Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Великого Новгорода
от 25 марта 2021 г. N 540
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2020 году
1. Общие положения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2020 году (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями Положения о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903, и отражает обобщенные сведения о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2020 году.
Контрольно-счетная палата Великого Новгорода (далее - Контрольно-счетная палата) осуществляет свою деятельность с 1 октября 2011 года, является юридическим лицом и входит в структуру органов местного самоуправления Великого Новгорода.
Правовой основой деятельности Контрольно-счетной палаты являются:
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований";
Положение о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903;
Положение о бюджетном процессе в Великом Новгороде, утвержденное решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 688;
Регламент работы и стандарты финансового контроля, утверждаемые Контрольно-счетной палатой самостоятельно.
Контрольно-счетная палата, как постоянно действующий орган внешнего муниципального финансового контроля, при осуществлении своей деятельности руководствовалась принципами законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата осуществляла контрольную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность на основе годового плана работы, утвержденного председателем Контрольно-счетной палаты и сформированного исходя из необходимости обеспечения полноты реализации полномочий Контрольно-счетной палаты, с учетом поручений Думы Великого Новгорода и предложений Мэра Великого Новгорода.
Думой Великого Новгорода поручалось Контрольно-счетной палате осуществить в 2020 году следующие мероприятия в области финансового контроля:
проверка законности и результативности использования средств, предоставленных из бюджета Великого Новгорода, а также эффективности использования муниципального имущества за 2019 год в муниципальном казенном учреждении "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода" (далее - МКУ "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода");
проверка использования средств муниципального дорожного фонда Великого Новгорода за истекший период 2020 года.
В ходе формирования плана мероприятий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля также были учтены предложения Мэра Великого Новгорода; в состав объектов контроля включено муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Новгородская детская художественная школа" (далее - МБУДО "Новгородская детская художественная школа").
Планом работы на 2020 год обеспечено участие Контрольно-счетной палаты в осуществлении параллельного мероприятия со Счетной палатой Новгородской области по теме "Проверка использования средств, предусмотренных бюджетом Великого Новгорода на реализацию мероприятий национального проекта "Жилье и городская среда" в 2019 году и истекшем периоде 2020 года".
Все указанные мероприятия реализованы в установленный срок.
Исполнение плана работы позволило провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в различных сферах деятельности органов муниципального самоуправления Великого Новгорода и муниципальных учреждениях, выявить нарушения нормативных правовых актов, вскрыть нарушения и недостатки при планировании, распоряжении и использовании бюджетных средств, а также предложить необходимые меры для устранения как самих нарушений, так причин и условий, способствовавших их совершению.
2. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведено 13 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, включающих осуществление предварительного, текущего и последующего финансового контроля.
В 2020 году предварительный контроль проводился Контрольно-счетной палатой в виде экспертизы проекта решения о бюджете Великого Новгорода на очередной год и на плановый период. В ходе экспертизы оценены обоснованность показателей проекта бюджета, наличие и состояние всех необходимых для рассмотрения проекта бюджета материалов, подготовлено и представлено заключение в Думу Великого Новгорода.
В рамках осуществления текущего финансового контроля за динамикой поступления и использования бюджетных средств в отчетном периоде осуществлялся мониторинг исполнения бюджета Великого Новгорода, ежеквартально составлялись заключения о достоверности представленной Администрацией Великого Новгорода отчетности об исполнении бюджета за соответствующий период, осуществлялся анализ исполнения доходных и расходных статей бюджета, состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности. Составленные по итогам проведенного анализа заключения в установленном порядке направлялись в Думу Великого Новгорода.
В целях более полного информирования депутатов Думы Великого Новгорода по вопросам использования средств, выделенных из бюджетов всех уровней на реализацию мероприятий национальных проектов на территории Великого Новгорода, Контрольно-счетной палатой по состоянию на 1 сентября 2020 года одновременно с анализом текущего исполнения бюджета Великого Новгорода представлена развернутая информация о результатах осуществления контроля за реализацией в Великом Новгороде региональных проектов; отдельная информация направлялась по результатам мониторинга строительства на территории Великого Новгорода зданий детских садов.
