Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
о психолого-педагогической службе в системе образования Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
(утв. постановлением администрации района от 26 марта 2021 г. N 171)
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет систему, цели и задачи психолого-педагогической службы в системе образования Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - Служба), организацию деятельности Службы на муниципальном уровне, организацию деятельности Службы на уровне образовательной организации, механизмы мониторинга эффективности деятельности Службы.
1.2. Под Службой понимается организационная структура, включающая в себя узких специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, социальные педагоги) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (далее - узкие специалисты).
1.3. В работе Службы принимают участие учреждения, обеспечивающие управление и координацию деятельности узких специалистов, а также выполняющие функции научного и методического сопровождения кадрового обеспечения Службы.
Деятельность Службы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4. Психолого-педагогическая помощь участникам образовательных отношений - комплексная деятельность по предупреждению и преодолению трудностей обучения, развития и социальной адаптации, развитию необходимых учебных, жизненных и гибких профессиональных компетенций у детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - психолого-педагогическая помощь, ОВЗ соответственно), детей-инвалидов, несовершеннолетних обучающихся, признанных подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
1.5. Психолого-педагогическая помощь включает в себя консультативную, просветительскую и иную деятельность с родителями (законными представителями), педагогическими и административными работниками образовательных организаций, направленную на повышение качества образования и формирование благоприятного психологического климата, способствующего достижению обучающимися образовательных результатов и социальной адаптации.
1.6. Под понятием психолого-педагогическая помощь понимается вся деятельность, выполняемая узкими специалистами Службы для решения поставленных перед ней задач.
1.7. Деятельность Службы основана на принципах единства целей и задач, преемственности и согласованности взаимодействия между всеми элементами системы Службы для обеспечения максимально своевременной, доступной, качественной психолого-педагогической помощи всем категориям лиц, которые в ней нуждаются.
1.8. Основные виды деятельности специалистов Службы:
- психолого-педагогическая диагностика детей и обучающихся;
- психолого-педагогическое просвещение субъектов образовательных отношений;
- психолого-педагогическая профилактика ухудшения психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания;
- психолого-педагогическая коррекция недостатков в психическом развитии, социализации и адаптации у детей и обучающихся;
- психолого-педагогическое консультирование участников образовательных отношений;
- развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов и социально-эмоциональных навыков у обучающихся;
- психолого-педагогическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение;
- психолого-педагогическое проектирование безопасной и комфортной образовательной среды, способствующей достижению целей обучения и воспитания обучающихся.
1.9. В управлении, координации, методическом и кадровом обеспечении Службы принимают участие:
- школьные психологические службы в муниципальных учреждениях общего образования Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- консультационные центры и службы ранней помощи в дошкольных образовательных организациях Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (далее - ТПМПК);
- Муниципальное казенное учреждение "Районный информационно-методический центр" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- психолого-педагогическая служба Муниципального бюджетного образовательного учреждения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- психолого-педагогическая служба Краевого государственного бюджетного учреждения "Чегдомынский комплексный центр социального обслуживания населения";
- психолого-педагогическая служба Краевого государственного казенного учреждения "Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 17";
- психолого-педагогическая служба Краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Чегдомынский горно-технологический техникум";
- управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края;
- Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
2. Цели и задачи деятельности Службы
2.1. Служба функционирует исходя из необходимости достижения приоритетных целей своей деятельности и решения соответствующих им задач.
2.2. Цели и задачи едины для всех элементов системы Службы, но механизмы и технологии их достижения могут быть различны, исходя из возрастных, индивидуальных и иных особенностей обучающихся, находящихся в сфере ответственности специалистов различных элементов Службы.
2.3. Задачи Службы:
2.3.1. Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся:
- содействие внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, участие в оптимизации нагрузки и мониторинге здоровья обучающихся;
- внедрение и применение здоровьесберегающих технологий в практике своей деятельности;
- формирование у детей культуры здоровья и здорового образа жизни;
- реализация мероприятий по воспитанию осознанного устойчивого отрицательного отношения обучающихся к употреблению алкоголя, табака и иных психоактивных веществ;
2.3.2. Сохранение и укрепление психического и психологического здоровья обучающихся и других участников образовательных отношений:
- мониторинг актуального психоэмоционального состояния и выраженности признаков психологического неблагополучия у обучающихся и других участников образовательных отношений;
- профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций у административных и педагогических работников организаций учреждений системы образования;
- проектирование образовательной среды, отвечающей требованиям безопасности и комфортности;
- экспертиза безопасности и комфортности образовательной среды (в границах своей компетенции);
- оказание психолого-педагогической (профилактической, коррекционной, консультативной, иной) помощи обучающимся в преодолении тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств, а также расстройств адаптации;
- оказание психолого-педагогической (профилактической, коррекционной, консультативной, иной) помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пережившим потенциально психотравмирующие события;
- реализация мероприятий по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального) поведения детей и молодежи;
- формирование у обучающихся навыков сохранения своего психологического здоровья (навыки контроля эмоций, конструктивной коммуникации и др.;
2.3.3. Предупреждение, преодоление и компенсация трудностей в обучении и развитии у обучающихся, психолого-педагогическое и программ профессионального образования, в том числе адаптированных:
- реализация психолого-педагогических программ преодоления трудностей в развитии и обучении;
- участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
- диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающегося, их индивидуального прогресса и достижений;
- содействие в достижении обучающимися предметных, личностных и метапредметных результатов освоения образовательных программ, приобретении общих компетенций, содействие в развитии у обучающихся универсальных (или базовых) учебных действий;
- содействие в построении индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, индивидуальных траекторий развития, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- психолого-педагогическое сопровождение процессов обучения, коррекции, воспитания, социальной адаптации и социализации лиц с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
- проектирование развивающей образовательной среды, отвечающей возрастным и индивидуальным особенностям ребенка (в границах своей компетенции);
- проведение психолого-педагогической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизиологическим и иным особенностям обучающихся, их склонностям, способностям и интересам.
