрания депутата является день принятия соответствующей избирательной комиссией решения о результатах выборов.
В сфере законодательства о местном самоуправлении принят ряд законов Московской области.
Закон Московской области N 3/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" принят в целях приведения Закона Московской области N 32/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" в соответствие с постановлением Губернатора Московской области от 06.09.2019 N 416-ПГ "Об объединении города Сергиев Посад Московской области и деревни Зубачево, административно подчиненной городу Сергиев Посад Московской области, и внесении изменения в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области". В связи с изменением административно-территориального устройства Сергиево-Посадского городского округа из статьи 3 Закона Московской области N 32/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" исключается населенный пункт "деревня Зубачево".
Законом Московской области N 16/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе Дмитровского городского округа" и Закон Московской области "О границе городского округа Мытищи" границы муниципальных образований приводятся в соответствие с требованиями статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований.
Законом Московской области N 80/2020-ОЗ "О преобразовании городского округа Шатура Московской области и городского округа Рошаль Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" объединяются городские округа Шатура и Рошаль Московской области. Устанавливается граница вновь образованного муниципального образования, определяется структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Совет депутатов вновь образованного муниципального образования избирается в составе 25 депутатов сроком на пять лет. Глава городского округа Шатура Московской области избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет администрацию городского округа Шатура Московской области.
Закон Московской области N 97/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальных должностях в контрольно-счетных органах муниципальных образований Московской области" принят в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области, согласно которой территория Московской области состоит из городских округов. Наличие муниципальных районов, городских и сельских поселений действующей системой муниципального деления Московской области не предусмотрено. Внесенными изменениями из Закона Московской области "О муниципальных должностях в контрольно-счетных органах муниципальных образований Московской области" исключается упоминание должностей председателей контрольно-счетных органов муниципальных районов, городских и сельских поселений.
Законом Московской области N 123/2020-ОЗ "Об изменении категории города Рошаль Московской области и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" в целях приведения административно-территориального устройства Московской области в соответствие с изменениями территориальной организации местного самоуправления (объединением и преобразованием муниципальных образований Московской области) изменяется категория города Рошаль Московской области и вносится соответствующее изменение в Закон Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области";
Законом Московской области N 128/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области, устанавливающие границы муниципальных образований Московской области" внесены изменения в некоторые законы Московской области, устанавливающие границы муниципальных образований Московской области, в целях приведения состава населенных пунктов, находящихся в границе Волоколамского городского округа, Дмитровского городского округа, городского округа Истра, городского округа Лотошино, Одинцовского городского округа, Орехово-Зуевского городского округа, Раменского городского округа, Сергиево-Посадского городского округа, городского округа Серпухов, городского округа Солнечногорск в соответствие с постановлениями Губернатора Московской области об изменении категории ряда сельских населенных пунктов и внесении изменений в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области.
В целях реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принят Закон Московской области N 133/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области".
В соответствии со статьей 3 вышеназванного Федерального закона депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется сохранение места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
В связи с этим в Закон Московской области N 107/2009-ОЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутатами Советов депутатов муниципальных образований Московской области, членами выборных органов местного самоуправления и выборными должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Московской области" вносится изменение, гарантирующее, в соответствии с уставом муниципального образования, сохранение места работы (должности) в совокупности на пять рабочих дней в месяц для депутатов Советов депутатов муниципальных образований Московской области, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.
Законом Московской области N 181/2020-ОЗ "О преобразовании городского округа Озёры Московской области и Коломенского городского округа Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" объединены городской округ Озёры и Коломенский городской округ Московской области. Установлена граница вновь образованного муниципального образования, определена структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Совет депутатов вновь образованного муниципального образования избирается в составе 25 депутатов сроком на 5 лет. Глава городского округа Коломна Московской области избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет администрацию городского округа Коломна Московской области.
В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области, согласно которой территория Московской области состоит из городских округов, а также в целях установления неограниченного срока перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области и неограниченного срока наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области принят Закон Московской области N 220/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области".
Законом Московской области N 250/2020-ОЗ "О преобразовании городского округа Ивантеевка Московской области, городского округа Красноармейск Московской области и Пушкинского городского округа Московской области, о статусе и установлении границы вновь образованного муниципального образования" объединены городские округа Ивантеевка, Красноармейск и Пушкинский городской округ. Установлена граница вновь образованного муниципального образования, определена структура органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования. Совет депутатов вновь образованного муниципального образования избирается в составе 30 депутатов сроком на пять лет. Глава городского округа Пушкинский Московской области избирается Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, сроком на пять лет и возглавляет администрацию городского округа Пушкинский Московской области.
