Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Чебоксарского
городского Собрания депутатов
от 25 марта 2021 года N 161
Отчет
о деятельности контрольного органа города Чебоксары - контрольно-счетной палаты за 2020 год
Настоящий отчет подготовлен в соответствии со статьей 20 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", утвержденного решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 8 сентября 2011 года N 345 (далее - Положение) и содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные выводы и предложения по результатам деятельности контрольно-счетной палаты (далее - контрольно-счетная палата), направленные на устранение выявленных нарушений, совершенствование бюджетного процесса и системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее взаимодействия с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также задачи на 2021 год.
При этом, работа корректировалась с учетом эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях предупреждения её распространения, защиты здоровья, прав и законных интересов должностных лиц объектов аудита (контроля), сотрудников контрольно-счетной палаты, а также во исполнение мер, предпринятых указами Главы Чувашской Республики об ограничительных и иных мероприятиях по противодействию распространению инфекции, а именно определялась переходом, в том числе на камеральные формы осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности, дистанционные форматы работы с использованием данных информационных ресурсов.
Основными задачами деятельности контрольно-счетной палаты в 2020 году являлись:
- контроль за исполнением бюджета города Чебоксары в текущем году и формирование бюджета на очередной финансовый год;
- контроль за соблюдением принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств за счет дальнейшего совершенствования методов, форм финансового контроля и применяемых инструментов, в том числе проведение контрольных мероприятий в отношении таких направлений, как:
- использование средств в области ЖКХ и ритуальных услуг, анализа использования муниципального имущества, сдаваемого в аренду учреждениями спорта, дорожной деятельности, проверки установленного порядка исполнения заказчиками города Чебоксары требований Федерального закона N 44-ФЗ в части осуществления закупок у единственного поставщика и др., а также в форме совместных проверок с Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, органами прокуратуры;
- мониторинг за ходом реализации муниципальных программ, направленных на реализацию федеральных и региональных проектов, в том числе проведение контрольных мероприятий по проверке реализации отдельных муниципальных программ;
- применение современных видов аудита, направленных на оценку эффективности управления муниципальными ресурсами, анализ реализуемости, рисков и результатов достижения целей предоставления бюджетных средств и муниципального имущества;
- развитие кадрового потенциала посредством обучения сотрудников.
1. Вводные положения
1.1. Компетенция контрольно-счетной палаты
Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" определено, что контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования, осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, федерального законодательства, Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", других законов и иных нормативных правовых актов города Чебоксары.
Контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуется Чебоксарским городским Собранием депутатов и ему подотчетна.
1.2. Полномочия контрольно-счетной палаты
Полномочия контрольно-счетной палаты определены статьей 8 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате". На основании Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" определен статус, принципы деятельности, состав, полномочия и порядок деятельности контрольно-счетной палаты.
В 2020 году контрольно-счетная палата в своей деятельности руководствовалась указанными правовыми актами, бюджетным и налоговым законодательством, а также законодательством в сферах стратегического планирования социально-экономического развития города Чебоксары административных правонарушений, муниципальной службы, противодействия коррупции и в других сферах.
Контрольно-счетная палата в своей работе основывалась на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности.
1.3. Формы осуществления внешнего государственного финансового контроля контрольно-счетной палатой
В соответствии со статьей 9 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетной палатой в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, основная цель которых не только выявление нарушений и недостатков финансово-бюджетной дисциплины, при использовании муниципальной собственности, а также их предупреждение и недопущение.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия осуществлялись в форме выездных и встречных проверок, в том числе в форме аудита использования бюджетных средств и аудита в сфере закупок.
2. Основные итоги работы в 2020 году
2.1. Направления, по которым проводилась контрольная и экспертно-аналитическая деятельность. Объемы проанализированных и проверенных средств
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2020 году осуществлялась в соответствии с планом работы контрольно-счетной палаты. В 2020 году контрольно-счетной палатой было проведено 25 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в том числе:
- 8 контрольных мероприятий;
- 17 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 3 аудита в сфере закупок, 14 внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств за 2019 год.
Подготовлено экспертных заключений на проекты решений представительных органов о бюджете города Чебоксары ед.:
- 1 в рамках экспертизы бюджета города Чебоксары на очередной год;
- 1 в рамках подготовки отчета об исполнении бюджета города Чебоксары.