2.3.4. Содействие позитивной социализации, развитие навыков социального взаимодействия у детей:
- формирование психологической и педагогической готовности к началу освоения образовательных программ, переходу на новую ступень или новый уровень образования, реализация мероприятий по профилактике возникновения явлений дезадаптации на новой ступени или новом уровне образования;
- определение уровня сформированности компонентов готовности к освоению образовательных программ;
- проведение мероприятий по коррекции выраженных признаков дезадаптации у обучающихся;
- реализация программ развития социально-эмоциональных навыков у детей;
- содействие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, реализация мероприятий по предупреждению возникновения явлений ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение.
2.3.5. Психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования личности детей, формирование готовности обучающихся к осознанной и ответственной самостоятельной жизни в современном мире:
- реализация мероприятий по профилактике и коррекции девиантного и делинквентного поведения детей и молодежи;
- содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
- содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора профессии;
- психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей; реализация мероприятий, помогающих максимально реализовать потенциал и сформировать универсальные способы познания мира у одаренных детей;
- реализация мероприятий, направленных на формирование адекватной самооценки, позитивной социальной позиции, расширение спектра социальных ролей, развитие навыков саморегуляции и умения делать выбор в различных ситуациях;
- оказание психолого-педагогической (диагностической, консультативной, просветительской) в помощи обучающимся в самопознании и самоопределении, в том числе профессиональном; Формирование личностных качеств и умений, необходимых для осуществления, осознанного и обоснованного профессионального самоопределения, поиска своего места в обществе, самопознания и развития собственных интересов и возможностей, формирования Я-концепции.
2.3.6. Повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательных отношений:
- профилактика социального сиротства;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по вопросам обучения, воспитания, развития;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование административных и педагогических работников организации;
- психолого-педагогическое просвещение и консультирование лиц, желающих принять в семью ребенка;
- повышение психолого-педагогической культуры всех участников образовательных отношений.
2.3.7. Обеспечение качества деятельности Службы:
- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы;
- разработка, апробация и внедрение психолого-педагогических технологий с доказанной эффективностью;
- аккумуляция и трансляция лучших моделей и технологий психолого-педагогической помощи;
- обеспечение доступности психолого-педагогической помощи всем нуждающимся в ней лицам на всей территории района.
3. Основные функции Службы.
3.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края:
- оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, испытывающим трудности в обучении, развитии и (или) социальной адаптации, в том числе детям с ОВЗ и детям-инвалидам, преимущественно не имеющим возможности получить психолого-педагогическую помощь по месту своего обучения;
- осуществление функций ТПМПК;
- повышение квалификации узких специалистов Службы;
- трансляция образовательной политики района в сфере психолого-педагогического сопровождения другим элементам системы Службы;
- координация и методическое сопровождение деятельности и развития Службы;
- мониторинг деятельности и развития Службы, в том числе разработка критериев эффективности деятельности и развития Службы;
- оказание экстренной, кризисной психолого-педагогической помощи детям, проживающим на территории муниципального образования в рамках деятельности групп "экстренного реагирования";
- оказание психолого-педагогической помощи несовершеннолетним, совершившим попытку самоубийства; оказание психолого-педагогической помощи родственникам и ближайшему окружению несовершеннолетнего, совершившего суицид; сопровождение и согласование индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних, совершивших попытку суицида.
3.2. Муниципальное казенное учреждение "Районный информационно-методический центр" городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края:
- экспертиза методических материалов, программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся, рабочих программ узких специалистов.
3.3. Управление образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края:
- организационно-управленческое обеспечение деятельности муниципальной психологической службы;
- стратегическое и текущее взаимодействие с другими элементами системы Службы в интересах обеспечения эффективности деятельности муниципальной психологической службы.