В целях приведения административно-территориального устройства Московской области в соответствие с изменениями территориальной организации местного самоуправления (объединением и преобразованием муниципальных образований Московской области) Законом Московской области N 263/2020-ОЗ "Об изменении категории города Озёры Московской области и внесении изменения в Закон Московской области "Об административно-территориальном устройстве Московской области" категория города Озёры Московской области изменена на город, административно подчиненный городу областного подчинения Московской области. Внесены соответствующие изменения в Закон Московской области N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области".
В целях приведения состава населенных пунктов, входящих в состав Ленинского городского округа, в соответствие с постановлением Губернатора Московской области от 31.08.2020 N 391-ПГ "О внесении изменения в Учетные данные административно-территориальных и территориальных единиц Московской области" принят Закон Московской области N 264/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Ленинского муниципального района", которым в состав населенных пунктов, входящих в состав Ленинского городского округа, включен поселок Петровское.
Законом Московской области N 265/2020-ОЗ "О внесении изменения в Закон Московской области "О сроке полномочий представительных органов городских округов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав городских округов Московской области" установлен порядок избрания главы городского округа представительным органом городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В связи с переносом сроков проведения Всероссийской переписи населения 2020 года принят Закон Московской области N 269/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области государственными полномочиями Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2020 года". В Законе определено, что финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, будет осуществляться из бюджета Московской области в форме субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований Московской области, предоставляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Законом Московской области N 294/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О границе Наро-Фоминского городского округа" и Закон Московской области "Об объединении территорий поселений Одинцовского муниципального района и территории городского округа Звенигород" уточнены геодезические данные границ Наро-Фоминского и Одинцовского городских округов в районе деревень Тарасково и Новосумино, административно подчиненных городу Наро-Фоминску. Необходимость изменений вызвана выявлением факта пересечения границами округов границы земельного участка N 34П, находящегося в частной собственности и расположенного в поселке НИИ Радио Одинцовского района Московской области. Данный Закон приводит границы Наро-Фоминского и Одинцовского городских округов в соответствие с требованиями статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, общая площадь городских округов при этом не меняется.
На основании протеста прокурора Московской области на часть 3 статьи 2, часть 3 статьи 5 Закона Московской области N 85/2019-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Лотошинского муниципального района" в целях приведения указанного Закона в соответствие с изменениями федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере организации местного самоуправления принят Закон Московской области N 296/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Лотошинского муниципального района".
Принят Закон Московской области N 297/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области об организации местного самоуправления на территориях муниципальных образований Московской области". Данные изменения обусловлены тем, что в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области принят Закон Московской области N 276/2019-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов городских округов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав городских округов Московской области", Закон Московской области N 60/2016-ОЗ "О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области" признан утратившим силу.
Законом Московской области N 302/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "Об организации местного самоуправления на территории Сергиево-Посадского муниципального района" внесены изменения в описание, а также в картографические и геодезические данные границы Сергиево-Посадского городского округа в целях приведения их в соответствие c Соглашением об описании местоположения границы между субъектами Российской Федерации - Московской областью и Ярославской областью от 07.12.2019 N 04.
В сфере законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции приняты следующие законы Московской области:
N 48/2020-ОЗ "О порядке принятия решения представительным органом муниципального образования Московской области о применении мер ответственности к лицам, замещающим отдельные муниципальные должности в Московской области, представившим недостоверные или неполные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным", разработанный в целях приведения в соответствие с изменениями, внесенными Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ) в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 228-ФЗ уточнена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения. В частности, установлено, что в случае представления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения; освобождения от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в указанном органе до прекращения срока его полномочий; освобождения от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий; запрета занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий; запрета исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Согласно части 7.3-2 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок принятия решения о применении к указанным лицам мер ответственности определяется муниципальным правовым актом в соответствии с законом субъекта Российской Федерации;
N 117/2020-ОЗ "О внесении изменений в некоторые законы Московской области в сфере муниципальной службы в Московской области". В связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в Московской области и упразднением муниципальных районов, городских и сельских поселений в Московской области данным Законом вносятся изменения в законы Московской области N 137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области" и N 194/2011-ОЗ "О денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности Московской и должности муниципальной службы в Московской области";
N 194/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области", разработанный в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 16 декабря 2019 года N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции". Данный Закон устанавливает порядок получения муниципальным служащим разрешения представителя нанимателя (работодателя) на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией;
N 243/2020-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальной службе в Московской области", которым вводятся единые требования к формированию перечня должностей муниципальной службы, кандидат на замещение которых обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.