Поступающие в Думу Великого Новгорода проекты решений Администрации Великого Новгорода по вопросам, касающимся расходных обязательств городского округа, в обязательном порядке рассматривались Контрольно-счетной палатой, при необходимости подготавливались письменные заключения. В целях оперативного информирования депутатов Думы Великого Новгорода по вопросам, касающимся текущего исполнения бюджета Великого Новгорода, председатель Контрольно-счетной палаты в течение года принимал непосредственное участие в работе депутатских комиссий и заседаниях Думы Великого Новгорода.
Кроме того, в рамках текущего контроля за исполнением бюджета Великого Новгорода Контрольно-счетной палатой осуществлялась финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ; заключения о результатах проведенной экспертизы направлялись в Администрацию Великого Новгорода в целях устранения выявленных нарушений порядка формирования муниципальных программ.
Последующий финансовый контроль осуществлялся Контрольно-счетной палатой в ходе проведения контрольных мероприятий (проверок) непосредственно на объектах контроля, а также в ходе подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за истекший финансовый год.
В отчетном периоде проверки проведены в 11 муниципальных организациях, из которых 6 являлись органами муниципального самоуправления, 5 - муниципальными учреждениями.
Особое внимание в отчетном периоде уделялось контролю за использованием средств, выделенных на реализацию мероприятий национальных проектов. Так, в 2020 году проведены проверки использования средств, направленных на реализацию на территории городского округа приоритетных проектов "Жилье и городская среда" и "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Результаты проверок использования бюджетных средств, выделенных в рамках приоритетного проекта "Жилье и городская среда", показали, что в целом, установленные на 2019 год показатели достигнуты, риски недостижения показателей в 2020 году минимальны. Целевые межбюджетные трансферты, предоставленные из вышестоящего бюджета бюджету Великого Новгорода на формирование комфортной городской среды, обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, направлены на указанные мероприятия в соответствии с условиями заключенных соглашений.
Вместе с тем, отдельные нарушения и недостатки в ходе реализации мероприятий приоритетных проектов имели место. Так, комитетом по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода было допущено нарушение порядка включения дворовых территорий многоквартирных домов (далее - МКД) в профильную подпрограмму муниципальной программы; нарушался порядок расчета и перечисления средств субсидии на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий МКД заявителям, что привело к излишнему перечислению бюджетных средств за проверяемый период на общую сумму 1474,6 тыс. руб. Контрольно-счетной палатой в адрес объекта контроля направлено представление с требованием принять меры к возврату в бюджетную систему РФ излишне перечисленных в связи с нарушением порядка расчета средств субсидии заявителям на оплату подрядчикам выполненных работ по благоустройству дворовых территорий МКД Великого Новгорода в указанной сумме.
У муниципального заказчика работ по благоустройству общественных территорий города (муниципальное казенное учреждение "Городское хозяйство") выявлены нарушения законодательства о закупках и иных нормативных правовых актов при использовании бюджетных средств, которые привели к необоснованному сокращению потенциального числа участников отдельных закупок. Материалы по выявленным нарушениям направлены в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - УФАС по Новгородской области) для принятия решения по компетенции.
Установлены неоднократные случаи нарушения сроков выполнения работ подрядчиками в рамках исполнения контрактов по благоустройству общественных территорий, при этом исчерпывающих мер ответственности со стороны заказчика не применялось. Вопросы, касающиеся применения мер ответственности к подрядчикам, нашли отражение в представлениях Контрольно-счетной палаты и остаются на контроле.
Проведенными в ходе проверки инвентаризациями работ по благоустройству общественных и дворовых территорий были установлены локальные недостатки качества выполнения работ (застои дождевых вод на отдельных участках благоустройства, дефекты укладки покрытия, отсутствие элементов, предусмотренных проектной концепцией территории, и другие); на общественных территориях выявлена нехватка отдельных объектов благоустройства (озеленения), часть из которых носит гарантийный характер, часть обладает признаками воздействия третьих лиц.
