Администрация Смоленской области постановляет:
Внести в областную государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики в Смоленской области", утвержденную постановлением Администрации Смоленской области от 29.11.2013 N 982 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 21.02.2014 N 114, от 08.05.2014 N 333, от 30.06.2014 N 477, от 18.07.2014 N 507, от 30.07.2014 N 536, от 14.08.2014 N 581, от 09.09.2014 N 623, от 14.11.2014 N 770, от 29.12.2014 N 920, от 10.03.2015 N 103, от 17.04.2015 N 221, от 18.06.2015 N 351, от 14.07.2015 N 411, от 27.08.2015 N 535, от 28.10.2015 N 657, от 29.12.2015 N 889, от 26.02.2016 N 100, от 13.05.2016 N 257, от 04.07.2016 N 400, от 29.07.2016 N 454, от 02.11.2016 N 641, от 02.12.2016 N 709, от 30.12.2016 N 818, от 07.02.2017 N 44, от 15.03.2017 N 127, от 20.04.2017 N 262, от 22.06.2017 N 390, от 23.08.2017 N 562, от 01.11.2017 N 739, от 29.12.2017 N 942, от 12.03.2018 N 122, от 17.04.2018 N 207, от 29.06.2018 N 441, от 09.08.2018 N 516, от 10.10.2018 N 647, от 22.11.2018 N 761, от 26.12.2018 N 916, от 20.02.2019 N 55, от 23.07.2019 N 414, от 08.10.2019 N 599, от 09.12.2019 N 738, от 19.12.2019 N 782, от 30.03.2020 N 153, от 09.11.2020 N 663, от 26.12.2020 N 833, от 26.12.2020 N 839),следующие изменения:
1) паспорт областной государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Смоленской области" изложить в следующей редакции:
"Паспорт
областной государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики в Смоленской области"
2) разделы 1-3 изложить в следующей редакции:
"1. Общая характеристика социально-экономической сферы реализации Государственной программы
В структуре экономики Смоленской области велика доля производства и распределения энергетических ресурсов - электрической энергии, тепловой энергии, воды, природного газа.
Суммарная установленная мощность 4 электрических станций, расположенных на территории региона, - 3 995 МВт, общее количество выработанной энергии по Смоленской области в 2019 году - 22 457,0 млн. кВт.ч, потребление региона в 2019 году составило 6 330,7 млн. кВт.ч.
Тепловую энергию в системах централизованного теплоснабжения вырабатывают 660 источников тепловой энергии, в том числе котельные, две тепловые электростанции и атомная электростанция. В 2019 году было выработано 5 797,0 тыс. Гкал тепловой энергии.
В топливном балансе Смоленской области доля газа составляет 98 процентов.
Протяженность водопроводных сетей составляет 4 927,5 км. В Смоленской области существуют 1 462 водозабора и 173 насосные станции водопровода.
В экономике и в инфраструктуре региона отмечается ряд проблем, к которым относятся в том числе и большие потери энергетических ресурсов как на стадии производства, так и при транспортировке и потреблении электроэнергии, тепла, газа и воды.
Энергоемкость валового регионального продукта Смоленской области (далее также - ВРП) за 2018 год составляет 16,6, за 2019 год - 16,5, по оценке, за 2020 год данный показатель равен 15,9.
По данным статистики, потери при передаче тепловой энергии составили в целом по Смоленской области в 2017, 2018, 2019 годах 1 027 тыс. Гкал, 903 тыс. Гкал, 852 тыс. Гкал соответственно, потери при передаче электрической энергии - 721,7 млн. кВт-ч, 579 млн. кВт-ч, 567 млн. кВт-ч соответственно.
Создание условий для энергосбережения и повышения эффективности производства, передачи и потребления энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач устойчивого развития Смоленской области.
В настоящее время в Смоленской области эксплуатируется одна коммерческая автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (далее - АГНКС) общества с ограниченной ответственностью "Газпром газомоторное топливо", расположенная в г. Смоленске, действуют два центра переоборудования транспортных средств на природный газ, находящиеся в частной собственности и расположенные в г. Смоленске. По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области, в Смоленской области официально зарегистрировано 9 электромобилей, 2 гибридных автомобиля.
2. Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, целевые показатели, описание ожидаемых конечных результатов, сроки и этапы реализации Государственной программы
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности во всех сферах экономики относятся к приоритетам государственной политики Российской Федерации.
Согласно Энергетической стратегии России до 2035 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. N 1523-р) к 2035 году планируется сокращение удельной энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в 1,6 раза, удельной электроемкости ВВП - в 1,4 раза.
Нормативные основы установлены Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", рядом нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В целях реализации указанного направления государственной политики на федеральном уровне действует государственная программа Российской Федерации "Развитие энергетики", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 321.
Стратегией социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года, утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 29.12.2018 N 981 (далее - Стратегия), установлены приоритеты политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Смоленской области.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала Смоленской области, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня благоустройства населенных пунктов, эффективности управления государственным и муниципальным имуществом. Таким образом, Государственная программа непосредственно связана с обозначенными в Стратегии приоритетами развития Смоленской области.
Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Смоленской области предусматривает реализацию не только государственных программ областного уровня, но и программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных образований Смоленской области и программ энергосбережения хозяйствующих субъектов.
Целью Государственной программы является рациональное использование энергетических ресурсов и создание условий для повышения энергетической эффективности региональной экономики и бюджетной сферы, расширение использования природного газа в качестве моторного топлива.
Энергоемкость ВРП определяет качество использования энергоресурсов, структуру промышленного производства, степень развитости энергетической системы Смоленской области.
Планируемое снижение энергоемкости ВРП к 2023 году:
Показатель |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Энергоемкость ВРП, т у.т./млн. руб. |
15,8 |
15,7 |
15,6 |
Показатель энергоемкости ВРП (для фактических и сопоставимых условий) (Э) определяется по формуле:
Э = ТЭР / ВРП, где:
ТЭР - потребление Смоленской области топливно-энергетических ресурсов, т у.т.;
ВРП - объем валового регионального продукта Смоленской области, млн. рублей.
Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива рассчитывается по формуле:
где:
- объем потребления природного газа всех транспортных средств в год;
- объем потребления природного газа 1 транспортного средства в час;
- количество часов работы транспортного средства в год.
Целевые показатели реализации Государственной программы представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
Государственная программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2014 - 2016 годы, II этап - 2017 - 2023 годы.
Результатами реализации Государственной программы являются:
- снижение энергоемкости валового регионального продукта Смоленской области;
- увеличение потребления природного газа в качестве моторного топлива.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм
Государственная программа включает в себя основное мероприятие, две подпрограммы и обеспечивающую подпрограмму.
Основное мероприятие "Создание зарядных станций для зарядки электромобилей" направлено на создание зарядных станций для зарядки электромобилей.
Развитие указанного вида транспорта сдерживается в том числе отсутствием общественно доступных зарядных станций.
Требованиями к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2020 г. N 1753, предусмотрено наличие на объектах дорожного сервиса зарядных колонок (станций) для транспортных средств с электродвигателями. В этой связи предполагается оснащение строящихся АГНКС зарядными станциями.
Подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Смоленской области" направлена на развитие энергосбережения в ключевых отраслях экономики Смоленской области и включает в себя следующие основные мероприятия:
- "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований Смоленской области";
- "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде";
- "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры";
- "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике".
Подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива в Смоленской области" направлена на расширение газозаправочной инфраструктуры и включает в себя основное мероприятие "Создание условий для расширения использования природного газа в качестве моторного топлива".
План реализации Государственной программы приведен в приложении N 2 к Государственной программе.";
3) в разделе 4:
- абзац второй изложить в следующей редакции:
"Общий объем финансирования Государственной программы составляет 2 470 414,2 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета - 21 266,5 тыс. рублей, средства областного бюджета - 446 512,0 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 8 898,2 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 1 993 737,5 тыс. рублей.";
- абзацы девятый - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"- 2020 год - 133 616,3 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 47 685,1 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 671,2 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 85 260,0 тыс. рублей;
- 2021 год - 132 888,5 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 36 762,9 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 631,5 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 95 494,1 тыс. рублей;
- 2022 год - 33 828,2 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 24 124,4 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 9 703 8 тыс. рублей;";
- после абзаца одиннадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"- 2023 год - 117 715,5 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 25 089,3 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 92 626,1 тыс. рублей.";
- абзацы двенадцатый, четырнадцатый, пятнадцатый, шестнадцатый, семнадцатый признать утратившими силу;
4) абзац третий пункта 5 изложить в следующей редакции:
"- постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2021 N 161 "Об утверждении требований к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";";.
5) в подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Смоленской области":
- паспорт подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Смоленской области" изложить в следующей редакции:
"Паспорт
подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Смоленской области"
- в разделе 1:
- абзац первый изложить в следующей редакции:
"Высокой энергоемкости ВРП способствует значительная степень износа основных фондов обрабатывающего производства (48,6% на конец 2018 г.), сельского хозяйства (46%), производства и распределения электроэнергии, газа и воды (52,3%), организаций транспорта и связи (64,2%). Степень износа всех основных фондов Смоленской области составила 52,2%.";
- в абзаце третьем слова "в 2018 году составили 14%" заменить словами "в 2019 году составили 13%";
- разделы 2 и 3 изложить в следующей редакции:
"2. Цели и целевые показатели реализации подпрограммы
Целью подпрограммы является рациональное использование энергетических ресурсов.
