Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Комитета
Республики Коми по тарифам
от 28 декабря 2020 года
Руководство
по соблюдению обязательных требований законодательства в области регулируемых цен (тарифов) на территории Республики Коми
I. Общие положения
Настоящее руководство разработано Комитетом Республики Коми по тарифам (далее - Комитет) во исполнение пункта 2 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Полномочия Комитета по осуществлению государственного регионального контроля (надзора) определены в соответствии с Положением о Комитете Республики Коми по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 N 541.
II. Состояние нормативно-правового регулирования в области регулируемых государством цен (тарифов)
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) в области регулируемых государством цен (тарифов) на территории Республики Коми утвержден приказом Комитета от 28.12.2020 N 52-ОД.
III. Рекомендации, направленные на исключение фактов нарушения обязательных требований в области регулируемого ценообразования
1. Регулируемые организации обязаны представлять в Комитет предложение об установлении соответствующих тарифов в порядке и сроки, установленные законодательством.
Необходимо обратить внимание на то, что решение о пересмотре цен (тарифов), проводимом с целью учета корректировок долгосрочных тарифов, принимается в том же порядке, что и решение об установлении цен (тарифов).
В случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении тарифов возникнет необходимость уточнения предложения об установлении тарифов, орган регулирования тарифов запрашивает дополнительные сведения.
Направление пакета требуемых документов в полном объеме необходимого для расчета размера необходимой валовой выручки и тарифов, проведения экспертизы предложения об установлении соответствующих цен (тарифов). Непредставление информации в орган регулирования препятствует установлению, изменению, введению или отмене тарифов.
Кроме того, Комитет вправе запрашивать у организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики и получать от них информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов).
Непредставление в Комитет к установленному сроку предложения об установлении тарифов, корректировке тарифов, непредставлении ответа на запрос Комитета может привести к возбуждению в отношении регулируемой организации и должностного лица дела об административном правонарушении по части 1 статьи 19.7.1 КоАП РФ.
2. Регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов в порядке, установленном законодательством, что обеспечивает формирование полной и достоверной информации о деятельности регулируемых организаций, необходимой для тарифного регулирования.
Ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.
В соответствии с пунктом 4 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (ПБУ 1/2008)", учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.
Таким образом, разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила касающиеся порядка ведения раздельного учета.
Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихся к различным видам деятельности посредством открытия к соответствующим синтетическим бухгалтерским счетам субсчетов первого порядка - по видам деятельности, а при необходимости и второго - по видам продукции внутри вида деятельности, третьего и т.д., с тем расчетом, чтобы, по данным бухгалтерского учета можно было определить себестоимость по каждому виду деятельности раздельно.
При этом за нарушение требований к ведению раздельного учета расходов и доходов предусмотрена административная ответственность по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
3. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, в области обращения с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики обязаны раскрывать информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии со вступившим в силу 5 октября 2018 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2018 г. N 390 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" информация, подлежащая раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами и юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения, раскрывается указанными организациями, начиная с указанной даты, путем размещения в федеральной государственной информационной системе "Единая информационно-аналитическая система "Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования" (далее - информационно-аналитическая система).
При этом указанные организации обязаны уведомлять Комитет о размещении указанной информации в информационно-аналитической системе.
В Комитете отсутствуют информационные системы, позволяющие направлять сведения для публикации указанных стандартов раскрытия информации в информационно-аналитическую систему.
Ссылка на размещенные стандарты раскрытия информации расположена в разделе "Раскрытие информации в ЖКХ" Официального Интернет-сайта Федеральной антимонопольной службы fas.gov.ru.
Административная ответственность за нарушение требований стандартов раскрытия информации предусмотрена статьями 19.8.1. и 9.15 КоАП РФ.
4. Соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных тарифов относится к обязательным требованиям.
Не допускается как завышение, так и занижение установленных тарифов при осуществлении расчетов с потребителями.
Завышение установленных тарифов влечет административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Также не допускается применение тарифов, установленных для одной регулируемой организации, другой регулируемой организацией.
В данном случае действия юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), а также виновных должностных лиц будут квалифицированы как "иное нарушение установленного порядка ценообразования".
При этом отсутствие тарифа у юридического лица (индивидуального предпринимателя) не исключает обязанности потребителя по оплате фактически оказанных услуг. По мнению ФАС России, вопрос о цене регулируемой услуги, потребленной до установления органом регулирования соответствующего тарифа для регулируемой организации, может быть разрешен в гражданско-правовом порядке, то есть по соглашению сторон, исходя из принципа соразмерности и экономической обоснованности понесенных на оказание услуг расходов.
Занижение установленных тарифов, а ровно иное нарушение установленного порядка ценообразования также влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
IV. Ответственность за нарушение требований
Лица, виновные в нарушении законодательства в области регулируемых государством цен (тарифов), несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации по следующим основаниям:
завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года (часть 1 статьи 14.6. КоАП РФ);
занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей (часть 1 статьи 14.6. КоАП РФ);
нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации либо предоставление заведомо ложной информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также нарушение порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей (статья 9.15 КоАП РФ);
невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (часть 5 статьи 19.5. КоАП РФ);
непредставление или несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 1 статьи 19.7.1. КоАП РФ);
представление заведомо недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), если обязательность представления сведений предусмотрена нормативными правовыми актами для установления, изменения, введения или отмены тарифов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 19.7.1. КоАП РФ);
непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование сведений или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий, и (или) операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, и (или) теплоснабжающими организациями влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 1 статьи 19.8.1. КоАП РФ).
Кроме того, подконтрольные субъекты, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.