Требование принять меры, способствующие устранению выявленных в ходе инвентаризации дефектов и недостатков работ по благоустройству дворовых территорий Великого Новгорода, в том числе в рамках гарантийных обязательств подрядчиков, содержится в представлении Контрольно-счетной палаты.
Кроме того, в ходе осмотров и выборочных контрольных обмеров выявлены работы, которые были оплачены в 2019 году, но на момент проверки не выполнены. В период проверки работы на сумму 765,8 тыс. руб. были завершены подрядчиками в полном объеме, цель по благоустройству дворовых территорий достигнута.
По результатам рассмотрения представления на начальника отдела комитета по управлению городским хозяйством Администрации Великого Новгорода наложено дисциплинарное взыскание.
Проведенными контрольными действиями в отношении дорожного фонда муниципального образования - городского округа Великий Новгород за 2020 год установлено, что условия заключенных контрактов и динамика их исполнения позволяют судить об исполнении целевых показателей, установленных соглашениями о предоставлении субсидий в рамках мероприятий национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и приоритетного регионального проекта "Дорога к дому", в высокой степени.
Наиболее характерными нарушениями являлись: неисполнение работ подрядными организациями в сроки, установленные контрактами; завышение начальной цены контрактов в результате включения в них работ по строительному контролю; неисполнение требований по автоматизации закупок товаров, работ, услуг малого объема; завышение сметных объемов работ по причине формального, без проведения обмеров непосредственно на объекте в ряде случаев, составления дефектных ведомостей.
Выявленные по итогам проверок нарушения и недостатки нашли свое отражение в 4-х представлениях, направленных объектам контроля; исполнение требований выданных представлений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.
В текущем году контроль за дорожной деятельностью в Великом Новгороде будет продолжен. Планом работы на 2021 год предусмотрена проверка исполнения структурными подразделениями Администрации Великого Новгорода и подведомственными им муниципальными учреждениями полномочий в части соблюдения исполнителями муниципальных контрактов гарантийных обязательств качества выполненных работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения.
Помимо контроля за реализацией мероприятий национальных проектов Контрольно-счетной палатой проверена финансово-хозяйственная деятельность двух муниципальных учреждений (МБУДО "Новгородская детская художественная школа" и МКУ "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода") и осуществлен комплекс мероприятий по внешней проверке отчетности главных распорядителей бюджетных средств.
Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности проведена как путем камеральных проверок, так и с выходом на объекты контроля (3 проверки). Проверка показала, что годовая бюджетная отчетность главных администраторов средств бюджета Великого Новгорода в целом достоверно отражает кассовое исполнение бюджета города. В ходе проверочных процедур сотрудниками Контрольно-счетной палаты выявлены отдельные нарушения и недостатки, касающиеся порядка составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые учитываются главными администраторами в своей дальнейшей работе. В ходе внешней проверки, проведенной в управлении по физической культуре и спорту Администрации Великого Новгорода и подведомственных учреждениях, выявлены нарушения законодательства о закупках и защите конкуренции; материалы переданы в УФАС по Новгородской области для принятия решения. Директору муниципального учреждения объявлено дисциплинарное взыскание.
В ходе проведенных проверок финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений также выявлялись отдельные нарушения и недостатки.
Так, в МБУДО "Новгородская детская художественная школа" допускались нарушения трудового законодательства и нормативных актов, регламентирующих оплату труда работников. Требования представлений Контрольно-счетной палаты, направленных в учреждение и главному распорядителю, ориентированы на приведение указанных вопросов в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами.
По результатам рассмотрения представления на заместителя директора учреждения наложено дисциплинарное взыскание.
