Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 августа 2020 г. по делу N 2а-1733/2020
Апелляционным определением Ростовского областного суда от 25 ноября 2020 г. N 33а-12752/2020 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе
председательствующего судьи Кукленко С.В.,
при секретаре судебного заседания Закарян С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заместителя прокурора города Ростова-на-Дону к административному ответчику Администрации города Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: Департамент ЖКХ и Энергетики г. Ростова-на-Дону о признании недействующим нормативно-правового акта,
Установил:
Административный истец, обратившись с данным административным исковым заявлением в суд, указал, что проведен мониторинг действующего законодательства, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960 утвержден административный регламент N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений" (далее - Регламент), устанавливающий порядок, сроки и последовательность выполнения сотрудниками МКУ "Управление благоустройства" районов города действий при оформлении разрешений на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений. Указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления опубликован в официальном издании "Ростов Официальный", N 37, 10.09.2014. Данный муниципальный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Областным законом от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 819 "Об утверждении порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.02.2012 N 239 "О принятии "Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону", в которые вносились изменения, в связи с чем, Регламент стал содержать положения противоречащие требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного просит признать недействующими, в части противоречащей требованиям законодательства, пункты 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, 1.14, абз. 2 п. 1.18, 3.1, 3.2, абз.1 п. 3.2.1, абз. 4 п. 3.2.1.2, абз. 1, 11 п. 3.2.1.3, 3.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4, 3.2.2.5, 3.2.3, 3.2.3.4, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.4, 3.4.1, 3.5.3 административного регламента N АР-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960, пункты 1, 7, подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5, 11.4.7 пункта 11, подпункт 11.12 пункта 11, подпункты 2 и 3 пункта 14 Стандарта N СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", являющегося приложением N 1 к административному регламенту N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", утвержденному постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960.
В судебное заседание явился представитель административного истца - Т. Л.Ю., поддержала заявленные исковые требования и просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика - Т.С.П., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица - М.А.Г., действующая на основании доверенности, полагала, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.
В пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" указано, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой г. Ростова-на-Дону был проведен мониторинг нормативных правовых актов администрации города на предмет соответствия федеральному законодательству, в ходе которого установлено следующее.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960 утвержден административный регламент N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений" (далее - Регламент), устанавливающий порядок, сроки и последовательность выполнения сотрудниками МКУ "Управление благоустройства" районов города действий при оформлении разрешений на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
Указанный нормативный правовой акт органа местного самоуправления опубликован в официальном издании "Ростов Официальный", N 37, 10.09.2014.
Данный муниципальный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Областным законом от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 819 "Об утверждении порядка охраны зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области", решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.02.2012 N 239 "О принятии "Правил охраны зеленых насаждений в городе Ростове-на-Дону", в которые вносились изменения, в связи с чем, Регламент стал содержать положения противоречащие требованиям действующего законодательства.
Так, Законодательным Собранием Ростовской области в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Ростовской области принят Областной закон от 03.08.2007 N 747-ЗС "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Ростовской области".
Согласно ч. 6 ст. 3 Областного закона порядок охраны зеленых насаждений, в том числе сноса зеленых насаждений, устанавливается Правительством Ростовской области.
Так, из ч. 2 ст. 1 Областного закона (в ред. от 01.01.2019) исключены слова "дачные и приусадебные земельные участки", в результате чего действие Областного закона не распространяется на отношения по охране зеленых насаждений, расположенных на находящихся в границах населенных пунктов садовых и огородных земельных участках, на земельных участках, занятых ботаническими садами, питомниками для выращивания посадочного материала зеленых насаждений, а также на земельных участках используемых для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Вместе с тем, в п. 1.2.3 Регламента соответствующие изменения не внесены, в связи с чем он не соответствует ч. 2 ст. 1 Областного закона (в ред. от 01.01.2019) и предусматривает, что не требуется оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений, произрастающих на садовых, огородных, дачных и приусадебных земельных участках, на земельных участках, занятых ботаническими садами, питомниками для выращивания посадочного материала зеленых насаждений, индивидуальными жилыми застройками, личными подсобными хозяйствами, на территории городских лесов, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае необходимости осуществления уничтожения или повреждения зеленых насаждений при проведении аварийно-спасательных или аварийно-восстановительных работ.
Согласно п. 1.1.2 Регламента целью получения муниципальной услуги является получение разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений, наименование которого не соответствует Порядку N 819.
