В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда", Законом Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области", Уставом муниципального образования городской округ Люберцы Московской области, в целях проведения единой политики в области охраны труда, обеспечения реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда на территории городского округа Люберцы Московской области в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных органами государственной власти Московской области, постановляю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области (прилагается).
2. Назначить ответственным за управление охраной труда в городском округе Люберцы Московской области заместителя Главы администрации Сырова А.Н.
3. Функции управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области возложить на службу социально-трудовых отношений управления предпринимательства и инвестиций администрации городского округа Люберцы Московской области (Ефремова М.В.).
4. Органам администрации, участвующим в управлении охраной труда в курируемых отраслях (список прилагается), проводить работу в области охраны труда (в пределах своих полномочий) во взаимодействии со службой социально-трудовых отношений управления предпринимательства и инвестиций администрации городского округа Люберцы Московской области.
5. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации в сети "Интернет".
6. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации Сырова А.Н.
Глава городского округа |
В.П. Ружицкий |
Утверждено
Постановлением администрации
городского округа Люберцы
Московской области
20.10.2020 N 3455-ПА
Положение
о системе управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области
Положение о системе управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Московской области от 06.11.2001 N 170/2001-ОЗ "Об охране труда в Московской области", Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. "Системы управления охраной труда. Общие требования", другими нормативными правовыми актами по охране труда.
1. Общие требования
1.1. Настоящее Положение устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования системы управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области.
1.2. Целью настоящего Положения является регулирование органами местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области в пределах своих полномочий отношений в области управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области (далее - городской округ), возникающих при реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда. Положение направлено на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
1.3. Требования Положения действуют на всей территории городского округа и подлежат исполнению всеми работодателями и работниками подведомственных организаций, а также рекомендованы предприятиям, организациям, учреждениям всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям, использующим в своей деятельности наемный труд.
1.4. Управление охраной труда в городском округе - это согласованная деятельность органов местного самоуправления с работодателями (союзами работодателей) и координационным советом организаций профсоюзов с целью реализации государственной политики в сфере охраны труда.
1.5. Система управления охраной труда - это совокупность субъектов управления охраной труда всех уровней, реализующих с помощью принципов управления задачу по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников независимо от форм собственности.
1.6. Система управления охраной труда - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
1.7. Субъектом муниципального управления охраной труда на территории городского округа является администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области (далее - Администрация).
1.8. Объектами муниципального управления по вопросам охраны труда являются подведомственные организации.
1.9. Объектом управления охраной труда в организации является деятельность служб и структурных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, служебных помещениях и в организации в целом (далее - организации).
1.10. Действие Системы управления охраной труда направлено на совершенствование работы объектов управления, их функциональных служб и структурных подразделений, работодателей и должностных лиц по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках и в организациях в целом.
1.11. В рамках Системы управления охраной труда осуществляется координация деятельности органов и структур, участвующих в управлении охраной труда, взаимодействие с органами надзора и контроля, профсоюзными организациями, работодателями и другими заинтересованными организациями для выработки и реализации единой территориальной политики в области охраны труда.
2. Политика в области охраны труда
2.1. Основные принципы участия органов местного самоуправления в управлении охраной труда:
- приоритет жизни и здоровья работников;
- сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда;
- минимизация рисков возможного материального и социально-экономического ущерба от возникновения несчастных случаев, аварий и инцидентов, профессиональных заболеваний;
- решение вопросов улучшения условий и охраны труда в рамках эффективного социального партнерства;
- контроль и мониторинг состояния условий и охраны труда;
- обеспечение перспективного целевого планирования мероприятий по охране труда и их финансирование;
- развитие информационного обеспечения и пропаганды охраны труда;
- распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- создание и совершенствование скоординированной системы обучения, по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
2.2. Основные задачи Системы управления охраной труда:
- реализация основных направлений государственной политики в сфере охраны труда и ее совершенствование;
- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работников;
- разработка и реализация целевых программ (подпрограмм) улучшения условий и охраны труда и обеспечение их финансирования;
- осуществление ведомственного контроля, за соблюдением требований охраны труда;
- создание и развитие системы информационного обеспечения в сфере охраны труда.
3. Структура системы управления охраной труда
3.1. Управление охраной труда осуществляется на двух уровнях:
- уровень органов местного самоуправления городского округа;
- уровень организаций.
3.2. На уровне органов местного самоуправления управление охраной труда осуществляет Администрация.
