Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Кроме того, налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпунктами 3 и 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Следовательно, если налогоплательщику неправомерно исчислены налоги, пени, штрафы, проценты, ему необходимо обратится в налоговый орган для уточнения суммы налога после получения налогового уведомления.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок, согласно пункту 6 статьи 45 Кодекса, является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, налогоплательщик согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 23 Кодекса обязан выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
В соответствии с пунктом 6 письма ФНС России от 21.10.2015 N ГД-4-8/18401@ налоговые органы информируют после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения, работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных).
Согласно пункту 1 статьи 102 Кодекса, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения.
Следовательно, сведения о задолженности конкретного налогоплательщика, теряют режим отнесения к налоговой тайне.
Условия обработки персональных данных регулируются Законом о персональных данных.
Оператором персональных данных в соответствии со статьей 3 Закона о персональных данных определен государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Следовательно, оператором персональных данных будет считаться организации, которые нанимают работников по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, государственные и муниципальные учреждения, ведомства и службы, в том числе налоговые органы.
Под персональными данными понимаются данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных (статья 3 Закона о персональных данных).
В соответствии со статьей 8 Закона о персональных данных в целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных. В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных.
Статьей 65 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень документов, содержащих персональные данные, которые поступающий на работу гражданин обязан представить работодателю.
Обработка этих сведений при выполнении работодателем возложенных на него трудовым законодательством обязанностей, в том числе связанных с их передачей в налоговые органы, внебюджетные фонды, подпадает под комментируемое основание и не требует согласия работника.
Таким образом работодатели, равно как и налоговый орган по месту учета налогоплательщика являются операторами персональных данных своих сотрудников.
Получение работодателем от налогового органа таких персональных данных как фамилия, имя и отчество лица, имеющего задолженность по налогам и сборам (пеням, штрафам), не может являться неправомерным раскрытием его персональных данных, право на обработку которых уже имеется у работодателя в силу положений трудового законодательства.
Действия налоговых органов по информированию работодателя о задолженности налогоплательщика, направлены на сокращение и досудебное урегулирование этой задолженности. Данная информация доводится до сведения работодателя в целях последующего информирования налогоплательщика о наличии у него задолженности по обязательным платежам перед бюджетом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Впоследствии, после получения из судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступивших в законную силу в случае, если сумма задолженности не превышает 100 тыс. рублей, налоговый орган в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", направляет исполнительный документ о взыскании денежных средств этому же работодателю или иному лицу, выплачивающему должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи.
По состоянию на 05.03.2021 за Б. числится задолженность по налогу на имущество физических лиц (пени за несвоевременную уплату налога за 2018 и 2019 годы), а также задолженность по решению о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (штраф за несвоевременную сдачу налоговой отчетности).
Погасить задолженность можно с помощью обновленного сервиса "Уплата налогов и пошлин" (https://service.nalog.ru/payment/) на сайте ФНС России или в банке, в кассах местных администраций или в любом отделении почтовой связи.
Действительный государственный советник |
А.С. Петрушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сведения о задолженности конкретного налогоплательщика теряют режим отнесения к налоговой тайне.
Получение работодателем от налогового органа таких персональных данных, как ФИО должника, не относится к неправомерному раскрытию его персональных данных.
Информирование работодателя о задолженности налогоплательщика направлено на сокращение и досудебное урегулирование этой задолженности. Данная информация доводится до сведения работодателя в целях последующего информирования налогоплательщика.
Письмо Федеральной налоговой службы от 29 марта 2021 г. N ПА-3-24/2335@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 20-26 апреля 2021 г. N 15