Подготовлено 26 экспертных заключений по результатам финансово-экономической экспертизы, проектов муниципальных правовых актов (за исключением муниципальных программ). Проведена экспертиза трех муниципальных программ города Чебоксары.
2.2. Сведения об объектах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и проверенных государственных программах
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия проведены в отношении следующих объектов контроля (аудита):
- 14 главных администраторов бюджетных средств в рамках внешних проверок годовой бюджетной отчетности;
- 1 акционерное общество города Чебоксары с долей участия в уставном капитале 100 процентов;
- 14 главных распорядителей в части целевого и эффективного использования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий муниципальных программ города Чебоксары в том числе (Администрация города Чебоксары, Администрация Калининского района города Чебоксары, Администрация Ленинского района города Чебоксары, Администрация Московского района города Чебоксары, Заволжское территориальное управление администрации города г. Чебоксары, Управление архитектуры и градостроительства администрации города г. Чебоксары, Чебоксарское городское Собрание депутатов, Управление ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации города Чебоксары, Управление культуры администрации города Чебоксары, Чебоксарский городской комитет по управлению имуществом, Управление физической культуры, спорта и туризма администрации города Чебоксары, Управление образования администрации города Чебоксары, Муниципальное казенное учреждение "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары, Финансовое управление администрации города Чебоксары;
- учреждения и иные организации, использующие имущество, находящееся в муниципальной собственности города Чебоксары, либо являющиеся получателями бюджетных средств.
2.3. Основные результаты деятельности контрольно-счетной палаты
Деятельность контрольно-счетной палаты в 2020 году направлена на повышение обоснованности и эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, предотвращение финансовых нарушений и нарушений при осуществлении муниципальных закупок, в том числе посредством охвата контролем следующих актуальных вопросов и направлений бюджетных средств:
1) аудита эффективности использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, (в том числе за счет средств бюджета города Чебоксары) выделенных на приобретение антитеррористического и досмотрового оборудования, оборудования образовательных организаций, учреждений культуры и спорта шлагбаумами, турникетами, декоративными железобетонными конструкциями, средствами для принудительной остановки автотранспорта и использования приобретенного имущества;
2) проверка прогнозирования и поступления доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в части арендной (любой иной) платы за передачу в безвозмездное пользование имущества и прочих доходов от использования имущества) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов;
3) аудит эффективности в сфере закупок и проверка исполнения требований законодательства в части осуществления закупок у единственного поставщика.
Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями в 2020 году выявлено финансовых нарушений на общую сумму 14 889,5 тыс. рублей, из них:
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - 2 638,5 тыс. руб.;
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц - 12 251 тыс. руб.
Кроме того, неэффективное использование бюджетных средств составило в сумме 2 116,6 тыс. руб.
Анализ показал, что сумма выявленных нарушений по сравнению с 2019 годом увеличилась на 19,8% (в 2019 году выявлено финансовых нарушений на сумму 12 427,6 тыс. руб.), что обусловлено совершенствованием методов и инструментов контроля, а также расширения межведомственного взаимодействия.
Устранено финансовых нарушений, выявленных контрольно-счетной палатой (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному), всего, 3 179,7 тыс. руб. (нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц).
3. Контроль за формированием и исполнением бюджета города Чебоксары
3.1. Предварительный контроль
В течение года контрольно-счетной палатой проведена экспертиза 5 проектов решений Чебоксарского городского Собрания депутатов "О внесении изменений в бюджет муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов".
По итогам рассмотрения проектов решений подготовлены и направлены в Чебоксарское городское Собрание депутатов заключения.
Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий использованы при подготовке заключений на проекты законов "О бюджете муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Итоги контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных в рамках экспертизы бюджета города Чебоксары, доведены с рекомендациями до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств.
3.2. Последующий контроль
В соответствии с полномочиями, определенными статьей 53.7.1. Положения "О бюджетных правоотношениях в муниципальном образовании городе Чебоксары" контрольно-счетной палатой по результатам внешней проверки годовой бюджетной отчетности за 2019 год подготовлено 14 заключений по всем главным распорядителям средств бюджета города Чебоксары, главным администраторам доходов бюджета города Чебоксары, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета города Чебоксары.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "статьей 53.7.1." имеется в виду "подпунктом 53.7.1"
По результатам экспертизы проекта годового отчета об исполнении бюджета города Чебоксары за 2019 год и внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей бюджетных средств выявлены следующие отдельные нарушения, недостатки, оказавшие влияние на эффективность управления бюджетными ресурсами.