Так, п. 2.2 Порядка N 819 (в ред. от 06.10.2017) определено, что при реализации мероприятий, связанных с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, органами местного самоуправления оформляются разрешения на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 819 (далее - разрешения).
Таким образом, после внесения в октябре 2017 года в Порядок N 819 изменений форма и наименование разрешения, на основании которого выполняются мероприятия, связанные с санитарной и другими видами обрезки деревьев и кустарников, вырубкой аварийно-опасных, сухостойных деревьев и кустарников, определены Правительством Ростовской области - разрешение на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений.
Пунктом 2 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений N 239 также предусмотрено, что снос, обрезка и пересадка зеленых насаждений осуществляются только при наличии разрешения на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений по форме согласно приложению N 1 к Порядку N 819.
Однако в Регламент соответствующие изменения не внесены, используется формулировка "разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", что не соответствует требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно п. 1.18 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является утвержденное заместителем главы администрации города Ростова-на-Дону (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений.
Аналогичным образом в пунктах 1.1, 1.1.2, 1.2, 3.1, 3.2.1, 3.2.1.2, 3.2.1.3, 3.2.2, 3.2.2.4, 3.2.3, 3.2.4, 3.4.1, 3.4.2, 3.5.3 Регламента, пунктах 1, 7 Стандарта N СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", являющегося приложением к Регламенту, наименовании Регламента (далее - Стандарт), муниципальной услуги и Стандарта используется термин "разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", не соответствующий Порядку N 819 и Правилам охраны зеленых насаждений N 239.
Разделом 3 Регламента определена последовательность выполнения административных процедур при выдаче разрешений на снос и (или) обрезку зеленых насаждений в случаях: обеспечения условий для размещения объектов капитального строительства на предоставленных в установленном порядке земельных участках, а также при реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов и инженерных коммуникаций; реконструкции зеленых насаждений; осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; произрастания зеленых насаждений с нарушением установленных норм и правил.
Исчерпывающий перечень документов необходимых для получения разрешения на снос и (или) пересадку зеленых насаждений определен в п. 11 Стандарта.
Вместе с тем, определенный Регламентом порядок оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений не соответствует требованиям областного законодательства и Правилам охраны зеленых насаждений N 239.
В соответствии с подп. 5 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений N 239 разрешение на снос и пересадку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций оформляется на основании: акта оценки, составленного с учетом заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки деревьев и кустарников из зоны производства работ и предоставляемого комитетом по охране окружающей среды по запросу Управления благоустройства района (далее - У Б); схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, согласованной комитетом по охране окружающей среды; правового акта администрации города Ростова-на-Дону.
Вместе с тем, в нарушение подп. 5 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений N 239 пунктом 3.2.1 Регламента (п. 3.2.1.1 - п. 3.2.1.3), пунктом 11 (подпункты 11.1-11.1.12) Стандарта для оформления разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, ремонту транспортных магистралей и инженерных коммуникаций предоставление схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, согласованной комитетом по охране окружающей среды администрации г. Ростова-на-Дону не предусмотрено.
Так, в силу п. 3.2.1.1, 3.2.1.2 Регламента, п 11.1 Стандарта решение о выдачи разрешения оформляется без схемы компенсационного озеленения и (или) пересадки зеленых насаждений, что не соответствует пп. 5 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений N 239.
В соответствии с п. 3.2.1.3 Регламента результатом предоставления административной процедуры "оформление, регистрация и выдача разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений при строительстве, реконструкции, ремонте инженерных коммуникаций и транспортных магистралей" является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ.
Однако в силу п. 2.5 Порядка N 819 к разрешению на уничтожение и (или) повреждение зеленых насаждений прилагаются: акт оценки состояния зеленых насаждений по форме согласно приложению N 2 к Порядку и план-схема территории, на которой планируется пересадка, вырубка или обрезка деревьев. План-схема составляется органами местного самоуправления. На плане-схеме указываются зеленые насаждения, которые планируется пересадить, уничтожить или обрезать, а также сохраняемые зеленые насаждения.
Аналогичные положения содержатся в абз. 2 п. 3 Правил охраны зеленых насаждений N 219.
Вместе с тем, в нарушение приведенных выше положений пунктом 3.2.1.3 Регламента, пунктом 7 Стандарта результатом предоставления муниципальной услуги является только разрешение либо мотивированный отказ без соответствующих приложений.