Постановлениями Администрации определяются ответственные за охрану труда. Организация реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда возлагается на службу социально-трудовых отношений управления предпринимательства и инвестиций администрации городского округа Люберцы Московской области (далее - служба социально-трудовых отношений).
3.3. На уровне непосредственно организации управление охраной труда осуществляют:
- работодатель;
- служба (специалист) по охране труда;
- комиссия по охране труда;
- уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Принципы формирования системы охраны труда в организациях, независимо от организационно-правовых форм собственности, определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.4. На всех уровнях системы управления охраной труда в городском округе участвуют: Государственная инспекция труда в Московской области, Территориальный отдел управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др.
4. Принципы функционирования системы управления охраной труда
Основополагающими принципами функционирования Системы управления охраной труда являются:
4.1. Перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и их финансирование на всех уровнях управления.
4.2. Профилактическая направленность деятельности элементов Системы управления охраной труда всех уровней на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
4.3. Обоснованность требований охраны труда, содержащихся в организационно-методических документах Администрации и локальных актах организаций, осуществляющих свою деятельность на территории городского округа.
4.4. Согласованность действий Администрации с федеральными органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны и безопасности труда, региональным отделением Фонда социального страхования РФ, работодателями и профсоюзными организациями по обеспечению реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда.
4.5. Неукоснительное исполнение требований органов государственного (муниципального) надзора и контроля в области охраны труда, действующих на территории городского округа, и органов, осуществляющих управление охраной труда, предъявляемых в пределах их полномочий к работодателям и работникам.
4.6. Экономическая заинтересованность работодателей в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
5. Функции основных участников системы управления охраной труда
5.1. Администрация, решая задачи социально-экономического развития, обеспечивает реализацию основных направлений государственной политики в сфере охраны труда в пределах своих полномочий.
5.2. Администрация в пределах своих полномочий:
- разрабатывает и реализует нормативные правовые акты по вопросам охраны труда, в том числе по организации управления охраной труда (Системе управления охраной труда) в городском округе;
- разрабатывает, утверждает и реализует муниципальные программы (подпрограммы) улучшения условий и охраны труда, участвует в реализации соответствующих мероприятий областных программ (подпрограмм) улучшения условий и охраны труда;
- финансирует мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в том числе в подведомственных муниципальных организациях, в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами городского округа;
- обеспечивает деятельность Координационного совета по охране труда;
- обеспечивает реализацию раздела "Охрана труда" территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений;
- содействует работодателям в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, направляет специалистов по труду (служба социально-трудовых отношений) для участия в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда в аккредитованные образовательные организации (по согласованию);
- участвует в обобщении и распространении передового опыта в сфере безопасности и охраны труда;
- проводит муниципальные смотры - конкурсы, а также оказывает содействие в проведении региональных этапов всероссийских конкурсов, включающих аспекты и направления (номинации) в сфере охраны труда;
- обеспечивает информирование работодателей об изменениях законодательства в сфере охраны труда, принятии новых правил и иных нормативных правовых актов в сфере охраны труда;
- организует территориальные совещания, семинары, "круглые столы", "Дни охраны труда", "Дни труда" и иные организационные мероприятия по актуальным вопросам охраны труда с приглашением представителей органов надзора и контроля, Министерства социального развития Московской области, иных заинтересованных организаций в плановом порядке - но не реже одного раза в год, внеплановых - по необходимости;
- принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве (с тяжелым и смертельным исходом, групповых) у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, направляя своих представителей в соответствующие комиссии;
- организует сбор и направление в Министерство социального развития Московской области информации в рамках мониторинга состояния условий и охраны труда, а также о произошедших на территории городского округа несчастных случаях на производстве (с тяжелым и смертельным исходом, групповых);
- направляет в органы государственного надзора (контроля) запрос для проведения внеплановой проверки работодателей, нарушающих требования охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (при выявлении нарушений в рамках осуществления полномочий).
5.3. Органы местного самоуправления содействуют участию организаций, осуществляющих деятельность на территории городского округа, и подведомственных организаций, в реализации за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами).
5.4. В целях управления охраной труда в отношении подведомственных организаций Администрация:
- осуществляет ведомственный контроль за соблюдением требований охраны труда в рамках ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в подведомственных организациях в соответствии с действующим законодательством;
- учитывает вопросы охраны труда в договорах на проведение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ с подрядчиками;
- координирует проведение специальной оценки условий труда и реализацию перечня мероприятий по ее итогам;
- координирует проведение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, медицинских осмотров работников;
- обеспечивает контроль за соблюдением установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев в подведомственных организациях;
- проводит периодические оперативные совещания с руководителями подведомственных организаций по вопросам охраны труда.