3.4. Психолого-педагогические службы образовательных организаций:
- оказание психолого-педагогической помощи детям от ноля до трех лет (на заявительной основе) в рамках деятельности служб ранней помощи;
- оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не являющимся обучающимися коррекционных учреждений (на заявительной основе) в рамках деятельности центров сопровождения детей различных нозологических групп;
- стратегическое и текущее взаимодействие с другими структурными элементами системы Службы в интересах обеспечения эффективности своей деятельности;
- оказание психолого-педагогической помощи обучающимся образовательных организаций, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, в том числе обучающимся организаций, не имеющих в штатном расписании тех или иных специалистов Службы (или с открытой вакансией специалиста);
- оказание экстренной, кризисной психолого-педагогической помощи детям, проживающим на территории муниципального образования в рамках деятельности групп "экстренного реагирования";
- психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям (законным представителям) детей в рамках деятельности консультативных пунктов на базе муниципальных образовательных организаций и организаций, осуществляющих обучение;
- оперативное взаимодействие с другими элементами системы Службы в целях решения частных вопросов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся.
3.5. Психолого-педагогическая служба Краевого государственного бюджетного учреждения "Чегдомынский комплексный центр социального обслуживания населения":
- оказание психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не являющимся обучающимися коррекционных учреждений (на заявительной основе) в рамках деятельности центров сопровождения детей различных нозологических групп;
- стратегическое и текущее взаимодействие с другими структурными элементами системы Службы в интересах обеспечения эффективности своей деятельности;
- оперативное взаимодействие с другими элементами системы Службы в целях решения частных вопросов оказания психолого-педагогической помощи обучающимся;
- оказание психолого-педагогической помощи длительно болеющим детям.
3.6. Психолого-педагогическая служба Краевого государственного казенного учреждения "Организация, осуществляющая обучение, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом N 17":
- оказание психолого-педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам, желающим принять в семью ребенка в рамках деятельности служб по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители;
- оказание психолого-педагогической помощи семьям, в которых воспитываются усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством) дети;
- взаимодействие с другими элементами системы Службы по стратегическим и текущим вопросам, в том числе в рамках обеспечения преемственности и передачи информации с психолого-педагогической службой в системе профессионального образования.
4. Организация деятельности Службы на уровне.
4.1. Организационная структура работы Службы формируется Управлением образования администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края самостоятельно.
4.2. Структура деятельности Службы, помимо части, самостоятельно формируемой Управлением образования, предусматривает:
- ежегодный мониторинг актуального эмоционального состояния и симптомов психологического неблагополучия 100 процентов обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края, с формированием "группы риска" и разработкой индивидуальных программ коррекции (индивидуальных программ реабилитации);
- формы и механизмы охвата психолого-педагогической помощью обучающихся образовательных организаций, в штатном расписании которых не предусмотрены ставки тех или иных узких специалистов или имеется незакрытая вакансия узкого специалиста;
- наличие собственных муниципальных источников очной и дистанционной психолого-педагогической помощи, оказываемой обучающимся и их родителям (законным представителям) на заявительной основе;
- наличие плана деятельности и развития Службы на календарный год, содержащий в себе текущие приоритеты деятельности и развития, целевые показатели деятельности и развития, ключевые мероприятия, ожидаемые результаты деятельности и развития Службы на конец отчетного периода;
- наличие группы "экстренного реагирования", состоящей из специалистов, прошедших обучение по вопросам кризисной психологической помощи и уполномоченных на оказание психологической помощи детям, демонстрирующим симптомы выраженных расстройств адаптации, представляющих потенциальную опасность для их жизни и здоровья или жизни и здоровья окружающих.
4.3. Служба имеет право на создание рабочих и творческих групп, методических объединений и других инструментов методической поддержки своих специалистов.
5. Организация деятельности Службы на уровне образовательной организации.
5.1. В организации, осуществляющей образовательную деятельность, утверждается положение о психолого-педагогической службе организации, положение о психолого-педагогическом консилиуме организации, планы работы узких специалистов и иная документация.
5.2. Документация узких специалистов включает в себя журнал учета консультаций и иных индивидуальных работ, журнал учета групповых работ (коррекционных и развивающих занятий, просветительских мероприятий и иных групповых работ), психолого-педагогические программы, в соответствии с которыми осуществляются коррекционные и развивающие занятия, протоколы диагностических процедур и заключения, перспективное планирование коррекционной, развивающей, просветительской и профилактической работы.
6. Мониторинг эффективности деятельности Службы
6.1. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края осуществляет мониторинг эффективности оказания психолого-педагогической помощи детям и обучающимся на территории Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
6.2. Мониторинг эффективности осуществляется не менее одного раза в полугодие.
6.3. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи городского поселения "Рабочий поселок Чегдомын" Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края доводит информацию о мониторинге эффективности до всех органов и организаций, входящих в состав Службы, ежегодно в сентябре и феврале.
6.4. Органы и организации, входящие в состав Службы, вправе вносить предложения по формированию перечня критериев и показателей эффективности деятельности Службы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края от 26 марта 2021 г. N 171 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.