В ходе проверки в МКУ "Управление по хозяйственному и транспортному обеспечению Администрации Великого Новгорода" выявлены нарушения требований законодательства о бухгалтерском учете в части оформления и принятия к учету первичных учетных документов, бюджетного законодательства - в части отражения в доходной части бюджета доходов казенного учреждения. При формировании проекта бюджета на 2021 год доходы, получаемые казенным учреждением в сумме 2053,0 тыс. руб., отражены в доходной части бюджета, что повысило прозрачность бюджета на этапе его формирования. В результате направленных по требованию Контрольно-счетной палаты запросов поставщикам услуг учреждением подтверждено совершение фактов хозяйственной жизни на сумму 915,5 тыс. руб. Главному бухгалтеру и инженеру учреждения объявлены дисциплинарные взыскания.
Всего в 2020 году Контрольно-счетной палатой выявлено порядка 130 нарушений и недостатков при поступлении и использовании бюджетных средств и муниципального имущества на общую сумму 24621,9 тыс. руб. *, в том числе:
1) нарушения при формировании и исполнении бюджетов -12319,9 тыс. руб./41 ед. (в 2019 году -101123,3 тыс. руб./4 ед.);
2) нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности -1624,3 тыс. руб./11 ед. (в 2019 году -6035,5 тыс. руб./5 ед.);
3) нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - не выявлено (в 2019 году -2330,8 тыс. руб./4 ед.);
4) нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 4626,8 тыс. руб./59 ед. (в 2019 году -92479,4 тыс. руб./30 ед.;
5) иные нарушения - 6049,9 тыс. руб./19 ед. (в 2019 году не выявлено).
По итогам контрольной деятельности объектам контроля направлено 12 представлений. В отчетном периоде внесенные представлениями предложения по недопущению впредь и устранению выявленных нарушений объектами контроля не оспаривались.
В двух случаях материалы, связанные с нарушением законодательства о закупках и защите конкуренции, направлялись в УФАС по Новгородской области для принятия решений по компетенции; на момент составления настоящего отчета решения антимонопольного органа в законную силу не вступили. По ранее направленным Контрольно-счетной палатой в антимонопольный орган материалам в отчетном периоде к административной ответственности привлечен директор муниципального учреждения и руководители двух коммерческих структур.
В целях осуществления правовой оценки материалы всех контрольных мероприятий в соответствии с заключенным соглашением направлялись в прокуратуру Великого Новгорода. За допущенные бюджетные нарушения по иску прокуратуры Великого Новгорода к административной ответственности решением судьи Новгородского районного суда привлечен заместитель Главы администрации Великого Новгорода.
3. Деятельность по противодействию коррупции
В отчетном году проводилась работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Контрольно-счетной палате, соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими установленных ограничений и запретов.
В 2020 году была организована работа по сбору и обработке справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, представляемых в установленном порядке лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год были представлены шестью сотрудниками Контрольно-счетной палаты, что составляет 100% от числа лиц, обязанных представлять указанные сведения.
В целях повышения открытости и доступности информации о деятельности Контрольно-счетной палаты по профилактике коррупционных правонарушений сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год, представленные сотрудниками, в соответствии с требованиями действующего законодательства размещены на официальном сайте в сети Интернет.
Также, в целях информирования общественности об осуществлении в Контрольно-счетной палате мер по предупреждению коррупции в отчетном году организована работа по наполнению и актуализации раздела "Противодействие коррупции" на официальной странице Контрольно-счетной палаты в сети Интернет.
В ходе осуществлении мероприятий внешнего муниципального финансового контроля в 2020 году Контрольно-счетной палатой учитывались рекомендации, предусмотренные протоколом заседания комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Новгородской области от 25 июня 2020 года N 21. В частности, во исполнение указанного протокола в программы проверок в обязательном порядке включались вопросы проверки результативности расходов на закупки по заключенным и исполненным муниципальным контрактам, осуществляемые в рамках национальных проектов.
В рамках установленных полномочий Контрольно-счетной палатой совершенствовались принятые антикоррупционные правовые акты и принимались новые.
Так, в 2020 году в целях приведения в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, признан утратившим силу порядок участия муниципальных служащих аппарата Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода на безвозмездной основе в управлении указанными в пункте 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя)", внесены изменения в Положение о порядке применения к лицам, замещающим должности муниципальной службы в аппарате Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода, взысканий за коррупционные правонарушения.