5.5. Глава городского округа Люберцы:
5.5.1. Издает постановления и распоряжения по вопросам функционирования системы управления охраной труда.
5.5.2. Возлагает на одного из заместителей Главы администрации обязанности по координации вопросов охраны труда в городском округе.
5.5.3. Определяет отраслевой (функциональный) орган Администрации, занимающийся вопросами охраны труда, назначает и освобождает от должности его работников.
5.5.4. Утверждает состав и Положение о Координационном совете по охране труда.
5.5.5. Утверждает программу (подпрограмму) "Улучшение условий и охраны труда в подведомственных организациях".
5.6. Заместитель Главы администрации, курирующий вопросы охраны труда:
5.6.1. Осуществляет координацию вопросов охраны труда на территории городского округа.
5.6.2. Возглавляет, проводит заседания Координационного совета по охране труда, организует контроль, за выполнением принятых решений.
5.6.3. Координирует деятельность отраслевого (функционального) органа Администрации, занимающегося вопросами охраны труда.
5.6.4. Утверждает планы работы Координационного совета по охране труда.
5.6.5. Заслушивает отчеты должностных лиц по вопросам охраны труда.
5.7. Отраслевой (функциональный) орган Администрации, занимающийся вопросами охраны труда, - служба социально-трудовых отношений:
5.7.1. Осуществляет муниципальное управление охраной труда, взаимодействие с Министерством социального развития Московской области, Государственной инспекцией труда в Московской области, координацию действий с другими органами надзора (контроля) и работодателями.
5.7.2. Обеспечивает взаимодействие всех структур, участвующих в управлении охраной труда на территории городского округа.
5.7.3. Разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны труда, муниципальных программ (подпрограмм), Планов-мероприятий по улучшению условий и охраны труда в подведомственных организациях.
5.7.4. Принимает участие в комиссиях по проверке знаний требований охраны труда в аккредитованных образовательных организациях (по согласованию).
5.7.5. Оказывает консультативную помощь руководителям организаций в вопросах организации работ по охране труда.
5.7.6. Организует проведение семинаров, Дней охраны труда, территориальных конкурсов на лучшую организацию работ по охране труда и других мероприятий.
5.7.7. Оказывает содействие организациям в принятии участия в региональных этапах конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда.
5.7.8. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Координационного совета по охране труда.
5.7.9. Организует и проводит мониторинг специальной оценки условий труда, состояния охраны труда в муниципальных организациях городского округа.
5.7.10. Осуществляет анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разрабатывает предложения по их предупреждению.
5.7.11. Организует и осуществляет ведомственный контроль за соблюдением в муниципальных организациях законодательства по охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5.7.12. Участвует в составе комиссий по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
5.7.13. Обобщает и распространяет передовой опыт по охране труда.
5.7.14. Рассматривает обращения граждан по вопросам охраны труда.
5.8. Отраслевые (функциональные) органы Администрации:
5.8.1. Оказывают содействие службе социально-трудовых отношений в организации работы по охране труда в подведомственных организациях с учетом требований отраслевых (ведомственных) положений, стандартов, приказов, в проведении семинаров, Дней охраны труда, в проведении мониторингов условий и охраны труда.
5.8.2. Участвуют в разработке и реализации муниципальной Программы (подпрограммы) по улучшению условий и охраны труда в организациях городского округа.
5.9. Координационный совет по охране труда городского округа Люберцы Московской области:
5.9.1. Координационный совет по охране труда городского округа Люберцы Московской области (далее - Координационный совет) является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, координирующим деятельность в сфере охраны труда Администрации, органов государственной власти Московской области, органов государственного надзора и контроля, государственных учреждений, работодателей, объединений работодателей и профессиональных союзов и других заинтересованных организаций, действующих на территории городского округа.
5.9.2. В состав Координационного совета по охране труда включаются представители Администрации, представители органов надзора и контроля, территориального филиала регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, работодателей, профсоюзных и иных заинтересованных организаций.
5.9.3. В своей деятельности Координационный совет по охране труда руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, настоящим Положением.
5.9.4. Основной задачей Координационного совета является выработка согласованных решений и предложений на основе мониторинга, анализа и прогнозирования состояния условий и охраны труда на территории городского округа по вопросам:
- Совершенствования системы управления охраной труда на территории городского округа.
