Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 февраля 2021 г. N 03-11-10/13452
Департамент налоговой политики, рассмотрев обращение по вопросам применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога) (далее - ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении объекта налогообложения по ЕСХН учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, средства целевого финансирования в виде полученных грантов.
При этом грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации - на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации; гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Учитывая изложенное, условиями для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования являются, в частности, их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами и некоммерческими организациями на осуществление указанных конкретных программ.
Соблюдение вышеназванных условий обязательно для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы. В противном случае полученные денежные средства или иное имущество не признаются грантами для целей ЕСХН.
В отношении порядка учета субсидий следует иметь в виду, что согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, доходы в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 Кодекса (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 Кодекса).
В этой связи денежные средства в виде субсидий, полученные из бюджета в целях возмещения расходов, учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по ЕСХН в случае, если такие расходы не предусмотрены в статье 270 Кодекса.
Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по ЕСХН, установлен пунктом 2 статьи 346.5 Кодекса.
Расходы в виде денежных средств, направляемых на формирование неделимого фонда кооператива, в указанный перечень расходов не включены.
Исходя из этого указанные расходы не учитываются в составе расходов при определении объекта налогообложения по ЕСХН.
В аналогичном порядке учитываются в составе доходов средства целевого финансирования в виде полученных грантов и субсидий при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как учитываются гранты и субсидии при определении объекта налогообложения по ЕСХН и УСН.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 февраля 2021 г. N 03-11-10/13452
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 26 марта 2020 г. N 11