Постановление Верховного Суда РФ от 17 марта 2021 г. N 81-АД20-13
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Маковой Анны Федоровны на вступившие в законную силу постановление судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 6 июля 2020 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Маковой Анны Федоровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Кемеровского областного суда от 6 июля 2020 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2020 г., Макова А.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Макова А.Ф. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Коронавирусная инфекция (2019-nCov) (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) МКБ-10 - 16. В 34.2) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Исходя из положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ), режим повышенной готовности вводится при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417.
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3 данных правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны: соблюдать требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 названных правил при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности (подпункты "а", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
Распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - распоряжение Губернатора Кемеровской области от 14 марта 2020 г. N 21-рг) с 16 марта 2020 г. на территории указанного региона введен режим функционирования для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций "Повышенная готовность".
Подпунктом 8.2 пункта 8 указанного распоряжения (в редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 апреля 2020 г. N 47-рг, действовавшей на момент выдачи Маковой А.Ф. постановления должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий) установлено, что гражданам, прибывшим на территорию Кемеровской области - Кузбасса всеми видами транспорта из всех субъектов Российской Федерации и проживающим на территории этого региона необходимо обеспечить изоляцию в домашних условиях (нахождение в изолированном помещении, позволяющем исключить контакты с членами семьи и иными лицами, не подвергнутыми изоляции) на срок 14 календарных дней со дня прибытия.
С учетом последующих изменений эти требования были изложены в подпункте 9.2 пункта 9 названного распоряжения.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Закона N 52-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что 15 апреля 2020 г. Маковой А.Ф., прибывшей на территорию Кемеровской области из г. Москвы, главным государственным санитарным врачом Кемеровской области - Кузбасса выдано постановление N 22 об изоляции гражданина, которым на нее возложена обязанность обеспечить изоляцию на 14 календарных дней с момента прибытия на территорию Кемеровской области - Кузбасса при отсутствии контактных лиц, исключить посещение мест массового скопления людей.
Однако 16 апреля 2020 г. в 10.00 часов Макова А.Ф. допустила невыполнение в установленный срок в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) указанного постановления о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, покинула место самоизоляции - квартиру N ... по ул. ... области, прибыв по адресу: ...
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1), рапортом (л.д. 2), копией постановления об изоляции гражданина (л.д. 4-5) и иными материалами дела, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Маковой А.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса. Действия Маковой А.Ф. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что Макова А.Ф., покидая место самоизоляции, действовала в состоянии крайней необходимости, так как требовалось приобрести продукты, являлся предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу, признан несостоятельным и получил надлежащую правовую оценку. Оснований для освобождения Маковой А.Ф. от административной ответственности в порядке статьи 2.7, пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
В этой связи необходимо отметить наличие данных о том, что администрация муниципального образования была осведомлена о нахождении Маковой А.Ф. на самоизоляции, заместитель главы Киселевского городского округа уведомлен об этом для организации обеспечения ее предметами первой необходимости, в том числе продуктовым набором, специальными службами, осуществляющими деятельность в данном направлении.
Вопреки утверждению в жалобе данных о составлении протокола об административном правонарушении без участия Маковой А.Ф. не имеется.
Содержание протокола об административном правонарушении позволяет сделать вывод о том, что он составлен в присутствии Маковой А.Ф., в соответствующих графах ее подписью удостоверен факт разъяснения прав, предусмотренных статьей 51 Конституции Российской Федерации, статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Маковой А.Ф. изложены объяснения по обстоятельствам описанного в протоколе правонарушения.
Означенный процессуальный документ составлен с соблюдением требований статьи 28.2 названного кодекса, оснований для признания его недопустимым доказательством по делу не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств и собранных доказательств не является правовым основанием к отмене принятых судебными инстанциями решений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, предусмотренным статьями 4.1 - 4.3, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 названного кодекса соответственно.
При рассмотрении настоящей жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации учитывает, что распоряжением Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 17 августа 2020 г. N 133-рг "О внесении изменений в некоторые распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса и признании утратившим силу распоряжения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 26 мая 2020 г. N 70-рг "О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения режима изоляции гражданами, прибывающими на территорию Кемеровской области - Кузбасса из других субъектов Российской Федерации" в распоряжение Губернатора Кемеровской области - Кузбасса от 14 марта 2020 г. N 21-рг (в редакции с последующими изменениями) внесены изменения, исключен пункт 9, которым для граждан, прибывших на территорию указанного региона из всех субъектов Российской Федерации и проживающих на его территории установлено требование обеспечить изоляцию в домашних условиях на срок 14 календарных дней со дня прибытия.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу только в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно информации, предоставленной Киселевским городским судом Кемеровской области и Отделом судебных приставов по г. Киселевску УФССП России по Кемеровской области, состоявшееся по настоящему делу постановление судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 г. исполнено, наложенный административный штраф уплачен.
При таких обстоятельствах и с учетом положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоявшиеся по настоящему делу судебные акты отмене не подлежат.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 названного кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление судьи Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 июня 2020 г., решение судьи Кемеровского областного суда от 6 июля 2020 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2020 г., вынесенные в отношении Маковой А.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Маковой А.Ф. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 марта 2021 г. N 81-АД20-13
Текст постановления опубликован не был