- Внедрения в систему управления охраной труда организаций системы управления профессиональными рисками и контроля за состоянием условий труда и профессиональных рисков.
- Расследования и профилактики производственного травматизма и профессиональных заболеваний, оценки эффективности принимаемых мер по их предупреждению.
- Анализа причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний и состояния условий и охраны труда в организациях.
- Разработки и утверждения муниципальных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда.
- Разработки и реализации программ (планов мероприятий) улучшения условий и охраны труда, разделов по улучшению условий и охраны труда трехсторонних территориальных соглашений.
- Обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
- Обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Организации и проведения целевых семинаров (совещаний, выставок, конференций и иных мероприятий) по вопросам охраны труда.
- Реализации мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Распространения передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков.
- Участия организаций городского округа во Всероссийских конкурсах в области охраны труда и в территориальных конкурсах на лучшую организацию работы по охране труда и др.
5.9.5. Координационный совет по охране труда имеет право:
- Запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций, профсоюзов и других необходимые нормативные правовые акты, а также информационные, аналитические, справочные и статистические материалы, касающиеся вопросов охраны труда.
- Заслушивать на заседаниях координационного совета должностных лиц и руководителей (работодателей) организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории городского округа, о состоянии охраны труда в организации, о принимаемых мерах по снижению профессиональных рисков, по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда работников.
- Привлекать при необходимости для рассмотрения вопросов, связанных с реализацией государственной политики по охране труда на территории городского округа, представителей органов исполнительной власти Московской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей и профсоюзов, специалистов учебных заведений и других заинтересованных организаций.
- Готовить и направлять на рассмотрение органов государственной власти всех уровней, профсоюзов и др. предложения по совершенствованию организации работы в области охраны труда.
- По согласованию с работодателями осуществлять выезд на предприятия и в организации в целях изучения передового опыта в сфере безопасности и охраны труда.
- Разрабатывать рекомендации по улучшению условий и охраны труда по итогам рассмотрения соответствующих вопросов.
6. Управление охраной труда в организации
6.1. Управление охраной труда в организации осуществляет работодатель в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (раздел X "Охрана труда"), Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.08.2016 N 438н "Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Московской области и городского округа.
6.2. Для реализации своих обязанностей в области охраны труда работодатель создает систему управления охраной труда (СУОТ) в организации, в рамках которой разрабатываются и утверждаются положения о структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей и специалистов, включая их права в решении вопросов охраны труда, руководствуясь при этом действующим законодательством, в том числе в штат включается должность специалиста по охране труда (численность более 50 чел.).
7. Надзор и контроль в системе управления охраной труда
7.1. Надзор и контроль за состоянием охраны труда направлен на выявление отклонений от требований нормативных правовых актов по охране труда, проверку выполнения работодателями обязанностей по обеспечению охраны труда в организациях и принятию в пределах предоставленных прав эффективных мер по устранению выявленных недостатков.
7.2. В соответствии с действующим законодательством государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляются Государственной инспекцией труда по Московской области и федеральными органами надзора и контроля, действующими на территории Московской области и городского округа, в соответствии с положениями об этих органах. Органами местного самоуправления в отношении подведомственных организаций осуществляется ведомственный контроль.
8. Информация в системе управления охраной труда
8.1. Обязательным условием эффективного функционирования Системы является обеспечение ее участников на всех уровнях достоверной и своевременной информацией.
8.2. В системе управления охраной труда сбор, обработку и анализ информации (мониторинг) обеспечивает служба социально-трудовых отношений Администрации.
8.3. В целях реализации права работников на получение достоверной информации о состоянии условий и охраны труда, существующем риске повреждения здоровья, а также для привлечения внимания населения к проблемам охраны труда служба социально-трудовых отношений Администрации организует систематическую публикацию в средствах массовой информации материалов, освещающих состояние условий и охраны труда на территории городского округа, опыт работы организаций по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации городского округа Люберцы Московской области от 20 октября 2020 г. N 3455-ПА "Об организации системы управления охраной труда в городском округе Люберцы Московской области"
Вступает в силу с 4 декабря 2020 г.
Текст постановления опубликован в сетевом издании городского округа Люберцы (https://люберцы.рф); в Приложении к газете "Люберецкая панорама" - "Вестник официальных документов" от 3 декабря 2020 г., N 44