Согласно п. 3.2.2 Регламента в случае необходимости оформить разрешение при строительстве, реконструкции зданий и сооружений в рамках выполнения административных процедур осуществляется: консультирование, прием, проверку и регистрацию заявления и приложенных к нему документов; комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией; составление и согласование акта оценки (обследования) зеленых насаждений и план-схемы проведения работ; подготовка правового акта администрации города Ростова-на-Дону, на основании которого оформляется разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений; оформление, регистрация и выдача разрешения.
В соответствии с п. 3.2.2.2 Регламента комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией предусматривает организацию специалистом отдела благоустройства УБ района комиссионного обследования зеленых насаждений: оповещение представителей администрации района города, в составе специалистов, утвержденном распоряжением главы администрации соответствующего района, комитета по охране окружающей среды Администрации города Ростова-на-Дону и заявителя по телефону о необходимости выезда на место, указанное в заявлении, и назначение даты обследования зеленых насаждений; фотофиксацию при проведении обследования; составление специалистом отдела благоустройства УБ плана-схемы проведения работ. Результатом административной процедуры является проведенное комиссионное обследование с целью качественной и количественной оценки состояния зеленых насаждений, попадающих в зону производства работ.
В силу п. 3.2.2.3 Регламента административная процедура составление и согласование акта оценки (обследования) зеленых насаждений и план-схемы проведения работ включает: составление акта оценки специалистом отдела благоустройства УБ района (в количестве из расчета по одному экземпляру для организации, участвующей в обследовании, и один экземпляр заявителю); согласование акта заявителем и представителями организаций (членами комиссии), участвовавшими в обследовании; согласование плана-схемы проведения работ с комитетом по охране окружающей среды администрации г. Ростова-на-Дону. Результатом административной процедуры является согласованный заявителем и участниками комиссии акт обследования (оценки) зеленых насаждений, попадающих в зону производства работ.
Однако данные положения Регламента не соответствуют п. 2.15, 2.16, 2.17 Порядка.
В соответствии с п. 2.13, 2.14 Порядка N 819 при размещении объектов капитального строительства, в случае невозможности их размещения на иных земельных участках, допускаются пересадка деревьев и компенсационное озеленение кустарниковой и травянистой растительностью. Для осуществления пересадки деревьев и уничтожения кустарниковой и травянистой растительности в случае, указанном в п. 2.13 Порядка N 819, производится оценка состояния зеленых насаждений, составляется соответствующий акт оценки состояния зеленых насаждений, к которому прилагается заключение о возможности и условиях пересадки деревьев.
Согласно п. 2.15 Порядка N 819 для подготовки заключения о возможности и условиях пересадки деревьев (далее - заключение) органом местного самоуправления формируется экспертная группа. В экспертную группу должны быть включены представители органа местного самоуправления, представитель специализированной организации, а также по согласованию включаются специалисты-экологи муниципальных районов и представители общественности. К специализированным организациям относятся организации, уставная деятельность которых связана с ведением лесного хозяйства, с проведением уходных работ за зелеными насаждениями.
В силу п. 2.16 Порядка N 819 заключение должно содержать обоснование выводов о возможности или невозможности пересадки деревьев. Положения заключения должны исключать возможность их двоякого толкования. Заключение оформляется на официальном бланке специализированной организации, подписывается всеми членами экспертной группы и утверждается руководителем или заместителем руководителя специализированной организации.
Пунктом 2.17 Порядка N 819 предусмотрено, что на основании документов, указанных в пунктах 2.14 - 2.16 Порядка N 819, принимается соответствующее решение, которое оформляется муниципальным правовым актом. На основании муниципального правового акта оформляется разрешение.
В случае невозможности пересадки деревьев по заключению экспертной группы допускается их уничтожение при проведении компенсационного озеленения (п. 2.18 Порядка N 819).
Кроме того, в силу п. 2.5 Порядка N 819 требования к акту оценки состояния зеленых насаждений определены в приложении N 2 Порядка, и комиссионное подписание акта оценки членами комиссии предусмотрено только в случае необходимости повреждения и (или) уничтожения зеленых насаждений в процессе эксплуатации существующих линейных объектов, в состав которой входят представители органа местного самоуправления и представители хозяйствующих субъектов, обеспечивающих эксплуатацию линейных объектов.
В то же время в соответствии с п 11.2.12 Стандарта необходимость предоставления заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений определяется после принятия комиссией соответствующего решения по результатам обследования зеленых насаждений для деревьев и кустарников, находящихся в жизнеспособном состоянии (для сухостойных и аварийно-опасных деревьев и кустарников получение заключений не требуется), что не соответствует п. 2.14 Порядка N 819, подп. 6 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений N 239.