Председатель Контрольно-счетной палаты принимает участие в деятельности Межведомственного совета по противодействию коррупции при Думе Великого Новгорода и входит в состав межведомственной рабочей группы по вопросам противодействия правонарушениям при реализации национальных проектов. На заседаниях указанных органов рассматривались, в том числе и материалы (нарушения), выявленные Контрольно-счетной палатой.
4. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с иными органами, осуществляющими контрольные полномочия, обеспечение доступа к информации о деятельности, участие в мероприятиях по повышению квалификации
В 2020 году Контрольно-счетной палатой осуществлялось взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области в форме участия в параллельных мероприятиях, продолжено взаимодействие и сотрудничество по соглашению с прокуратурой Великого Новгорода. По запросу прокуратуры Великого Новгорода Контрольно-счетной палатой в 2020 году подготовлено 5 информационных материалов. В отчетном периоде подготавливалась и направлялась информация по запросам прокуратуры Новгородской области и УМВД России по Новгородской области.
Председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в заседаниях Совета и президиума Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Новгородской области, в ходе которых оказывалась правовая, организационная и методическая помощь сотрудникам контрольно-счетных органов муниципальных образований по вопросам непосредственного осуществления внешнего муниципального финансового контроля.
Заместитель председателя и аудитор Контрольно-счетной палаты принимали участие в работе Совета в качестве докладчиков по темам: "Влияние пандемии коронавируса на состояние муниципальных финансов" и "О результатах параллельного контрольного мероприятия "Проверка освоения бюджетных ассигнований, направленных на реализацию региональных проектов по национальному проекту "Жилье и городская среда".
В соответствии с инициативой Счетной палаты Новгородской области и поручением Губернатора Новгородской области Никитина А.С. 14 октября 2020 года при организационной и информационной поддержке Ассоциации "Совет муниципальных образований Новгородской области" состоялся методический семинар по вопросам работы контрольно-счетных органов муниципальных образований, вопросам изменений в законодательстве и практики работы органов местного самоуправления в сфере закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, в котором в качестве докладчиков приняли участие аудитор и главный инспектор Контрольно-счетной палаты.
В 2020 году Контрольно-счетной палатой в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" проводилась работа по повышению профессиональной компетентности сотрудников. Так, в рамках проекта по внедрению системы дистанционного обучения по программе курса "Профессиональное развитие сотрудников контрольно-счетных органов", начатого в предшествующие годы, сотрудники Контрольно-счетной палаты в течение 2020 года имели возможность изучить материалы порядка 25 обучающих семинаров (семинаров-тренингов), круглых столов, организованных Счетной палатой Российской Федерации на Портале Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов Российской Федерации в формате видеоконференций по наиболее актуальным вопросам.
В рамках реализации мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" в 2020 году один сотрудник прошел дистанционное обучение по программе повышения квалификации.
В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Регламентом работы Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2020 году Контрольно-счетной палатой ежемесячно в соответствии с установленным графиком организовывались прием граждан, рассмотрение обращений граждан, в том числе поступающих посредством использования сети "Интернет", с учетом ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции.
Деятельность Контрольно-счетной палаты сопровождалась совершенствованием нормативной правовой базы. В рамках установленных полномочий Контрольно-счетной палатой вносились изменения в ранее принятые стандарты финансового контроля, регламентирующие проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, регламент Контрольно-счетной палаты, совершенствовались антикоррупционные правовые акты.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде информация о ее деятельности размещалась в газете "Новгород", осуществлялось информационное обеспечение раздела Контрольно-счетной палаты на сайте www.adm.nov.ru.
Штатная численность Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде составляла 6 единиц, все должности укомплектованы сотрудниками, имеющими профильное высшее экономическое или юридическое образование.
_____________________________
* В соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного (муниципального) аудита (контроля), одобренным Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации (протокол от 17.12.2014 N 2-СКСО).
<< Назад |
||
Содержание Решение Думы Великого Новгорода от 25 марта 2021 г. N 540 "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.