Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2021 г. N 242-П
"Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа"
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе разработать и утвердить соответствующие положения о системах оповещения населения.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2012 года N 706-П "Об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 декабря 2014 года N 1015-П "О внесении изменений в Положение об обеспечении своевременного оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий на территории Ямало-Ненецкого автономного округа";
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 21 апреля 2016 года N 365-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2012 года N 706-П";
пункт 9 изменений, которые вносятся в некоторые нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденных постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 26 декабря 2019 года N 1407-П;
постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 апреля 2020 года N 529-П "О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 августа 2012 года N 706-П".
Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа |
Д.А. Артюхов |
Утверждено
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2021 г. N 242-П
Положение
о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа
I. Общие положения
1. Положение о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РАСЦО, Положение, автономный округ) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Федеральным законом от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения".
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к РАСЦО, порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. В Положении применяются следующие понятия:
3.1. оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите;
3.2. сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций органами управления и силами гражданской обороны и территориальной подсистемы автономного округа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты;
3.3. экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты;
3.4. комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций автономного округа (далее - КСЭОН) - элемент РАСЦО, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах;
3.5. зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей;
3.6. информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности;
3.7. специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
4. РАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств КСЭОН, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
5. В состав РАСЦО входят муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения (далее - МАСЦО) и локальные системы оповещения.
МАСЦО и локальные системы оповещения, созданные в автономном округе, должны быть сопряжены на программном и аппаратном уровнях с РАСЦО.
Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО являются административные границы автономного округа и муниципального образования в автономном округе соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности РАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
7. РАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Требования).
8. РАСЦО может быть задействована как в мирное время, так и в военное время.
II. Назначение и основные задачи РАСЦО
9. РАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения автономного округа, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
10. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и ТП РСЧС;
- главного управления МЧС России по автономному округу (далее - ГУ МЧС России по автономному округу);
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления в автономном округе;
- единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований в автономном округе;
- сил ГО и ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения (далее - организация);
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов исполнительной власти автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в автономном округе;
- людей, находящихся на территории автономного округа.
11. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления ТП РСЧС соответствующего уровня.
III. Порядок задействования РАСЦО
12. Основной способ оповещения населения автономного округа - передача сигналов оповещения и речевой информации по каналам и сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в автономном округе, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Исполнительные органы государственной власти автономного округа в зависимости от территории распространения средств массовой информации или от территории, на которой оказываются услуги связи, инициируют распространение редакциями средств массовой информации и операторами связи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
13. Орган повседневного управления ТП РСЧС регионального уровня, получив в системе управления ГО и ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Губернатора автономного округа, а также до органов управления и сил ГО и ТП РСЧС.
14. Решение на задействование РАСЦО принимается Губернатором автономного округа (либо лицом, его замещающим) лично или через начальника ГУ МЧС России по автономному округу (либо лица, его замещающего).
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Губернатора автономного округа.
15. Непосредственное задействование РАСЦО осуществляет оперативный дежурный Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по автономному округу (далее - ЦУКС).
ЦУКС является уполномоченным органом на обеспечение передачи сигналов оповещения и экстренной информации операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации на региональном уровне.
16. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования РАСЦО.
В автоматическом режиме функционирования РАСЦО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) РАСЦО осуществляется оперативным дежурным ЦУКС с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования оперативный дежурный ЦУКС осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, организует задействование громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения.
Основной режим функционирования РАСЦО - автоматизированный.
17. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению при задействовании РАСЦО осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест оперативного дежурного ЦУКС.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся ГУ МЧС России по автономному округу совместно с ЦУКС.
18. Для обеспечения своевременной передачи населению автономного округа сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
19. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности автономного округа (далее - КЧС и ОПБ).
20. Порядок действий оперативного дежурного ЦУКС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
21. Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа, органы местного самоуправления в автономном округе и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления ТП РСЧС, органы повседневного управления ТП РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
IV. Поддержание в готовности РАСЦО
22. Поддержание в готовности РАСЦО организуется и осуществляется органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления в автономном округе и организациями на своих уровнях функционирования ТП РСЧС.
23. С целью контроля за поддержанием в готовности РАСЦО проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности РАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию РАСЦО без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки РАСЦО проверке подлежат все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности РАСЦО проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления ТП РСЧС и органов повседневного управления ТП РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (при наличии филиала и (или) представительства на территории автономного округа, муниципального образования), задействуемых при оповещении населения.
По решению КЧС и ОПБ могут проводиться дополнительные комплексные проверки РАСЦО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальных систем оповещения, входящих в РАСЦО, проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления в автономном округе не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований законодательства Российской Федерации, действующего в отношении РАСЦО.
По результатам комплексной проверки готовности РАСЦО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности РАСЦО, а также уточняется паспорт РАСЦО.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска РАСЦО.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения проверок РАСЦО не допускается.
24. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных РАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
25. Вывод из эксплуатации действующей РАСЦО осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой РАСЦО, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
26. Организация технического обслуживания РАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366.
V. Порядок создания (реконструкции) и совершенствования РАСЦО
27. Планирование строительства новой либо совершенствование действующей РАСЦО должны быть выполнены в соответствии с Требованиями.
28. В ходе развития (строительства) городов, других населенных пунктов, районов (кварталов) городов, жилых комплексов и т.д. проводятся необходимые мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) РАСЦО.
29. Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь установленных технических средств оповещения и других систем оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию РАСЦО.
VI. Порядок финансирования создания, реконструкции и обслуживания РАСЦО
30. Финансирование мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности РАСЦО осуществляется на следующих уровнях функционирования ТП РСЧС:
- на региональном уровне - за счет средств окружного бюджета;
- на муниципальном уровне - за счет средств бюджетов муниципальных образований в автономном округе;
- на объектовом уровне - за счет средств организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Установлено, что система оповещения предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения автономного округа, органов управления и сил ГО и ТП РСЧС об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
В состав РАСЦО входят муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения. Границами зон действия РАСЦО и МАСЦО являются административные границы автономного округа и муниципального образования в автономном округе соответственно.
РАСЦО может быть задействована как в мирное время, так и в военное время.
Основной способ оповещения населения автономного округа - передача сигналов оповещения и речевой информации по каналам и сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в автономном округе, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2021 г. N 242-П "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа"
Вступает в силу с 1 апреля 2021 г.
Текст постановления опубликован в газете "Красный Север" от 6 апреля 2021 г. спецвыпуск N 29, на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти ЯНАО (http://www.yanao.ru) 1 апреля 2021 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 6 апреля 2021 г. N 8900202104060004
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 июля 2023 г. N 536-П
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2023 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2022 г. N 1248-П
Изменения вступают в силу с 4 мая 2023 г.
Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 августа 2022 г. N 761-П
Изменения вступают в силу с 4 августа 2022 г.