Так, подп. 6 п. 7 Правил охраны зеленых насаждений N 239 определено, что разрешение на снос и пересадку зеленых насаждений при осуществлении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту зданий, сооружений на предоставленных в установленном порядке или находящихся в собственности земельных участках оформляется на основании: акта комиссионного обследования зеленых насаждений с участием комитета по охране окружающей среды; заключения специализированной организации (экспертной группы); разрешения на строительство Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону; правового акта Администрации города Ростова-на-Дону; договора (контракта), заключенного заказчиком со специализированной организацией на выполнение работ по компенсационным посадкам и (или) пересадке зеленых насаждений с последующими уходными работами до полной приживаемости растений не менее 3 лет.
При этом п. 11.2 Стандарта предоставление заявителем такого документа, как договора (контракта), заключенного заказчиком со специализированной организацией на выполнение работ по компенсационным посадкам и (или) пересадке зеленых насаждений с последующими уходными работами до полной приживаемости растений не менее 3 лет, не предусмотрено, также как и получение его в рамках межведомственного взаимодействия.
Согласно п. 3.2.2.5 Регламента результатом административной процедуры является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ, то есть без акта оценки и план-схемы территории, что не соответствует п. 2.5 Порядка N 819, абз. 2 п. 3 Правил охраны зеленых насаждений N 239.
Аналогичные положения содержатся в п. 3.2.3.4, 3.2.4.4 Регламента, предусматривающих, что результатом административной процедуры при оформлении разрешения на снос и (или) обрезку сухих и (или) аварийных зеленых насаждений, зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил, а также при проведении их реконструкции является утвержденное заместителем главы администрации города (по вопросам ЖКХ) разрешение на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений либо мотивированный отказ.
Кроме того, в соответствии с подп. 3 п. 8 Правил охраны зеленых насаждений N 239 согласование сноса зеленых насаждений в случае их реконструкции предусматривает, что УБ района организовывает комиссионное обследование с участием специалистов Департамента ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, комитета по охране окружающей среды. По результатам комиссионного обследования УБ района, Департамент ЖКХ и энергетики, комитет по охране окружающей среды согласовывают проект реконструкции зеленых насаждений.
В силу п. 3.2.4 Регламента в случае необходимости оформить разрешение на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил, а также при проведении их реконструкции предусмотрено комиссионное обследование зеленых насаждений с фотофиксацией.
Однако в нарушение приведенных выше положений Правил охраны зеленых насаждений N 239 абз. 4 п. 3.2.4.2 Регламента установлено, что специалист отдела благоустройства УБ района организует комиссионное обследование зеленых насаждений: оповещает представителей администрации района города в составе специалистов, утвержденных распоряжением главы администрации соответствующего района (далее - представители администрации района города), Департамента ЖКХ и энергетики и заявителя по телефону о необходимости выезда на место, указанное в заявлении, и назначение даты обследования зеленых насаждений.
Таким образом, представители комитета по охране окружающей среды администрации г. Ростова-на-Дону участие в комиссионном обследовании не принимают.
Пунктом 14 Стандарта предусмотрены основания для приостановления предоставления муниципальной услуги, среди которых необходимость получения заявителем заключения специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки зеленых насаждений (подпункт 2); необходимость получения заявителем заключения специализированной организации о необходимости сноса зеленых насаждений, высаженных с нарушением установленных норм и правил (подпункт 3).
Однако в силу пунктов 7, 8, 10 раздела 6 Правил охраны зеленых насаждений N 239 (при необходимости размещения объектов капитального строительства на предоставленных в установленном порядке земельных участках, реконструкции и капитальном ремонте существующих объектов и инженерных коммуникаций; реконструкции зеленых насаждений; сноса зеленых насаждений, произрастающих с нарушением установленных норм и правил) требуется заключение специализированной организации (экспертной группы) о возможности и условиях пересадки деревьев и кустарников, о необходимости сноса зеленых насаждений.
Кроме того, подп. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210) предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя: представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.11.2016 N 2326-р "Об утверждении перечня документов и сведений, находящихся в распоряжении отдельных федеральных органов исполнительной власти и необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления" сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, индивидуальных предпринимателей предоставляются по межведомственным запросам исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Однако в нарушение приведенных выше положений Федерального закона N 210 в п. 11 Стандарта предусмотрено предоставление заявителями, которыми являются юридические лица, излишних документов, таких как приказ о назначении руководителя (подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5 пункта 11 Стандарта), сведения о которых содержатся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц и могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия.