1. В ходе анализа исполнения муниципальных программ города Чебоксары выявлено, что в нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации и Порядка разработки и реализации муниципальных программ города Чебоксары, муниципальные программы города Чебоксары в установленные сроки не приведены в соответствие с решением о бюджете города Чебоксары.
2. Наименования утвержденных постановлением администрации города Чебоксары муниципальных программ и содержащихся в них подпрограмм не соответствуют наименованиям, указанным в представленном отчете об исполнении бюджета города Чебоксары за 2019 год и соответственно в решении о бюджете города Чебоксары на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Проверкой бюджетной годовой бухгалтерской отчетности главных администраторов выявлены нарушения порядка ее представления, в частности неполнота представления форм отчетности и искажения отдельных показателей, что отрицательно повлияло на внутреннюю согласованность форм и информативность отчетности. Пояснительные записки отдельных администраторов бюджетных средств не раскрывают полной информации их деятельности, в том числе не содержат пояснения отдельных показателей, содержащихся в бюджетной и бухгалтерской отчетности.
4. Контрольная деятельность
4.1. Характеристика контрольных мероприятий. Основные результаты контрольной деятельности
В 2020 году в соответствии с планом работы контрольно-счетной палатой проведено 8 контрольных мероприятий.
Должностные лица контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий осуществляли выездные проверки, осмотр имущества объектов контроля, в том числе с участием представителей органов прокуратуры, использовали доступные источники информации из различных информационных ресурсов и баз данных, путем направления запросов и т.д.
Контрольно-счетной палатой по результатам осуществления контрольных мероприятий за законностью, результативностью использования средств бюджета города Чебоксары, установленного порядка распоряжения муниципальной собственностью установлены отдельные нарушения (недостатки). Ниже представлены результаты отдельных наиболее значимых контрольных мероприятий.
Аудит эффективности в сфере закупок и проверка исполнения требований законодательства в части осуществления закупок у единственного поставщика.
Целью проведения аудита являлся анализ и оценка законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на осуществление муниципальных закупок.
1. В нарушение норм Порядка взаимодействия заказчиков города Чебоксары с уполномоченным учреждением в части планирования, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение муниципальных контрактов, их исполнение для нескольких муниципальных заказчиков города Чебоксары, оплата выполненных работ и оказанных услуг производится заказчиком в лице администрации районов города Чебоксары на основании актов, подписанных главами администраций районов города Чебоксары, а не на основании актов Приемочной комиссии уполномоченного учреждения;
2. В нарушение норм Положения о Приемочной комиссии, утвержденного приказом МКУ "Центр организации закупок" города Чебоксары, анализ представленных поставщиком отчетных документов Приемочная комиссия уполномоченного учреждения фактически не проводит и не подписывает несмотря на то, что наличие указанных отчетных форм в составе комплекта отчетной документации предусмотрено условиями заключенных муниципальных контрактов;
3. В связи с отсутствием в составе отчетной документации промежуточных актов приемки выполненных невозможно установить своевременность выполнения подрядчиком своих обязательств в сроки, установленные условиями муниципальных контрактов.
По результатам аудита акты направлены в администрации районов города Чебоксары" и в МКУ "Центр организации закупок" города Чебоксары с предложением об устранении выявленных нарушений.
Аудит использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на приобретение антитеррористического и досмотрового оборудования, оборудования образовательных организаций, учреждений культуры и спорта шлагбаумами, турникетами, декоративными железобетонными конструкциями, средствами для принудительной остановки автотранспорта и использования государственного (муниципального) имущества в 2018 - 2019 году в МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары".
По результатам проведенного контрольно-счетной палатой аудита в сфере государственных (муниципальных) закупок установлены нарушения (недостатки), в том числе:
1. В нарушение статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, норм законодательства в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Чебоксары" были приняты и оплачены товары общей стоимостью 8 531,25 тыс. рублей, не соответствующие техническим характеристикам, указанным в аукционной документации и муниципальном контракте на поставку этого товара.
2. По результатам визуального осмотра оборудования установлено, что комплектация поставленного оборудования не соответствует требованиям аукционной документации, технического задания к контракту, имеются факты не установки и не использования антитеррористического оборудования, что указывает на не достижение цели результативности и эффективности использования бюджетных средств, и, в конечном итоге, не достижения цели по антитеррористической защищенности учреждений образования, спорта, культуры и т.д. Комплектация арочных металлодетекторов (приобретены в 2018 году) не имела источник бесперебойного питания, что указывает на признаки причинения ущерба бюджету.
Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Городские ритуальные услуги".
В ходе проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества "Городские ритуальные услуги" выявлено:
1. Доходы Общества в проверяемом периоде имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении предприятия (в 2019 году доходы снизилась более чем на 8 процентов в сравнении с 2018 годом);
2. В проверяемом периоде Обществом периодически выполнялись работы по текущему содержанию мест захоронения города Чебоксары, выполнение которых не предусмотрено условиями заключенных договоров (вырубка деревьев и уборка мусора на Московской набережной, в Дубовой роще, в парке Амазония) и соответственно не были оплачены;
3. При утверждении тарифов на ритуальные услуги, предоставляемые сверх гарантированного перечня, Обществом учтен лишь рост потребительских цен в размере 4 процентов, тогда как рост минимального размера оплаты труда в 2019 году составил 18 процентов к уровню 2018 года, а в 2020 году в размере 8 процентов к уровню 2019 года;
4. Учитывая нестабильное финансовое положение в целях оптимизации расходов целесообразно рассмотреть возможность расторжения договора на оказание бухгалтерских услуг и направить высвободившиеся средств (порядка 500,0 тыс. в год) на покрытие затрат;
5. В целях снижения материальных расходов необходимо оптимизировать процесс закупок путем их проведения с применением конкурсных процедур.
5. Основные итоги контрольной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности контрольно-счетной палаты
Продолжена практика проведения совместных проверок с контрольно-счетной палатой Чувашской Республики, органами прокуратуры. Совместная работа позволяет проводить мероприятия комплексно с более широким охватом бюджетных расходов, совместные проверки с органами прокуратуры и правоохранительными органами обозначены риск-ориентированным подходом, в том числе по осуществлению полномочия, направленного на противодействие коррупции при использовании бюджетных средств, предотвращения финансовых нарушений.
6. Информирование общественности о деятельности Контрольно-счетной палаты
Одним из основных принципов деятельности контрольно-счетной палаты, заложенных в статье 3 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате", является гласность. В соответствии с требованиями статьи 20 Положения "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате" на странице контрольно-счетной палаты в сети Интернет в течение отчетного периода размещались планы работы, основные результаты проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, отчеты, методические материалы и стандарты, другие материалы.
7. Заключительные положения
В отчетном периоде контрольно-счетной палатой была обеспечена реализация полномочий, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением "О контрольном органе города Чебоксары - контрольно-счетной палате".
С учетом результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также на основании поручений постоянных комиссий Чебоксарского городского Собрания предложений прокуратуры города Чебоксары, 29 декабря 2020 года был утвержден план работы контрольно-счетной палаты на 2021 год, в котором определены следующие основные направления.
1. Контроль за исполнением бюджета города Чебоксары в текущем году и формирование бюджета на очередной финансовый год, проведение мониторинга формирования и реализации муниципальных программ, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ).
2. Проверка расходов на организацию бухгалтерского учета в предприятиях, учредителем которых является муниципальное образование город Чебоксары.
3. Проверка целевого и эффективного использования средств муниципальной программы "Формирование современной городской среды на территории города Чебоксары", выделенных из бюджета г. Чебоксары на реализацию мероприятия "Благоустройство сквера по проспекту М. Горького в г. Чебоксары" и "Благоустройство парка по площади Победы в г. Чебоксары".
4. Запланированы контрольные мероприятия, по проверке:
- расходов на организацию бухгалтерского учета в предприятиях, учредителем которых является муниципальное образование город Чебоксары;
- отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности АО "СК "Чувашия-Мед" за период 2019 - 2020 годы;
- законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета города Чебоксары, выделенных на проведение выборов в Чебоксарское городское Собрание депутатов в 2020 году.
5. Будет продолжено осуществление аудита в сфере закупок в отдельных отраслях в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ и др.
6. Контрольно-счетная палата продолжит практику проведения совместных контрольных мероприятий с органами прокуратуры и правоохранительными органами.
Ориентирами деятельности контрольно-счетной палаты на 2021 год станут: совершенствование работы, применение новых подходов и оптимизация процесса проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, повышение эффективности муниципального финансового контроля целью которого является предотвращение и предупреждение нарушений в финансово-бюджетной сфере.
<< Назад |
||
Содержание Решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 марта 2021 г. N 161 "Об отчете о деятельности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.