Целевыми показателями реализации подпрограммы являются:
- отношение расходов на приобретение энергетических ресурсов к объему валового регионального продукта Смоленской области (), который определяется по формуле:
, где:
ЭР - расходы субъекта Российской Федерации на приобретение энергетических ресурсов, млрд. рублей;
ВРП - объем валового регионального продукта Смоленской области, млрд. рублей;
- доля объема электрической энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме электрической энергии, потребляемой (используемой) на территории Смоленской области (), который определяется по формуле:
, где:
- объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал;
- общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, Гкал;
- доля объема тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме тепловой энергии, потребляемой (используемой) на территории Смоленской области (), который определяется по формуле:
, где:
- объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета, Гкал;
- общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации тепловой энергии, Гкал;
- доля объема природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, в общем объеме природного газа, потребляемого (используемого) на территории Смоленской области (), который определяется по формуле:
, где:
- объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета, тыс. куб. м;
- общий объем потребления (использования) на территории субъекта Российской Федерации природного газа, тыс. куб. м.
Целевые показатели реализации подпрограммы представлены в приложении N 1 к Государственной программе.
3. Перечень основных мероприятий подпрограммы
Подпрограммой предусматривается выполнение следующих основных мероприятий:
1. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в государственных (муниципальных) учреждениях и иных организациях с участием государства и муниципальных образований Смоленской области.
2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике.
Показатели реализации основных мероприятий подпрограммы представлены в приложении N 2 к Государственной программе.
Средства областного бюджета предоставляются в форме субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на перевод жилищного фонда на индивидуальное газовое отопление, а также субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на модернизацию, реконструкцию водопроводных сетей, систем водоподготовки, насосных станций.
Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на перевод жилищного фонда на индивидуальное газовое отопление представлен в приложении N 2.1 к Государственной программе.
Порядок предоставления и распределения субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных образований Смоленской области на модернизацию, реконструкцию водопроводных сетей, систем водоподготовки, насосных станций представлен в приложении N 2.2 к Государственной программе.";
- в разделе 4:
- в абзаце первом слова "2 093244,4 тыс. рублей" заменить словами "1 976 536,2 тыс. рублей", слова "202 248,7 тыс. рублей" заменить словами "214 634,0 тыс. рублей", слова "8 266,7 тыс. рублей" заменить словами "8 898,2 тыс. рублей", слова "1 861 462,5 тыс. рублей" заменить словами "1 731 737,5 тыс. рублей";
- абзацы девятый, десятый изложить в следующей редакции:
"- 2021 год - 20 510,9 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 12 385,3 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 631,5 тыс. рублей, средства внебюджетных источников - 7 494,1 тыс. рублей;
- 2022 год - 9 703,8 тыс. рублей, из них средства внебюджетных источников - 9 703,8 тыс. рублей;";
- дополнить абзацем следующего содержания:
"- 2023 год - 92 626,1 тыс. рублей, из них средства внебюджетных источников - 92 626,1 тыс. рублей.";
6) подпрограмму "Развитие энергетики в Смоленской области" признать утратившей силу;
7) в подпрограмме "Развитие рынка газомоторного топлива в Смоленской области":
- в паспорте подпрограммы "Развитие рынка газомоторного топлива в Смоленской области":
- в позиции "Сроки (этапы) реализации подпрограммы" слова "2020-2022 годы" заменить словами "2020-2023 годы";
- позицию "Объемы ассигнований подпрограммы (по годам реализации и в разрезе источников финансирования)" изложить в следующей редакции:
- абзацы третий и четвертый раздела 1 изложить в следующей редакции:
"В 2018 году в Смоленской области в качестве моторного топлива было израсходовано 617 тыс. куб. м природного газа, в 2019 году - 586 тыс. куб. м, в 2020 году - 560 тыс. куб. м. Снижение интереса к газомоторному топливу связано с отсутствием заправочной инфраструктуры.
В 2021 году планируется начать строительство одной АГНКС в районе границы с Республикой Беларусь.";
- в разделе 2:
- таблицу изложить в следующей редакции:
"Таблица
Наименование показателя |
Единица измерения |
Базовое значение показателя |
Планируемое значение показателя |
||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива |
тыс. куб. м |
617 |
586 |
560 |
560 |
590 |
630 |
- дополнить абзацами следующего содержания:
"Объем потребления природного газа в качестве моторного топлива рассчитывается по формуле:
где:
- объем потребления природного газа всеми транспортными средствами в год;
- объем потребления природного газа 1 транспортным средством в час;
- количество часов работы транспортного средства в год.";
- раздел 4 изложить в следующей редакции:
"4. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Общий объем финансирования подпрограммы составляет 88 000,0 тыс. рублей, из них средства внебюджетных источников - 88 000,0 тыс. рублей.
Объем финансирования подпрограммы по годам:
- 2021 год - 88 000,0 тыс. рублей, из них:
- средства внебюджетных источников - 88 000,0 тыс. рублей.";
8) таблицу обеспечивающей подпрограммы изложить в следующей редакции:
9) приложения N 1, 2, 2.1 изложить в новой редакции (прилагаются).
10) дополнить приложением N 2.2 (прилагается).
Губернатор Смоленской области |
А.В. Островский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Смоленской области от 26 марта 2021 г. N 188 "О внесении изменений в областную государственную программу "Энергоэффективность и развитие энергетики в Смоленской области"
Вступает в силу с 26 марта 2021 г.
Текст постановления опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 30 марта 2021 г. N 6700202103300012