Кроме того, подпунктом 11.4.7 пункта 11 Стандарта предусмотрено, что при подаче заявления о выдаче разрешения на снос (обрезку) и пересадку зеленых насаждений при проведении их реконструкции получатель услуги заполняет заявление и прилагает к нему согласованный в установленном порядке проект реконструкции зеленых насаждений.
Однако в силу подпункта 3 п. 8 Правил охраны зеленых насаждений N 239 при проведении мероприятий по реконструкции зеленых насаждений (в том числе по замене породного состава, ландшафтной перепланировке) проводится комиссионное обследование УБ района, Департаментом ЖКХ и энергетики г. Ростова-на-Дону, комитетом по охране окружающей среды. По результатам комиссионного обследования У Б района, Департамент ЖКХ и энергетики, комитет по охране окружающей среды согласовывают проект реконструкции зеленых насаждений.
Вместе с тем, данный документ подготавливается по результатам комиссионного обследования, проводимого при оказании муниципальной услуги, в связи с чем предоставление заявителем согласованного в установленном порядке проекта реконструкции зеленых насаждений вместе с заявлением и иными документами, до проведения комиссионного обследования, является обременительным и трудновыполнимым требованием.
Таким образом, возложение муниципальным правовым актом обязанности на заявителей, которыми в том числе являются хозяйствующие субъекты, по предоставлению документов и сведений, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, не соответствует требованиям действующего законодательства, но и основным целям государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, закрепленным в статье 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно п. 1.14 Регламента в случаях, предусмотренных федеральными законами, универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права гражданина. В случаях, предусмотренных федеральными законами, постановлением Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, универсальная электронная карта является доку ментом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных и муниципальных услуг, что не соответствует требованиям Федерального закона.
Так, в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона N 210 (от 03.07.2016) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусматривало предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Глава 6 Федерального закона N 210 (ред. от 03.07.2016) определяла организацию деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт.
Однако в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2016 N 471-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.01.2017 положения, касающиеся универсальной электронной карты, утратили силу.
В этой связи п. 1.14 Регламента не соответствует требованиям Федерального закона.
Прокуратурой г. Ростова-на-Дону 07.05.2019 и.о. главы администрации г. Ростова-на-Дону Логвиненко А.В. за N 7-8-2019 принесен протест на отельные положения постановления администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960 "Об утверждении административного регламента N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", который зарегистрирован в администрации г. Ростова-на-Дону 08.05.2019 под N АГ-4893.
До настоящего времени постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960 "Об утверждении административного регламента N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений" в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведено, что не соответствует ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года N 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 ст. 215 КАС РФ, ст. 35 Закона РФ "О средствах массовой информации" решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - издании "Ростов Официальный" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд решил:
Исковые требования Прокурора г. Ростова-на-Дону удовлетворить.
Признать недействующим недействующими, в части противоречащей требованиям законодательства, пункты 1.1, 1.1.2, 1.2, 1.2.3, 1.14, абз. 2 п. 1.18, 3.1, 3.2, абз.1 п. 3.2.1, абз. 4 п. 3.2.1.2, абз. 1, 11 п. 3.2.1.3, 3.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4, 3.2.2.5, 3.2.3, 3.2.3.4, 3.2.4, 3.2.4.2, 3.2.4.4, 3.4.1, 3.5.3 административного регламента N АР-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960, пункты 1, 7, подпункты 11.1.5, 11.2.5, 11.3.5, 11.4.5, 11.4.7 пункта 11, подпункт 11.12 пункта 11, подпункты 2 и 3 пункта 14 Стандарта N СТ-067-01-3.2 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", являющегося приложением N 1 к административному регламенту N АР-067-01 муниципальной услуги "Оформление разрешения на снос, пересадку, обрезку зеленых насаждений", утвержденному постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 28.08.2014 N 960, как противоречащие требованиям Областного закона от 03.08.2007 (в редакции от 01.01.2019) N 747-ЗС "Об охране земельных насаждений в населенных пунктах Ростовской области", со дня вступления решения суда в законную силу.
По вступлении решения в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в средстве массовой информации - издании "Ростов Официальный" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Об исполнении решения суда необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 20.08.2020.
Судья |
Кукленко С.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Ростовской области от 13 августа 2020 г. по делу N 2а-1733/2020
Текст решения опубликован не был